УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Сапрыкина Е.В. Дело № 33-6130/2016
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
20 декабря 2016 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.
судей Фоминой В.А.,
Чурбановой Е.В.
при секретаре
Штукатурове С.В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Абдрахмановой С*** Р***
на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 30 сентября 2016
года, по которому постановлено:
Исковые требования
Абдрахмановой С*** Р*** удовлетворить частично.
Обязать Управление
Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском
районе г. Ульяновска Ульяновской области засчитать Абдрахмановой С*** Р*** в
специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по
старости, периоды с 03.02.1993 по 30.09.1993 и с 19.04.2011 по 13.06.2011.
В удовлетворении
остальной части исковых требований отказать.
Заслушав доклад
судьи Фоминой В.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Абдрахманова С.Р.
обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда (Государственное
учреждение) в Ленинском районе города Ульяновска Ульяновской области о
досрочном назначении пенсии.
В обоснование иска
указано, что 06.04.2016 истица обратилась в Управление пенсионного фонда РФ по
Ленинскому району г. Ульяновска с заявлением о назначении досрочной страховой
пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
Решением №*** от
08.07.2016 ей отказано в установлении досрочной страховой пенсии из-за
отсутствия специального трудовой стаж лечебной деятельности. При этом ей не
были включены в специальный стаж следующие периоды работы:
- с 03.02.1993 по
31.05.2002 - период работы в должности медицинской сестры детского сада № ***
- с 03.06.2002 по
25.08.2008 - период работы в должности старшей медицинской сестры детского сада
№***;
- с 29.09.2008 по
31.12.2009 - период работы в должности медицинской сестры МДОУ детский сад ***
- с 19.04.2011 по
13.06.2011 - период работы в должности медицинской сестры в отделении
функциональной диагностики ГУЗ «У***
Считает отказ
ответчика незаконным, так как должность «медицинская сестра» предусмотрена в
разделе «Наименование должностей» Списка работ, профессий, должностей,
специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая
пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ
от 29.10.2002 №781. Работа в указанной должности подтверждается записями в
трудовой книжке и справками работодателя.
Работая в период с
03.02.1993 по 31.05.2002 в должности медицинской сестры детского сада №*** с
03.06.2002 по 25.08.2008 в должности старшей медицинской сестры детского сада
№15 г. Ульяновска, с 29.09.2008 по 31.12.2009 в должности медицинской сестры
МДОУ детский сад ***, она выполняла обязанности по должности медицинской сестры
детского сада.
Считает, что
ответчиком необоснованно не включен в специальный медицинский стаж, дающий
право на получение досрочной страховой пенсии в связи осуществленной лечебной
деятельностью, период работы с 19.04.2011 по 13.06.2011 (период прохождения
курсов повышения квалификации).
Просила признать
решение об отказе в установлении пенсии № *** от
08.07.2016 Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской
области незаконным, зачесть в общий стаж медицинской деятельности следующие
периоды: с 03.02.1993 по 31.05.2002 - период работы в должности медицинской
сестры детского сада №***», с 03.06.2002 по 25.08.2008 - в должности старшей
медицинской сестры детского сада №***, с 29.09.2008 по 31.12.2009 - в должности
медицинской сестры МДОУ детский сад *** с 19.04.2011 по 13.06.2011 - в
должности медицинской сестры в отделении функциональной диагностики ГУЗ «У*** и
обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Ульяновска
Ульяновской области произвести перерасчет размера трудовой пенсии с учетом
указанных выше периодов работы с момента подачи заявления в ПФ РФ 06.04.2016.
Рассмотрев данный
спор, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Абдрахманова С.Р. не соглашается с решением
суда, просит его отменить и вынести новое решение, удовлетворив исковые
требования в полном объеме. Ссылаясь на постановление Конституционного суда РФ
от 29.01.2004 № 2-П, указывает, что она начала осуществлять свою трудовую деятельность
в должности медицинской сестры (03.02.1993) в детском саду № *** в период,
когда действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397,
согласно которому должность медицинской сестры детского сада включалась в стаж
работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет. В обоснование жалобы
истица ссылается также на судебную практику Ульяновского областного суда, по
аналогичному спору.
Стороны, надлежащим
образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание
судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия
находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с
ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы,
представления.
В соответствии со
ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на
страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и
женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается
при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости
назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в
размере не менее 30.
Страховая пенсия
по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8
настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального
пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе лицам,
осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в
учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках
городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках
городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (пп. 20 п. 1
ст. 30 Закона).
В соответствии со
ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ с 1 января 2015 страховая
пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного
коэффициента не ниже 6,6.
Пунктом 2 ст. 30
Закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий,
должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых
назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей
статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения
указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской
Федерации.
В соответствии с
п.1 пп. «н» и п.3 пп. «в» Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О
списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений
(организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по
старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающий право на
досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по
старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья
населения в учреждениях здравоохранения применяются Списки должностей и
учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную
и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения,
в соответствии с п.1 пп.20 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»
и Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №78,
Списки и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999
№1066 (на период работы с 01.11.1999 по 31.12.2001), Списки и Правила,
утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 (на
период работы с 01.01.1992 по 31.10.1999), Перечень учреждений, организаций и
должностей, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №
1397 (на период работы до 01.01.1992).
Из материалов дела
следует, что 06.04.2016 Абдрахманова С.Р. обратилась в УПФР в Ленинском районе
города Ульяновска с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости в
связи с лечебной и иной работой по охране здоровья по нормам Федерального
закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением комиссии
по вопросам реализации пенсионных прав граждан УПФР от 08.07.2016 № *** в
назначении пенсии истице отказано из-за отсутствия необходимого специального
стажа, который согласно протоколу № *** от 08.07.2016 составляет 17 лет 09
месяцев 20 дней.
Не согласившись с
данным решением, Абдрахманова С.Р. обратилась в суд с вышеуказанным иском.
Решение суда в части
обязания ответчика засчитать Абдрахмановой С.Р. в специальный стаж, дающий
право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды с
03.02.1993 по 30.09.1993 и с 19.04.2011 по 13.06.2011, сторонами не
оспаривается.
Вопреки доводам
жалобы, требования Абдрахмановой С.Р. в части включения в специальный стаж,
дающий право на назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и
иной работой по охране здоровья, периодов работы с 03.02.1993 по 31.05.2002 в
должности медицинской сестры детского сада №***, с 03.06.2002 по 25.08.2008 - в
должности старшей медицинской сестры детского сада №***, с 29.09.2008 по
31.12.2009 - в должности медицинской сестры МДОУ детский сад *** разрешены
судом правильно по следующим основаниям.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Список
должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим
лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях
здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную
и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Однако, ни
действующим в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации
от 29 октября 2002 года № 781, ни действовавшими ранее Постановлением
Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066 «Об
утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую
право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране
здоровья населения, и Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу
лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» и
Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 6 сентября 1991 года
№464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и
санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по
охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» не предусмотрено
право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим
медицинскими сестрами в детских яслях, детских садах и детских комбинатах.
Медицинские сестры
таких учреждений как детские ясли, детские сады, детские комбинаты в Списках,
утвержденных указанными нормативными правовыми актами, не предусмотрены.
В Номенклатуру
учреждений здравоохранения детские ясли, детские сады и детские комбинаты не
включены.
При изложенных
обстоятельствах период работы Абдрахмановой С.Р. в должности медицинской сестры
в должности медицинской сестры детского сада №*** подлежит лишь частичному
включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по
старости, а именно - до 1 октября 1993 года, что и было сделано ответчиком. С 1
октября 1993 года было введено в действие Постановление Совета Министров -
Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953, нормы
которого исключали возможность применения на территории Российской Федерации с
этой даты Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.
В связи с
отсутствием необходимого стажа для назначения досрочной страховой пенсии по
старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №
400-ФЗ «О страховых пенсиях» права на указанную пенсию у Абдрахмановой С.Р. не
имеется.
Довод жалобы истицы,
что на момент поступления на работу в детский сад должность медсестры
предусматривала льготное исчисление пенсии, а последующее исключение льготного
характера работы по данной должности не распространяется на истца, противоречит
вышеизложенным нормам.
Оснований к отмене
или изменению решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 330 ГПК
РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
Решение Ленинского районного суда города
Ульяновска от 30 сентября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную
жалобу Абдрахмановой С*** Р*** - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: