Судебный акт
Отказ во взыскании морального вреда
Документ от 20.12.2016, опубликован на сайте 26.12.2016 под номером 63741, 2-я гражданская, о компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Кизирбозунц  Т.Т.                                                        Дело № 33-6153/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                 20 декабря 2016 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Трифоновой Т.П.,

судей Смирновой Ю.В., Лифановой З.А.,

при секретере Дубровиной Л.О.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной  жалобе Шайдуллова А*** З*** на решение  Железнодорожного  районного суда г.Ульяновска   от 11 октября  2016  года, которым постановлено:     

 

исковые требования Шайдуллова А*** З*** к Федеральному казённому учреждению «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Ульяновской области»,  Федеральной службе исполнения наказания  России  о компенсации морального вреда в размере               70 000 рублей – оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В,  объяснения Шайдуллова А.З.,  поддержавшего  доводы апелляционной жалобы, представителя ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области - Рабани  Д.Г.,  представителя ФСИН России  и УФСИН России по Ульяновской области -  Мошкова  А.Ю.,  возражавших   против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Шайдуллов А.З. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», Федеральной службе исполнения наказания России о компенсации морального вреда. 

В обоснование иска указал, что  в период с 26 февраля 2009 года по 16 июня 2009 года он содержался в ФБУ ИЗ-73/1 г.Ульяновска в камере ***, где условия его содержания не соответствовали установленным законодательством требованиям:  камера не соответствовала санитарно-гигиеническим нормам, в ней содержалось 8 человек, в неё заселялись осужденные «отрицательной» направленности, следовавшие по этапу. Также ему предоставлялась прогулка менее 1,5 часа в сутки.  Нарушались  его права по предоставлению свиданий, просмотра кинофильмов, ограничивалось количество посылок, лимитировалось право на приобретение  товаров.  В связи с этим просил взыскать  моральный вред в размере 70 000 рублей.

Судом в качестве  третьего лица привлечено Министерство финансов Российской  Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области, УФСИН России по Ульяновской области.

Рассмотрев требования по существу, суд принял  приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Шайдуллов А.В., не соглашаясь с решением суда, просит его отменить.  Указывает, что решение суда является неясным; не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела; не применен закон, подлежащий применению; применен закон, не подлежащий применению; нарушены нормы процессуального права.

Представитель Министерства финансов Российской  Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области, прокурор, надлежащим образом извещенные  о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся   лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.  

Согласно статье 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.    

Как следует из материалов дела, приговором Ульяновского областного суда от 16 июня 2009 года Шайдуллов А.З. осужден к наказанию в виде пожизненного лишения свободы со штрафом в размере 750 000 руб. К назначенному наказанию на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ присоединена неотбытая часть наказания по приговору Ульяновского областного суда от 14 июня 2007 года, окончательно Шайдуллову А.З. назначено наказание в виде пожизненного лишения свободы со штрафом в размере 750 000 руб., с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.    

В период с 26 февраля  2009 года по 16 июня 2009 года Шайдуллов А.З. содержался  в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области.   

Ссылаясь на ненадлежащие условия содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, истцом был предъявлен в суд настоящий иск.

Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Оснований не согласиться с данным выводом судебная коллегия не находит.

Статьей 53 Конституции Российской Федерации установлено право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Обращаясь в суд с иском, Шайдуллов А.З. обосновал причинение ему морального вреда ненадлежащими условиями содержания в камере *** ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, в частности, необеспечением санитарной нормы площади на одного осужденного, нахождение в одной камере с  осужденными «отрицательной» направленностью, а также предоставление прогулки менее 1,5 часа в сутки, ограничением  количества  посылок и свиданий,   просмотра кинофильмов,  а также установлением  лимита на приобретение товаров.

Для применения ответственности, предусмотренной статьей 1069 ГК РФ, лицо, требующее возмещения убытков за счет государства, должно доказать противоправность действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) названных органов и возникшими убытками, а также размер причиненного вреда.

Оценив собранные по делу доказательства, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований.

Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом № 103-ФЗ от 15 июля 1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Данным Законом  предусмотрено, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (ст.4);  в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно - процессуальным кодексом РФ. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (ст.15);  подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров (ст.23).

Согласно п. 44 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 12 мая 2000 года № 148 (далее - Правила), действовавших на момент содержания истца, камеры СИЗО оборудуются: столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; санитарным узлом; водопроводной водой; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; настенным зеркалом; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова представителя администрации; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения; розетками для подключения электроприборов; вентиляционным оборудованием, телевизором и холодильником (при наличии возможности); тазами для гигиенических целей и стирки одежды.

В соответствии с Приказом ФСИН РФ от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» камеры режимного корпуса должны быть оборудованы: кроватью металлической; столом со скамейками; настенным зеркалом; урной для мусора; шкафом для хранения продуктов питания; подставкой под бак для воды; баком для питьевой воды с кружкой и тазом; вешалкой настенной; полкой для туалетных принадлежностей; умывальником.

Из материалов дела  следует, что  Шайдуллов А.З. содержался  в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области с  26 февраля 2009 года по 16 июня  2009 года  в камере ***.

Судом при разрешении спора были проверены условия содержания истца в   вышеназванный период  в  данной камере, однако их  несоответствие нормативным требованиям установлено не было.

Согласно части 5 статьи 23 Федерального закона от 15.07.1995 №  103-ФЗ  «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления» норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

Из представленной ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области справки о состоянии камеры  ***, следует, что общая площадь камеры  составляет  21,2 кв.м., жилая  площадь – 19,5  кв.м, камера предназначена для размещения четырех  человек.

Доказательств того, что в период нахождения  Шайдуллова А.З. в камере ***  в ней содержалось количество лиц больше, чем законодательно предусмотрено, то есть на каждого содержащегося в  этой камере приходилось менее 4 кв.м,  а также содержались лица  «отрицательной» направленности,  истцом предоставлено не было и материалами дела не подтверждается.

Ссылки Шайдуллова А.З. на материалы проверок, проведенных прокуратурой Ульяновской области, являются несостоятельными, поскольку в данных материалах не имеется информации относительно не обеспечения санитарной нормы площади на одного осужденного в камере ***  о количестве свиданий, посылок,  просмотров кинофильмов  ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области в рассматриваемый период.

Материалами дела также установлено, что камера ***, в которой  содержался Шайдуллов А.З., была оборудованы в соответствии с действующими нормативными требованиями, установленными приказом Минюста РФ от 28.05.2001 № 161 «Об утверждении норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Министерства юстиции Российской Федерации (СП 15-01 Минюста России)», Приказом ФСИН РФ от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы».

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом при рассмотрении спора применен закон, не подлежащий применению не обоснован, поскольку из смысла     ч. 3 ст. 77.1 УИК РФ следует, что осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15.07.1995 года №  103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда и к ним применяются положения указанного выше закона. Судом обоснованно при разрешении  заявления  применены нормы данного Федерального закона.

Отказ суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства о вызове свидетелей не привел к принятию неправильного судебного акта, поскольку суд, действуя в рамках предоставленных процессуальным законом полномочий, посчитал возможным рассмотреть дело по имевшимся доказательствам, а свидетельские показания лиц, содержавшихся в  ФКУ СИЗО-1, в силу их заинтересованности не могут являться бесспорным доказательством ненадлежащих условий содержания.

Доказательств  нарушения ответчиком  его  прав  по  ограничению   количества посылок и свиданий, времени прогулки, необеспечению санитарной нормы площади   Шайдуллов А.З.  суду не представил.

В связи с уничтожением  по истечении срока  хранения заявлений граждан о количестве передач и заявлений  граждан о предоставлении свиданий, книг  «Количественные проверки лиц, содержащихся в СИЗО», журнала «Учет прогулок подозреваемых, обвиняемых и осужденных» не предоставляется возможным  проверить  информацию о количестве предоставленных истцу свиданий и полученных им передач,  о количестве лиц, содержащихся  в камере,  о продолжительности прогулок.

Так же  судебная  коллегия  отмечает, что количество предоставленных истцу свиданий и полученных им передач зависит  не только от воли администрации, а и от иных лиц, имеющих   намерение  воспользоваться  правом на  свидание и отправку передач  Шайдуллову А.З.

С заявлениями и жалобами Шайдуллов А.З. в период нахождения в следственном изоляторе с 26 февраля 2009 года по 16 июня 2009 года в камере № *** на условия   содержания не обращался.

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции.

При таких данных выводы суда являются законными и обоснованными, судом правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей  328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 11 октября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Шайдуллова А*** З*** - без удовлетворения.

 

Председательствующий    

 

Судьи