Судебный акт
Разрешение на изменение параметоров строительства
Документ от 20.12.2016, опубликован на сайте 28.12.2016 под номером 63816, 2-я гражданская, о признании решения об отказе в предоставлении разрешения незаконным, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Ибрагимова Е.А.                                                                     Дело № 33а-6137/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                          20 декабря 2016 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Королёвой А.В.,

судей Зуевой Н.В. и Васильевой Е.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 11 октября 2016 года, по которому постановлено:

 

Административный иск Хафизова И*** А*** удовлетворить.

 

Признать незаконным решение Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска от 24.06.2016 № 01-12/990 об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства – индивидуального жилого дома.

 

Обязать Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска рассмотреть по существу заявление Хафизова И*** А*** о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.

 

Заслушав доклад судьи Зуевой Н.В., пояснения представителя Хафизова И.А. – Островской Т.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Хафизов И.А. обратился в суд с административным иском к Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска о признании незаконным решения об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.

В обоснование исковых требований указал, что он является собственником земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: г. У***, ул. О***, ***. Право собственности возникло на основании договора купли-продажи от 15.10.2015. Согласно кадастровому паспорту от 24.10.2007 земельный участок имеет площадь 253,3 кв.м с разрешенным использованием – под существующим жилым домом и соотношением сторон: 13,25 м * 19,63 м * 12,70 м * 18 м * 9 м. Конфигурация земельного участка неблагоприятна для застройки, так как он имеет неправильную прямоугольную форму, значительно вытянут в длину. Планировочное решение в границах допустимого места размещения жилого дома сильно сузило бы ширину дома, что привело бы к строительству нефункционального и некомфортного для проживания жилого дома. Он обратился в администрацию г. Ульяновска за предоставлением разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства – индивидуального жилого дома, расположенного на указанном земельном участке. 29.06.2016 им получен ответ, которым отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров. С данным отказом он не согласен. Отказ мотивирован тем, что участок ориентировочно находится в территориальной зоне застройки ЗРЗ Р-12, где индивидуальные жилые дома не поименованы в разрешенных видах использования земельных участков. О наличии иных препятствий к предоставлению испрашиваемого разрешения стороной ответчика не указывалось, ссылки на нормы действующего законодательства решение не содержит. Полагает, что ответчик принял решение на основе предположений, поэтому решение нельзя признать правильным и обоснованным. Ответчиком точное расположение земельного участка не устанавливалось, проверка не проводилась. Полагает, что иск подлежит удовлетворению,  поскольку оспариваемое решение Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска от 24.06.2016 № 01-12/990 принято без учета имеющих значение обстоятельств, не соответствует требованиям действующих нормативных актов и нарушает его права, как собственника земельного участка на его использование в соответствии с назначением.

Просил признать незаконным решение Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска от 24.06.2016
№ 01-12/990 об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства – индивидуального жилого дома и обязать устранить нарушение его прав и законных интересов.

 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска просит решение отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что решение суда является незаконным и необоснованным, судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Ссылается на ст. 40 Градостроительного кодекса РФ, Постановление Правительства Ульяновской области от 02.07.2009 № 256-П, п. 22 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 № 972, согласно которым предоставление  разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства будет противоречить действующему законодательству.

Указывает, что ссылка в решении суда на то, что нарушена процедура рассмотрения заявления о выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, и не выполнены все требования, предусмотренные ст. 40 Градостроительного кодекса РФ, безосновательна, поскольку при отрицательном решении Комиссии публичные слушания не проводятся. Администрацией г. Ульяновска процедура рассмотрения заявления полностью соблюдена.

 

Судебная коллегия, с учетом мнения представителя Хафизова И.А. – Островской Т.В., определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

 

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

 

Судом установлено, что Хафизову И.А. принадлежит на праве собственности земельный участок, общей площадью 255 кв.м., находящийся по адресу: г. У***, ул. О***, д.*** и расположенный на нем жилой дом, общей площадью 46,59 кв.м., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 20.10.2015 соответственно № *** и № ***.

Право собственности на дом и земельный участок возникло у истца на основании договора купли-продажи жилого дома с пристроями и принадлежностями и земельного участка от 15.10.2015.

 

Согласно кадастровому плану земельного участка по состоянию на 2007 год земельный участок по адресу: г. У***, ул. О***, д. *** имеет площадь 255,3 кв.м., площадь земельного участка соответствует материалам межевания. Разрешенное использование (назначение) земельного участка – под существующим жилым домом.

 

В силу подпункта 3.1 статьи 21.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", утвержденных решением Ульяновской городской Думы от 13 октября 2004 г. N 90 (далее - Правила землепользования и застройки) минимальная площадь земельного участка для индивидуального жилого дома для зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1) составляет 300 кв. м.

 

Согласно ст. 10 Правил землепользования и застройки правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков, либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, направляют в Комиссию заявление о предоставлении такого разрешения. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства соответствует требованиям технического регламента, а до вступления в силу в установленном законом порядке технического регламента - нормативным техническим документам (СНиПы, СаНПины, ГОСТы и т.д.) в части, не противоречащей Федеральному закону "О техническом регулировании" и Градостроительному кодексу РФ. Указанные документы выполняются физическим или юридическими лицами, которые соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к лицам, выполняющим соответствующий вид работ.

 

В соответствии со ст. 38 ч. 1 Градостроительного Кодекса РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя:

1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;

2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;

4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;

5) иные показатели.

 

Согласно Постановлению Правительства Ульяновской области от 02.07.2009 № 256-П «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования «Город Ульяновск», режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон», утвержденному решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 № 90, земельный участок, расположенный по адресу: г. У***, ул. О***, ***, располагается в зоне ЗРЗ Р-12 – в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия регионального или муниципального значения, где индивидуальные жилые дома не поименованы в разрешенных видах использования земельных участков и объектов капитального строительства. Согласно режиму использования земель в данной зоне минимальная площадь земельного участка составляет 455 квадратных метров.

 

В соответствии с пунктом 22 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года N 972, соблюдение режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия является обязательным при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности. Отклонение от установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия режимов использования земель и градостроительных регламентов не допускается.

 

Хафизов И.А. 16.06.2016 обратился в администрацию города Ульяновска с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства под строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: г. У***, ул. О***, д. ***. При этом из заявления Хафизова И.А. не следует, в чем заключаются отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.

 

За подписью начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска 24.06.2016 Хафизову И.А. дан ответ за № ***, в котором указано, что согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки, в редакции решения Ульяновской городской Думы от 29.06.2011 № 69, указанный земельный участок ориентировочно находится в территориальной зоне застройки ЗРЗ Р-12 (зоне регулирования застройки хозяйственной деятельности объектов культурного наследия регионального муниципального значения), где индивидуальные жилые дома не поименованы в разрешенных видах использования земельных участков и объектов капитального строительства, в связи с чем предоставление разрешения на отклонение предельных параметров разрешенного строительства под строительство индивидуального жилого дома будет противоречить действующему законодательству.

 

Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции сделал вывод о том, что при рассмотрении заявления истца о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства была нарушена процедура, предусмотренная ст. 40 Градостроительного кодекса РФ, а именно не проводились публичные слушания, по результатам которых соответствующей комиссией не осуществлялась подготовка рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения, не принималось решение Главой администрации города Ульяновска по данному вопросу на основании рекомендаций комиссии.

С данным выводом суда не может согласиться судебная коллегия по следующим основаниям.

 

В соответствии с частями 1 - 2, 4 - 6 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов.

Вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 настоящего Кодекса. Расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.

На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.

Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.

 

Согласно ст. 16 Устава муниципального образования "город Ульяновск", принятого решением Ульяновской Городской Думы от 23.09.2014 N 119 (с изменениями и дополнениями) для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей города Ульяновска Городской Думой, Главой города могут проводиться публичные слушания. На публичные слушания должны выноситься, в том числе вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется решением Городской Думы.

 

Решением Ульяновской Городской Думы от 01.02.2006 N 15 утверждено Положение «О порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании «город Ульяновск» в новой редакции» (далее Положение). 

В соответствии со ст. 1 Положения (в редакции от 28.10.2015) публичные слушания - это одна из форм реализации населением города Ульяновска своего конституционного права на местное самоуправление. Решения публичных слушаний носят для органов местного самоуправления рекомендательный характер. Публичные слушания проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Ульяновской области, а также в соответствии с Уставом муниципального образования "Город Ульяновск" и настоящим Положением.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Положения на публичные слушания в порядке, предусмотренном настоящим Положением, должны выноситься, в том числе вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

При этом согласно п.п. 2.1, 4 ст. 9 Положения по вопросам предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства при строительстве, реконструкции индивидуальных жилых домов, публичные слушания проводятся по инициативе Главы города на основании письменного заявления заинтересованного лица, в котором указываются:

1) вопрос (вопросы), выносимый (выносимые) на публичные слушания;

2) предполагаемые дата и место проведения публичных слушаний;

3) фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес места жительства, контактный телефон (при наличии) заинтересованного лица.

 

Финансирование расходов на проведение публичных слушаний по предоставлению разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства осуществляется физическим или юридическим лицом, заинтересованным в предоставлении такого разрешения.

 

Как следует из материалов дела, административный истец с письменным заявлением о проведении публичных слушаний по вопросу отклонения от предельных параметров разрешенного строительства к Главе города не обращался. В его заявлении помимо того, что не указано в чем заключаются отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, не указаны необходимые условия для проведения публичных слушаний (дата, место проведения публичных слушаний, данные заинтересованных лиц, чьи права могут быть нарушены). Оснований для проведения публичных слушаний по заявлению Хафизова И.А. не имелось. В связи с чем вывод суда первой инстанции о нарушении процедуры в части не проведения публичных слушаний необоснован.

 

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что судом неправомерно были удовлетворены требования Хафизова И.А., решение суда подлежит отмене с постановлением по делу нового решения об отказе в административном иске.

 

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 11 октября
2016 года
отменить.

Принять новое решение, которым в удовлетворении административного иска Хафизова И*** А*** к Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска о признании незаконным решения об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства отказать.

 

Председательствующий                                              

 

Судьи