Судебный акт
Оспаривание бездействия органа местного самоуправления
Документ от 31.01.2017, опубликован на сайте 08.02.2017 под номером 64431, 2-я гражданская, об обязании установить границы красных линий муниципального образования, установить каждую территориальную зону (в том числе для установления карт (планов) каждой территориальной зоны), а также привести Правила землепользования и застройки города в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ, в том числе путем установления каждой территориальной зоны (карт (планов) каждой территориальной зоны) и границ красных линий территорий общего пользования в виде карт (планов) территориальных зон, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Касымова Э.Р.                                                               Дело № 33а-366/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                31 января 2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Трифоновой Т.П.,

судей Лифановой З.А., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 07 октября 2016 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 08 декабря 2016 года, по которому постановлено:

 

Административный иск прокурора Ульяновского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области, выразившееся в непредставлении в Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области в сроки, установленные законом, сведений об установлении территориальных зон, координатах характерных точек границ указанных зон и видах разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, либо реквизитов правового акта, которым такой перечень утвержден.

Обязать Муниципальное учреждение «Администрация муниципального образования «Город Новоульяновск» предоставить в Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области сведения об установлении территориальных зон, координатах характерных точек границ указанных зон и видах разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, либо реквизитов правового акта, которым такой перечень утвержден, в срок до 31.12.2017.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения  прокурора Карабанова А.С., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд с исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Администрации МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области в сроки, установленные законом, сведений об установлении территориальных зон, координатах характерных точек границ указанных зон и видах разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, либо реквизитов правового акта, которым такой перечень утвержден; о возложении на Муниципальное учреждение «Администрация муниципального образования «Город Новоульяновск» обязанности предоставить в Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области сведений об установлении территориальных зон, координатах характерных точек границ указанных зон и видах разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, либо реквизитов правового акта, которым такой перечень утвержден, в срок до 31.12.2017.

Требования мотивированы тем, что обязанность органа местного самоуправления по предоставлению указанных сведений предусмотрена частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Однако в нарушение действующего законодательства орган местного самоуправления -  Муниципальное учреждение «Администрация муниципального образования «Город Новоульяновск» не представило предусмотренные законом сведения в Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области сведения об установлении территориальных зон, координатах характерных точек границ указанных зон и видах разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Администрация муниципального образования «Город Новоульяновск»  не соглашается с решением суда.

Указывает на то, что Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области, утвержденными решением Городской Думы муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области от 29.08.2013 № 73 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области, установлены территориальные зоны муниципального образования и виды разрешенного использования земельных участков в каждой территориальной зоне.

Исходящим письмом № *** от 25.12.2013  в адрес Директора Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области было направлено сообщение о принятии Городской Думой муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области решения от 29.08.2013 № 73 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области в новой редакции. Таким образом, администрацией муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области была исполнена обязанность по передаче сведений, предусмотренных статьей 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Кроме того,  Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области с картой градостроительного зонирования находятся в свободном доступе в сети Интернет на официальном сайте Администрации.  

При принятии решения судом не учтено, что исполнение решения в срок до 31.12.2017 не представляется возможным ввиду отсутствия финансирования, а также необходимости более продолжительного времени для проведения всех предусмотренных законом процедур. Изначально необходимо внести изменения в Генеральный план МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области.  Для проведения указанных работ необходимо выделение финансирования, которое осуществляется путем внесения изменений в бюджет. После решения вопроса о выделении финансирования необходимо заключение государственного контракта на проведение работ по подготовке проекта изменений в Генеральный план, затем проведение самих работ по подготовке проекта изменений в Генеральный план, утверждение указанных изменений, их опубликование. Все вышеперечисленные мероприятия могут быть проведены при наличии финансирования. Стоимость работ составляет от 8 до 12 млн. руб. Срок выполнения работ около 12 месяцев.

После изменений в Генплан вносятся соответствующие изменения в Правила землепользования и застройки. Стоимость проведения работ по внесению изменений в Правила землепользования и застройки составляет около 8 млн. работ, срок выполнения работ от 7 до 9 месяцев.

Решение принято судом без учета того, что с 01.01.2017 ст. 15 Закона № 221-ФЗ, на основании которой принято оспариваемое решение, признана утратившей силу.

В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Ульяновского района Жаднов О.Ю. просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

В судебное заседание не явились представители Администрации МО «Город Новоульяноск» Ульяновской области, ФГБУ «ФКП Росреестрта по Ульяновской области», Департамента государственного имущества и земельных отношений по Ульяновской области, департамента архитектуры и градостроительства по Ульяновской области. О дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе,  утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

Пунктом 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ уставлено, что правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Статья 37 Градостроительного кодекса РФ определяет виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Согласно ч. 2 и 3 указанной статьи виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Новоульяновск» были утверждены решением Городской Думы  МО «Город Новоульяновск» от 29.08.2013 № 73. Указанные Правила, в частности,  устанавливали следующие виды территориальных зон: жилые зоны, общественно-деловые зоны, производственные зоны,  зону инженерной и транспортной инфраструктур, зоны  сельскохозяйственного использования, зону рекреационного назначения, зоны специального назначения.

На момент принятия решения суд руководствовался положениями  Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ  «О государственном кадастре недвижимости» в редакции, действовавшей до 01.01.2017. 

В соответствии со ст. 1 указанного Федерального закона (с 01.01.2017 наименование закона «О кадастровой деятельности») он  регулировал отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.

Статьей 3 указанного Федерального закона в редакции, действовавшей до 01.01.2017, предусматривалось, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).

В соответствии с частью 5 ст. 4 указанного Федерального закона сведения вносились в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.

В соответствии с п. 1-5 ст. 10 указанного Федерального закона в государственный кадастр недвижимости вносились следующие сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, территориях объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации:

1) индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон или территорий;

2) описание местоположения границ таких зон или территорий;

3) наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении или изменении таких зон или границ территорий;

4) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон или границ территорий, а также источники официального опубликования этих решений;

5) содержание ограничений использования объектов недвижимости в границах соответствующих территорий либо в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.

Указанные сведения в орган кадастрового учета должен был предоставлять орган местного самоуправления после вступления в силу правового акта, который был принят таким органом, и которым устанавливались или изменялись территориальные зоны или зоны с особыми условиями использования территории, либо отменялось установление такой зоны (ч. 6 ст. 15 Федерального закона № 221-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2017).  На момент  принятия Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Новоульяновск» необходимые для кадастрового учета сведения должны были предоставляться в орган кадастрового учета в течение 10 дней со дня вступления в силу указанных Правил.

Вместе с тем предусмотренную законом обязанность по предоставлению в оран кадастрового учета необходимых сведений орган местного самоуправления – администрация МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области не исполнила.

Довод апелляционной жалобы о том, что обязанность по предоставлению в орган кадастрового учета сведений администрация МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области исполнила путем уведомление органа кадастрового учета об утверждении Правил землепользования и застройки  муниципального образования «Город Новоульяновск», является несостоятельным.

Порядок и форма предоставления сведений на момент принятия Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Новоульяновск» были определены Положением об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 618.  Впоследствии эти вопросы регламентировались Правилами направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требования к формату таких документов в электронной форме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 № 71.

То обстоятельство, что Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Новоульяновск» с картой градостроительного зонирования находятся в свободном доступе в сети Интернет на официальном сайте Администрации МО «Город Новоульяновск» также не освобождает орган местного самоуправления от предоставления в орган кадастрового учета необходимых сведений в установленной законом форме.

Не имеет правового значения довод апелляционной жалобы о том, что с 01.01.2017 положения ст. 15 Федерального закона № 221-ФЗ утратили силу.

Администрация МО «Город Новоульяновск» не исполняла обязанность по предоставлению в орган кадастрового учета необходимых сведений с  2013 года, то есть с момента принятия Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Новоульяновск» и до момента принятия судом решения.  На момент принятия судом решения ст. 15 Федерального закона № 221-ФЗ являлась действующей.

Не являются основанием для отмены решения суда и доводы апелляционной жалобы о невозможности исполнения решения суда в срок до 31.12.2017 ввиду отсутствия финансирования, а также о необходимости более длительного срока для исполнения решения суда. 

Отсутствие финансирования не освобождает орган местного самоуправления от выполнения возложенных на него законом обязанностей.

Невозможность исполнения решения суда в установленный срок может явиться в последующем основанием для обращения в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 07 октября 2016 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 08 декабря 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: