Судебный акт
Оспаривание отказа в постановке на учет для получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья
Документ от 24.01.2017, опубликован на сайте 30.01.2017 под номером 64240, 2-я гражданская, о возложении обязанности поставить на учет, оформить учетное дело, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Чернова Н.В.                                         Дело № 33-260/2017 ( № 33-6415/2016)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              24 января 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

при секретаре  Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Гурьянова Олега Николаевича на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 11 ноября 2016 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Гурьянова О*** Н*** к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, незаконным отказа в постановке на учет для получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности о постановке на учет для приобретения  или строительства жилого помещения, отказать в полном объеме.

 

Заслушав доклад судьи Чурбанова Е.В., пояснения истца Гурьянова О.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчиков  Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области Мошкова А.Ю.,  возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Гурьянов О. Н. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; незаконным отказа в постановке на учет для получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение  или строительство жилого помещения, взыскании расходов по оплате государственной пошлины 300 руб.

В обоснование иска Гурьянов О.Н. указал, что работает *** *** УФСИН России по Ульяновской области. ***.2013 он обратился с рапортом для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты (ЕСВ).  Решением  комиссии ФСИН России ему было отказано в постановке на учет в связи с совершением действия, повлекшего ухудшение жилищных условий. Решение ответчика считал незаконным, т.к. снятие его и жены с регистрационного учета по прежнему месту жительства и регистрация их по месту жительства в жилом помещении, которое  принадлежит на праве собственности его жене, не является ухудшением жилищных условий. Полагал, что вселение всей их семьи в одно жилое помещение не может рассматриваться как действие, повлекшее намеренное ухудшение жилищных условий. Действия ответчиков нарушают его права и влекут за собой лишение его права на предусмотренную законом единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения. Письмо из УФСИН России по Ульяновской области, к которому приложена выписка из протокола № 39 от 14.07.2015 он получил 09.05.2016.

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Гурьянов О.Н. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. При этом указывает, что в силу действующего законодательства вселение в жилое помещение супруги и несовершеннолетних детей, мотивированное любыми причинами, не может расцениваться как ухудшение сотрудником своих жилищных условий и не может служить основанием для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. Кроме того, ссылаясь на апелляционное определение Ульяновского областного суда от 27.10.2015, считает, что регистрация лица по месту жительства или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения.

Дело рассмотрено в отсутствие  третьих лиц Гурьяновой О.Ю., Гурьянова В.О., извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Гурьянов О.Н. *** года рождения,  проходит службу в уголовно-исполнительной системе России в должности *** *** УФСИН России по Ульяновской области. Его выслуга лет в календарном исчислении на 04 декабря 2013 года составляла более 14 лет.

Согласно  части  1 статьи  4 Федерального закона от 30.12. 2012  N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Частью 3 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ установлено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник в том числе не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункты 1 и 2).

Гурьянов О.Н. 04.12.2013 обратился в территориальную подкомиссию Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в целях предоставления единовременной социальной выплаты, предоставив необходимые документы.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (пункт 6 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ0).

Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369. Пунктом 3 Правил определено, что единовременная социальная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти или уполномоченного им руководителя, которое оформляется приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.

К федеральным органам исполнительной власти в целях настоящих Правил относится в том числе Федеральная служба исполнения наказаний,

Принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4 Правил).

03.03.2014 территориальной подкомиссией УФСИН России по Ульяновской области заявление истца было рассмотрено, принято решение о направлении пакета документов, представленных Гурьяновым О.Н., в Комиссию ФСИН России для решения вопроса о постановке его с членами семьи на учет в целях получения единовременной социальной выплаты.

Решением комиссии ФСИН России от 14.07.2015 (протокол № 39) Гурьянову О.Н. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с п. 12 Правил в связи с ухудшением жилищных условий в 2013 году.

Согласно п. 12 Правил в случае, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.

Из представленных документов следует, что Гурьянов О.Н. с *** состоит в браке с Г*** (К***) О.Ю. От брака имеют сына Г*** В*** О***, *** года рождения.

Супруга истца Г*** О.Ю. и сын истца Г*** В.О. до 14.08.2009 были зарегистрированы в жилом помещении общей площадью 45,26 кв.м., расположенном по адресу ***. На дату   снятия Гурьяновой О.Ю. с регистрационного учета по указанному адресу было зарегистрировано 5 человек.

Истец и его сын Г*** В.О. до 03.09.2013 были зарегистрированы в жилом доме общей площадью 116 кв.м., принадлежащем в 1\2 доле матери истца Г*** Л.Н., по адресу ***.

Гурьянов О.Н.  с 06.09.2013, Г*** В.О. – с 02.10.2013, Г*** О.Ю. с  21.08.2009 зарегистрированы и проживают по адресу город ***. Собственником квартиры с 01.07.2011 является   Г*** О.Ю. Общая площадь данной квартиры  составляет 26,27 кв.м.  С 28.12.2007 в данной квартире зарегистрирован отец Г*** О.Ю. – К*** Ю.М.

Таким образом, до выселения 14.08.2009 Г*** О.Ю. и Г*** В.О. из жилого помещения по адресу город ***   на каждого члена семьи истца приходилось 22,35 кв.м.

До выселения 03.09.2013 Г*** О.Н. и Г*** В.О. из жилого помещения  по адресу *** на каждого члена семьи   истца приходилось по 17,26 кв.м.

Таким образом, Гурьяновы были обеспечены жилой площадью более 15 кв.м. и не являлись нуждающимися в  улучшении жилищных условий.

После вселения 06.09.2013 Гурьянова О.Н. и 02.10.2013 Г*** В.О. в жилое помещение по адресу *** на каждого члена семьи  истца  приходится по 6,56 кв.м.

Кроме того необходимо учитывать и то, что на момент регистрации  Г*** Ю.А. и Г*** В.О. в квартире  ***, данное жилое помещение являлось муниципальной собственностью, Гурьяновы были вселены туда  в качестве членов семьи нанимателя, а в последующем при приватизации квартиры  матерью и отчимом Г*** О.Ю.  отказались от приватизации квартиры на несовершеннолетнего Г*** В.О. Решением Засвияжского районного суда города Ульяновска от 31.01.2014 право собственности на указанную квартиру было признано только  за П*** А.Н. и К*** М.В. (матерью Г*** О.Ю.).

Дав верную правовую оценку представленным доказательствам в их совокупности, суд обоснованно  пришел к выводу о правомерности отказа Гурьянову О.Н. в постановке на учет для получения  единовременной социальной выплаты в связи с совершением действий, повлекших ухудшение  жилищных условий в 2013 году, что подпадает под одной из оснований , предусмотренных частью 8 статьи 4  Федерального закона от 30.12.2012 № 282-ФЗ, а также в соответствии с п.12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РОФ от 24.04.2013 № 369 в связи с ухудшением  супругой жилищных условий в 2009 году.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что закон не ограничивает  возможность вселения в жилое помещение принадлежащее одному из супругов другого супруга и детей, соответственно это не является намеренным ухудшением жилищный условий, основаны на неверном толковании  закона, а потому  не ставят под сомнение правильность принятого судом решения.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).

Согласно части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей (часть 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).

Перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, по смыслу приведенной нормы, не является исчерпывающим.

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил).

Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.

Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которых следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются намеренные действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.

Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Как установлено судом, Гурьянов О.Н. и его сын Г*** В.О.  до 06.09.2013 и 02.10.2013 соответственно  (непосредственно до обращения с заявлением о постановке на учет для получения ЕСВ) были зарегистрированы по месту жительства в принадлежащем его матери (бабушке)  жилом помещении, находящемся по адресу: ***, как члены семьи собственника жилого помещения. В связи с этим Г*** О.Н. и В.О. имели право пользования указанным жилым помещением наравне с собственником ввиду отсутствия соглашения с собственником об ином статусе членов его семьи и были обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи в размере более 15 кв. метров, следовательно, не являлись нуждающимися в жилом помещении.

Доказательств того, что снятие истца и его сына с учета по вышеуказанному адресу явилось вынужденной мерой в связи с объективными обстоятельствами суду не представлено.

А поскольку истец и его сын зарегистрировались в жилом помещении, принадлежащем Г*** О.Ю., в результате чего их обеспеченность жилой площадью стала менее 15 кв.м., непосредственно до обращения с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение, строительство жилья, вывод суда о намеренном  ухудшении истцом жилищных условий является верным.  

В остальной части доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 11 ноября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Гурьянова О*** Н*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: