Судебный акт
О признании бездействия незаконным
Документ от 17.01.2017, опубликован на сайте 27.01.2017 под номером 64130, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Богомолов С.В.                                              Дело № 33а-160/2017 (6312/2016)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                        17 января 2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Королёвой А.В.,

судей Васильевой Е.В., Трифоновой Т.П.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 сентября 2016 года, по которому постановлено:

 

Административный иск прокурора Заволжского района г. Ульяновска удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации города Ульяновска, выраженное в неисполнении возложенных обязанностей по содержанию пешеходных ограждений: у МБОУ СШ № 22 (ул. Оренбургская, 38), МБОУ СШ № 81                   (ул. Карбышева, 2), МБОУ СШ № 17 (ул. 40-летия Победы), МБОУ СШ № 9             (б-р Новосондецкий, 3), МБОУ СШ № 20 (б-р Новосондецкий, 4) в Заволжском районе г. Ульяновска.

Обязать администрацию города Ульяновска произвести установку пешеходных ограждений у МБОУ СШ № 22 (ул. Оренбургская, 38), МБОУ СШ № 81                   (ул. Карбышева, 2), МБОУ СШ № 17 (ул. 40-летия Победы), МБОУ СШ № 9             (б-р Новосондецкий, 3), МБОУ СШ № 20 (б-р Новосондецкий, 4) в Заволжском районе г. Ульяновска.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора Карабанова А.С., полагавшего решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Заволжского района г. Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к администрации города Ульяновска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности произвести установку пешеходных ограждений. В обоснование требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой района совместно с УГИБДД УМВД России по Ульяновской области проверки соблюдения законодательства, регламентирующего вопросы организации благоустройства и дорожного движения на территории Заволжского района                 г. Ульяновска, выявлены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, а именно: требований ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». В нарушение п. 8.1.27 ГОСТ 52289-2004 у нерегулируемых наземных пешеходных переходов на улицах, проходящих вблизи детских учреждений: МБОУ СШ № 22 (ул. Оренбурская, 38), МБОУ СШ № 81         (ул. Карбышева, 2), МБОУ СШ № 17 (ул. 40-летия Победы), МБОУ СШ № 9             (б-р Новосондецкий, 3), МБОУ СШ № 20 (б-р. Новосондецкий, 4) отсутствуют удерживающие пешеходные ограждения. Соблюдение указанных требований является обязательными и направлено на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Просил признать бездействие ответчика по неисполнению обязательств по содержанию пешеходных ограждений около названных образовательных учреждений незаконным, и обязать ответчика произвести установку пешеходных ограждений у МБОУ СШ № 22 (ул. Оренбурская, 38), МБОУ СШ № 81 (ул. Карбышева, 2), МБОУ СШ № 17 (ул. 40-летия Победы), МБОУ СШ № 9 (б-р Новосондецкий, 3), МБОУ СШ № 20 (б-р. Новосондецкий, 4) в Заволжском районе г.Ульяновска.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска просит отменить принятое по делу решение как незаконное и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что со стороны администрации города Ульяновска отсутствует незаконное бездействие. Дорожную деятельность в муниципальном образовании «город Ульяновск» осуществляет Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска. Полномочия по содержанию дорог переданы администрацией специально созданному предприятию. В соответствии со ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации города Ульяновска от 18.12.2015 № 6478 «О порядке формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений муниципального образования «город Ульяновск» и финансового обеспечения выполнения муниципального задания», распоряжением Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска № 3/1 от 04.02.2016 МБУ «Правый берег» выдано муниципальное задание на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, в соответствии с которым на данное учреждение возложена обязанность по осуществлению технического обслуживания, содержания, ремонта и установки технических средств организации дорожного движения – пешеходных перильных ограждений. Прокурором не представлены доказательства в подтверждение того, что отсутствие перильных ограждений угрожает безопасности дорожного движения, жизни и здоровью граждан. Указывает, что в связи с недостаточным финансированием муниципального задания, работы по ремонту ведутся в отношении уже заложенных в муниципальное задание перильных ограждений. Ссылается на отсутствие оснований для установки перильных ограждений по ул. Оренбургская, 38 и бульвару Новосондецкому, 3 и 4, так как детские учреждения располагаются внутри квартала и не граничат с проезжей частью, а также на отсутствие доказательств необходимости устройства пешеходных ограждений, поскольку не исследовалась интенсивность пешеходных потоков по указанным в иске адресам.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Заволжского района города Ульяновска Федечко Ф.И. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель администрации города Ульяновска, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще.

Судебная коллегия, с учетом мнения прокурора, определила рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения: программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Статьей 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 N 257-ФЗ к элементам обустройства автомобильных дорог относятся, в том числе, дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения.

Этой же статьей определено, что дорожной деятельностью является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом содержание автомобильных дорог включает в себя комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 данного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в частности, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данной норме корреспондирют п. 5 ст. 3, п. 6 ст. 38 Устава муниципального образования «город Ульяновск», согласно которым  к полномочиям администрации города Ульяновска относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на территории Заволжского района                   г. Ульяновска имеются общеобразовательные учреждения: МБОУ СШ № 22 на           ул. Оренбургская, 38, МБОУ СШ № 81 на ул. Карбышева, 2, МБОУ СШ № 17 на ул. 40-летия Победы, МБОУ СШ № 9 на бульваре Новосондецкий, 3, МБОУ СШ № 20 на бульваре Новосондецкий, 4, автомобильные дороги вблизи которых не оборудованы надлежащими пешеходными переходами, а именно: пешеходные переходы в нарушение требований п. 8.1.27 «ГОСТ Р 52289-2004 не оборудованы пешеходными ограждениями.

Соблюдение указанных требований стандартов является обязательным и направлено на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Принимая решение по делу, суд правомерно признал незаконным бездействие ответчика по соблюдению данных нормативных требований при осуществлении полномочий в области осуществления дорожной деятельности, возложив на администрацию муниципального образования «город Ульяновск» обязанность по обустройству пешеходных переходов ограждениями.

То обстоятельство, что полномочия по содержанию дорог переданы администрацией муниципального образования специально созданному предприятию МБУ «Правый берег», не освобождает административного ответчика от возложенной на него законом обязанности по решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения.

Ссылка администрации города Ульяновска в апелляционной жалобе на то, что МБУ «Правый берег» выдано муниципальное задание на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, в соответствии с которым на данное учреждение возложена обязанность по осуществлению технического обслуживания, содержания, ремонта и установки технических средств организации дорожного движения – пешеходных перильных ограждений, не опровергает установленные судом обстоятельства и не влечет отмену принятого по делу решения.

Из представленных администрацией города Ульяновска в материалы дела доказательств не усматривается, что муниципальное задание включает работы по обустройству пешеходных переходов вблизи названных детских учебных учреждений пешеходными ограждениями.

Доказательств того, что ответчиком приняты меры по организации установки ограждений на пешеходных переходах около данных образовательных учреждений, не представлено.

Ссылка в апелляционной жалобе на недостаточное финансирование, а также другие доводы жалобы не служат основаниями для отмены решения суда.

Судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и объективно оценены представленные в дело доказательства, правильно применены нормы материального и процессуального права, регулирующие правоотношения сторон.

Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, направленным на иную оценку установленных судом обстоятельств, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 сентября 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи