Судебный акт
О взыскании транспортного налога
Документ от 10.01.2017, опубликован на сайте 27.01.2017 под номером 63975, 2-я гражданская, о взыскании транспортного налога, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

                               УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Миллер О.В.                                                    Дело № 33а-117/2017 (6267/2016)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                    10 января 2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Королёвой А.В.,

судей Васильевой Е.В., Трифоновой Т.П., 

при секретаре Бешановой Э.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Куянова И*** С*** на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 09 ноября 2016 года, по которому постановлено:

 

Административные исковые требования  Инспекции Федеральной налоговой службы России по Заволжскому району города Ульяновска к Куянову И*** С*** удовлетворить.

Взыскать с Куянова И*** С***, *** года рождения, проживающего по адресу: город *** в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Заволжскому району города Ульяновска задолженность по транспортному налогу за  2014 год в сумме 15 015 руб., пени по данному налогу за период с 08.12.2014 по 16.10.2015 в сумме 277 руб. 01 коп., всего 15 920 руб. 01 коп.

Взыскать с Куянова И*** С*** в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере  636 руб. 80 коп.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения Куянова И.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Инспекция Федеральной налоговой службы по Заволжскому району города Ульяновска обратилась в суд с административным иском к Куянову И.С. о взыскании задолженности по транспортному налогу, указав, что согласно базе данных владельцев транспортных средств, сформированной по сведениям ГИБДД, ответчик в 2014 году являлся собственником автомобиля «МЕРСЕДЕС БЕНЦ» SLK280, однако в установленный законом срок не уплатил транспортный налог за указанный налоговый период в размере 15 015 руб. На сумму неуплаченного налога с 08.12.2014 по 16.10.2015 начислены пени в размере 277 руб. 01 коп. Направленное в адрес ответчика требование от 27.10.2015 об уплате транспортного налога и пени в срок до 10.02.2016 оставлено без исполнения. Просила взыскать с Куянова И.С. транспортный налог за 2014 год в сумме 15 015 руб., пени за период с 08.12.2014 по 16.10.2015 в сумме 277 руб. 01 коп., всего 15 920 руб. 01 коп.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Куянов И.С. просит отменить принятое по делу решение и прекратить производство по делу. Указывает на отсутствие оснований для взыскания с него транспортного налога за весь 2014 год, поскольку транспортное средство находилось в его собственности до октября 2014 года, так как было продано 13.10.2014. После указанной даты обязанность по уплате налога перешла к новому собственнику транспортного средства Ю***. Ссылается на то, что не имел возможности представить в суд доказательства, подтверждающие указанное обстоятельство, поскольку не был извещен о слушании дела.

В заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще.

Судебная коллегия, с учетом мнения Куянова И.С. определила рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца согласно ст. 150, ч. 2  ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу п. 2 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога (п. 1 ст. 45 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 52 НК РФ).

В силу п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления, которое согласно ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговым органом направляется налогоплательщику.

Из материалов дела усматривается, что согласно сведениям УГИБДД УМВД России по Ульяновской области за Куяновым И.С. в период с 23.11.2013 по 11.04.2015 был зарегистрирован автомобиль «МЕРСЕДЕС БЕНЦ» SLK280, 2008 года выпуска, регистрационный знак ***

В адрес ответчика налоговым органом было направлено налоговое уведомление № *** от 25.03.2015 об уплате транспортного налога за 2014 год за указанный автомобиль в размере 15 015 руб. в срок до 01.10.2015.

В связи с неисполнением в установленный срок обязанности по уплате транспортного налога налоговым органом Куянову И.С. 27.10.2015 было направлено требование № *** об уплате в срок до 10.02.2016 задолженности по транспортному налогу за 2014 год в сумме 15 015 руб. и пени в сумме 277 руб. 01 коп. за период с 08.12.2014 по 16.10.2015 (в том числе: 205 руб. 08 коп. за период с 08.12.2014 по 01.10.2015 от недоимки 2502 руб. 50 коп. и 71 руб. 93 коп.  за период с 02.10.2015 по 16.10.2015 от недоимки в сумме 17 517 руб. 50 коп.).

Согласно п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Указанные уведомление и требование получены Куяновым И.С., соответственно, 08.06.2015 и 11.11.2015, однако задолженность по налогу не была уплачена административным ответчиком.

В соответствии с положениями ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Приходя к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска требований, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком оплата транспортного налога за 2014 год не произведена и сумма начисленных налога и пени не оспорена.

Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства и являются правильными.

Довод Куянова И.С. в апелляционной жалобе о том, что автомобиль «МЕРСЕДЕС БЕНЦ» SLK280, 2008 года выпуска, регистрационный знак ***, продан им по договору купли-продажи от 13.10.2014 и с указанной даты не находится в его пользовании, не служит основанием для освобождения административного ответчика от уплаты транспортного налога с даты заключения договора купли-продажи, поскольку названное транспортное средство было зарегистрировано в органах ГИБДД за Куяновым И.С. до 11.04.2015. Снятие автомобиля с регистрационного учета и регистрация транспортного средства за новым владельцем в установленном порядке не были осуществлены.

В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В силу положений п. 34 раздела IX Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России N БГ-3-21/177 от 09.04.2003, государственную регистрацию автомобилей на территории Российской Федерации осуществляют подразделения Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Пунктом 38 названных Методических рекомендаций предусмотрено, что в случае поступления от физического лица (организации) заявления о том, что на него (нее) не зарегистрировано транспортное средство, указанное в налоговом уведомлении (требовании), налоговый орган должен провести работу по уточнению сведений по конкретному транспортному средству. В этом случае налоговый орган, осуществляющий контроль за полнотой и своевременностью уплаты в бюджет транспортного налога, должен направить в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию транспортных средств, мотивированный запрос об уточнении сведений: о конкретном транспортном средстве; лицах, на которые оно было зарегистрировано; датах регистрации и снятия с регистрации; о всех транспортных средствах, зарегистрированных на конкретное физическое лицо (организацию).

Налоговый орган должен взять на контроль вопрос уточнения указанных выше сведений и своевременность их предоставления в налоговый орган.

При получении уточненных сведений налоговый орган обязан внести необходимые изменения в базу данных, а также известить физическое лицо о выявленных (невыявленных) расхождениях и принятом решении.

На основании положений п. 39 данных Методических рекомендаций органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, сообщают сведения о транспортных средствах в налоговый орган по месту своего нахождения, определяемый управлением МНС России по субъекту Российской Федерации. Управление МНС России по субъекту Российской Федерации может самостоятельно принимать от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, сведения о транспортных средствах.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.

Аналогичная норма предусмотрена в п. 5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001.

В течение налогового периода 2014 года автомобиль «МЕРСЕДЕС БЕНЦ» SLK280, 2008 года выпуска, регистрационный знак ***, был зарегистрирован в УГИБДД МВД России по Ульяновской области за Куяновым И.С.

Реализация автомобиля по договору купли-продажи при отсутствии факта регистрации данных о смене владельца транспортного средства в органах ГИБДД не освобождает Куянова И.С. от уплаты транспортного налога до момента снятия автомобиля с регистрационного учета либо регистрации смены его владельца.

При таких обстоятельствах, вне зависимости от фактического владения указанным транспортным средством, именно Куянов И.С. является плательщиком транспортного налога за 2014 год.

Правовых оснований для освобождения административного ответчика от уплаты транспортного налога не имеется, так как прекращение начисления транспортного налога налоговое законодательство связывает со снятием транспортного средства с регистрационного учета на конкретное лицо.

Довод Куянова И.С. в жалобе о том, что он не был надлежащим образом извещен о месте и времени слушания дела, является несостоятельным.

Из материалов дела усматривается, что суд первой инстанции принимал надлежащие меры к извещению административного ответчика о слушании дела.

24.10.2016 в адрес Куянова И.С. судом было направлено извещение о слушании дела 09.11.2016 в 11 часов 00 минут, которое возвращено в адрес отправителя 03.11.2016 в связи с истечением срока хранения.

В суде апелляционной инстанции Куянов И.С. не отрицал того обстоятельства, что почтовое уведомление было им получено, однако в почтовое отделение для получения судебной корреспонденции он обратился когда посчитал удобным.

В соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234, и Приказом ФГУП «Почта России» от 17.05.2012 N 114-п «Об утверждении Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений» судебные почтовые отправления хранятся в отделении почтовой связи семь календарных дней со дня их поступления, а по истечении установленного срока хранения возвращаются обратно в суд.

Направленное в адрес Куянова И.С. судебное извещение поступило в почтовое отделение по месту регистрации административного ответчика 27.10.2016 и было возвращено в суд 03.11.2016, то есть, на восьмой день хранения.

Неполучение своевременно административным ответчиком в почтовом отделении судебной корреспонденции согласно ст. 100 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации свидетельствует об отказе адресата принять судебное извещение и расценивается судом как извещение последнего о времени и месте судебного разбирательства. При этом риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о законности  и обоснованности принятого по делу решения.

Судом дана объективная оценка доказательствам по делу, нормы материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно.

Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобе не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 09 ноября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Куянова И*** С*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                              

 

Судьи