Судебный акт
О назначении пенсии
Документ от 17.01.2017, опубликован на сайте 30.01.2017 под номером 64219, 2-я гражданская, о назначении пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Богомолов С.В.                                                       Дело № 33-182/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     17 января 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Фоминой В.А., Казаковой М.В.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Ленинском районе города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 октября 2016 года, по которому постановлено:

Исковые требования Зубарева А*** П*** удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области зачесть Зубареву А*** П*** в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», периоды его работы: с 01.08.1996 по 30.06.1997, с 01.11.1999 по 07.11.2001, с 11.11.2001 по 16.11.2002, с 23.11.2002 по 30.06.2005, с 07.10.2010 по 26.10.2010, с 17.11.2002 по 22.11.2002, с 15.10.2006 по 19.10.2006, с 05.10.2008 по 09.10.2008, с 13.10.2009 по 17.10.2009, с 23.03.2010 по 28.03.2010, с 27.10.2012 по 04.11.2012, с 16.09.2013 по 22.09.2013 в льготном исчислении – 1 год за 1 год и 6 месяцев.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области назначить Зубареву А*** П*** досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» с 21 августа 2016 года.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Зубарев А.П. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Ленинском районе города Ульяновска Ульяновской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости.

В обоснование иска указал, что 18.08.2016 он обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе города Ульяновска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Решением ответчика от 02.09.2016 в назначении досрочной страховой пенсии отказано в связи с отсутствием необходимого стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии. При этом ответчик не включил в его специальный стаж в льготном исчислении период с 01.08.1996 по 30.06.1997 в должности врача-интерна по хирургии хирургического отделения в У***; с 01.11.1999 по 07.11.2001, с 11.11.2001 по 16.11.2002, с 23.11.2002 по 30.06.2005 в должности *** в МУЗ «У***»; с 07.10.2010 по 26.10.2010 в должности заведующего *** в МУЗ «С***; периоды нахождения в командировках с 17.11.2002 по 22.11.2002, с 15.10.2006 по 19.10.2006, с 05.10.2008 по 09.10.2008, с 13.10.2009 по 17.10.2009, с 23.03.2010 по 28.03.2010, с 27.10.2012 по 04.11.2012, с 16.09.2013 по 22.09.2013. Решение ответчика считал незаконным.

Просил обязать Управление Пенсионного фонда в Ленинском районе города Ульяновска включить в специальный стаж в льготном исчислении спорные периоды и назначить досрочную страховую пенсию с 21 августа 2016 года

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены ГУЗ «Ульяновский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи имени заслуженного врача России Е.М. Чучкалова», ГУЗ «Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн».

Рассмотрев данный спор, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г.Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить. При этом указывает, что периоды работы в должности врача-интерна по хирургии хирургического отделения в У*** не могут быть засчитаны в специальный стаж, поскольку в Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 15.10.1999 № 377, должность «врача-интерна» выделена как самостоятельная должность, прямо не отнесена к числу врачей-специалистов. Данный приказ утратил силу в связи с изданием приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №540. Действующим в настоящее время Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 года №541н, в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» должность врача-интерна не предусмотрена. Полагает, что факт участия истца эпизодически в плановых и в экстренных операциях в качестве оперирующего врача, а также в качестве ассистента оперирующей бригады без занятия штатной должности оперирующего врача-хирурга не дает ему права на льготное исчисление спорного периода работы. Считает неправомерным включение в специальный стаж истца в льготном исчислении периодов работы с 01.11.1999 по 07.11.2001, с 11.11.2001 по 16.11.2002, с 23.11.2002 по 30.06.2005 в должности *** в МУЗ «У***», так как Перечнями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066, предусмотрены «оперирующие врачи-специалисты отделений хирургического профиля стационаров». Период работы с 01.11.1999 по 08.11.2010 также не может быть засчитан в льготном исчислении, так как согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 01.11.1999, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. Периоды нахождения в командировках в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 не подлежат включению в специальный стаж. Полагает безосновательным включение в специальный стаж в льготном исчислении периода работы с 07.10.2010 по 26.10.2010 в должности заведующего *** в МУЗ «С***, так как данное учреждение не поименовано в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (пп. 20 п. 1 ст. 30 Закона).

В соответствии с п. 3 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30.

Пунктом 2 ст. 30 Закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.1 пп. «н» и п.3 пп. «в» Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающий право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.1 пп.20 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, Списки и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1066 (на период работы с 01.11.1999 по 31.12.2001), Списки и Правила, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 (на период работы с 01.01.1992 по 31.10.1999).

Из материалов дела следует, что 18.08.2016 Зубарев А.П. обратился в УПФР в Ленинском районе г.Ульяновска с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья по нормам Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан УПФР от 02.09.2016 № *** в назначении пенсии истцу отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа, который согласно протоколу № *** от 02.09.2016 составляет 26 лет 06 месяцев 07 дней.

Не согласившись с данным решением, Зубарев А.П. обратился в суд с вышеуказанным иском.

Разрешая заявленные Зубаревым А.П. требования, суд первой инстанции, учитывая Положение об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, утвержденное Приказом Министерства здравоохранения СССР от 20 января 1982 года № 44, согласно которому во время прохождения интернатуры при осуществлении функций врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной работе; на врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения; в отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности, Постановление Министерства труда РФ от 22.03.1993 № 62 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации» (в ред. постановлений Минтруда РФ от 30.12.1993 № 188 и от 23.05.1995 № 30), и установив, что в период с 01.08.1996 по 30.06.1997 Зубарев А.П. проходил интернатуру в хирургическом отделении У***, участвовал в проведении плановых и экстренных операций, осуществлял функции оперирующего врача-хирурга в отделении хирургического профиля стационара, обоснованно принял решение о включении указанного периода в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в льготном исчислении из расчета один год работы за один год и шесть месяцев.

Правомерно судом разрешены и требования Зубарева А.П. о включении в специальный стаж истца в льготном исчислении периодов работы с 01.11.1999 по 07.11.2001, с 11.11.2001 по 16.11.2002, с 23.11.2002 по 30.06.2005 в должности *** в МУЗ «У***». При этом суд руководствовался Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, согласно которым лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев(подпункт «б» пункта 5 Правил). В указанном Перечне в числе наименований структурных подразделений указаны отделения хирургического профиля, в том числе эндоскопическое, а в числе наименований должностей - должности оперирующих врачей – специалистов всех наименований, в том числе оперирующих врачей-заведующих.

На основании справки ГУЗ «У***», протоколов операций судом первой инстанции объективно установлено, что в периоды с 01.11.1999 по 07.11.2001, с 11.11.2001 по 16.11.2002, с 23.11.2002 по 30.06.2005 Зубарев А.П., работая в должности *** в МУЗ «У***», в режиме нормального рабочего времени принимал участие в плановых и в экстренных операциях в качестве оперирующего врача, а также ассистента оперирующей бригады, проводил эндоскопическое лечение и наблюдение за больными в условиях стационара, кроме того в спорные периоды являлся лечащим врачом одной из палат в *** хирургическом отделении МУЗ «У***», где также систематически участвовал в операциях в качестве врача оперирующей бригады.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, с учетом изложенных обстоятельств районный суд правомерно обязал пенсионный орган включить в специальный стаж истца вышеуказанные периоды в льготном исчислении.

Как установлено судом, в период с 01.02.2009 по 06.10.2010 Зубарев А.П. работал в должности заведующего *** в МУЗ «У*** с 07.10.2010 по 26.10.2010 - в должности заведующего *** в МУЗ «С***, с 27.10.2010 по 08.11.2010 - в должности заведующего *** в ГУЗ «У***».

Фактически истец работал в одном медицинском учреждении в указанной должности, в период его работы изменялось лишь наименование учреждения, задачи и функции указанных учреждений здравоохранения связаны с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, работа истца в данной должности в указанных учреждениях засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, что подтверждается льготно-уточняющей справкой, выданной ГУЗ «У***». При этом ответчик засчитал истцу в специальный стаж в льготном исчислении периоды работы истца в должности заведующего *** в МУЗ «У***» и в ГУЗ «У***», т.е. непосредственно до и после спорного периода.

Также правильно разрешен иск и в части включения в специальный стаж в льготном исчислении периодов нахождения истца в служебных командировках.

Материалами дела установлено, что Зубарев А.П., работая в должности врача-***, заведующего *** в МУЗ «У***», оперирующего заведующего хирургическим отделением – врача-хирурга в ГУЗ «У***», в периоды с 17.11.2002 по 22.11.2002, с 15.10.2006 по 19.10.2006, с 05.10.2008 по 09.10.2008, с 13.10.2009 по 17.10.2009, с 23.03.2010 по 28.03.2010, с 27.10.2012 по 04.11.2012, с 16.09.2013 по 22.09.2013 находился в служебных командировках.

В соответствии с нормами статьи 167 Трудового кодекса РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка.

Поскольку в период работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Списками, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, истец направлялся работодателем в служебные командировки, за ним сохранялось рабочее место и заработная плата, отказ ответчика во включении данных периодов в специальный стаж истца носил неправомерный характер.

Довод апелляционной жалобы о том, что периоды нахождения истца в служебных командировках не могут быть включены в специальный стаж, основан на неправильном толковании норм пенсионного законодательства, подлежащих применению к спорным правоотношениям.

С учетом спорных периодов и их исчисления в льготном порядке стаж истца на момент его обращения в пенсионный орган составил более 30 лет, в связи с чем суд правильно обязал ответчика назначить страховую пенсию Зубареву А.П. с 21 августа 2016 года согласно заявленным истцом требованиям.

Ссылка в апелляционной жалобе на судебную практику по аналогичному делу не может быть принята во внимание, поскольку действующим законодательством судебный прецедент не предусмотрен в качестве источника права и у суда отсутствует обязанность принимать решение по делу в соответствии с состоявшимся решением по другому судебному спору.

Поскольку другие доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции, либо опровергали бы выводы судебного решения, и фактически направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, то они подлежат отклонению.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальное и процессуальное законодательство применено судом правильно.

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 октября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Ленинском районе города Ульяновска - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: