Судебный акт
Обеспечение жильем детей-сирот
Документ от 29.03.2016, опубликован на сайте 28.12.2016 под номером 63861, 2-я гражданская, об обеспечении жилым помещением, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сапрыкина Е.В.                                                      Дело № 33-1366/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               29 марта 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей   Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

с участием прокурора Николаевой Н.А.

при секретаре Моисеевой О.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе  Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 декабря 2015 года, по  которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Заволжского района г. Ульяновска, поданного в интересах Наместниковой К*** В*** удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению  Наместниковой К*** В*** жилым помещением по договору социального найма специализированного жилого помещения.

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Наместникову К*** В*** благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «город Ульяновск».

В удовлетворении исковых требований, заявленных к Правительству Ульяновской области отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истца Наместниковой К.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, мнение прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Заволжского района города Ульяновска, действуя в интересах Наместниковой К.В., обратился  в суд с иском к  Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительству Ульяновской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

В обоснование иска указано, что прокурорской проверкой было установлено, что Наместникава К.В., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепленного жилого помещения не имеет.

Мать истицы - Н*** С*** В*** осуждена в 1998 году и до 2004 года отбывала наказание в местах лишения свободы, отец - Н*** В*** Е***, никогда воспитанием дочери не занимался, в 2001 году дал письменное согласие на лишение его родительских прав в отношении дочери.

Родители Наместниковой К*** В*** – Н*** С*** Я*** и Н*** В*** Е*** решением Заволжского районного суда города Ульяновска от ***2001 лишены родительских прав в отношении дочери.

Постановлением главы администрации Заволжского района г. Ульяновска

№*** от ***.2001 Наместникова К.В., помещена в областной «***» города Ульяновска, этим же постановлением за ней было закреплено жилое помещение, по адресу: г. Ульяновск, пер. К***

Заключением комиссии отдела Государственной жилищной инспекции

Ульяновской области от ***2010 ранее закрепленное за Наместниковой К.В. жилое помещение, расположенное  по адресу: г. Ульяновск, ул. К*** признано непригодным для проживания.

***2010 Наместникова К.В. выбыла из детского дома в связи с поступлением в У*** где обучалась включительно по 2011 год.

В настоящее время Наместникова К.В. не работает, не обучается, воспитывает малолетнего ребенка, проживает в съемом жилом помещении по адресу: г.Ульяновск, ул. К***

Наместникова К.В. ***.2014 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, однако до сегодняшнего дня жилое помещение ей не предоставлено.

Просил признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области,  Правительства Ульяновской области по своевременному обеспечению Наместниковой К.В. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения и обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и Правительство Ульяновской области обеспечить Наместникову К.В. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории МО город Ульяновск.

 

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение. При этом указывает, что Наместникова К.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением. Однако, Наместникова К.В. не была обеспечена жилым помещением из-за отсутствия в специализированном государственном жилищном фонде Ульяновской области квартир, кроме того она не имеет права на внеочередное обеспечение жилым помещением.

Дело рассмотрено в отсутствии представителей ответчиков Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта, Правительства Ульяновской области, третьего лица Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как  следует из материалов дела, Наместникова К.В., *** года рождения,  относится к числу  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Вступившим в законную силу решением Заволжского районного суда города Ульяновска от ***.2001 родители истицы:  Н*** В.Е. и Н*** С.Я.  были лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней Наместниковой К.В., *** года рождения, в связи с чем истица была передана на попечение органам опеки и попечительства администрации Заволжского района города Ульяновска.

Как следует из материалов личного дела несовершеннолетней Наместниковой К.В. за ней было закреплено жилое помещение по адресу пер. К***

Согласно справки ф.8 от 03.12.2015 в данной квартире, являющейся муниципальной собственностью общей площадью 22,95 кв.м. зарегистрировано 8 человек, таким образом, истица и ее малолетняя дочь С*** установленной жилищным законодательством нормой жилого помещения не обеспечены, кроме того в данном помещении зарегистрирована Н*** С.Я., лишенная родительских прав в отношении истицы.

Решением комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении от ***2014 был установлен факт невозможности проживания Наместниковой К.В. в квартире *** дома *** по пер. К*** г. Ульяновска.

Согласно информации ОГУП БТИ и выписки из ЕГРП Наместникова К.В. и ее дочь  в собственности объектов недвижимого имущества не имеют.

Таким образом, Наместникова К.В. не является ни нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, ни собственником жилого помещения.

Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве образования Ульяновской области от ***2014 Наместникова К.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области.

Исходя из этого, суд правильно пришел к выводу о том, что Наместникова К.В. не обеспечена жилым помещением.  При этом, вывод суда о том, что исковые требования прокурора Заволжского района города Ульяновска, действующего в интересах Наместниковой К.В. подлежат удовлетворению мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что и истица, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 декабря 2015 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий                                                Судьи: