Судебный акт
Пожарные гидранты
Документ от 13.12.2016, опубликован на сайте 26.12.2016 под номером 63607, 2-я гражданская, об обязании администрации МО "Мелекесский район" и МО "Тиинское сельское поселение" устранить нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Мягков А.С.                                                                        Дело № 33а-5980/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                      13 декабря 2016 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Королёвой А.В.,

судей Зуевой Н.В. и Лифановой З.А.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области, администрации муниципального образования «Тиинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 26 сентября 2016 года, по которому постановлено:

 

Административное исковое заявление прокурора Мелекесского района удовлетворить.

Обязать в срок до 01.04.2017 администрацию муниципального образования «Тиинское сельское поселение», администрацию муниципального образования «Мелекесский район» обеспечить наполненность водой пожарные гидранты, расположенные по ул. Советская 23, ул. Северная 2 в с. Тиинск, по ул. Центральная 46 в с. Слобода Выходцево, по ул. Набережная 18 в с. Лесная Васильевка Мелекесского района; установить гидранты в с. Терентьевка по ул. Центральная 1, в с. Лесная Хмелевка по ул. Мираксовой 74, ул. Игонина 3; устранить смещение пожарного гидранта по ул. Мира в с. Лесная Хмелевка; заполнить пожарный водоем на территории школы с. Лесная Хмелевка Мелекесского района; оборудовать водонапорную башню по ул. Игонина в с. Лесная Хмелевка устройством для заправки пожарных машин.

 

Заслушав доклад судьи Зуевой Н.В., пояснения представителя администрации муниципального образования «Тиинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области Новикова С.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Мелекесского района Ульяновской области обратился в суд с уточненным в ходе рассмотрения дела иском в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц. В обоснование иска указал, что в ходе проверки в деятельности администрации муниципального образования «Тиинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области, администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области выявлены существенные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.

Просил обязать администрации муниципального образования «Тиинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области и муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области устранить выявленные нарушения законодательства в срок до 01.12.2016, а именно: обеспечить наполненность водой пожарные гидранты в с. Тиинск по ул.Советская, 23, по           ул. Северная, 2, а также в с. Слобода Выходцево по ул. Центральная, 46; установить гидранты в с.Терентьевка по ул.Центральная, 1, в с.Лесная Хмелевка по ул. Мираксовой, 74, ул.Игониной, 3; отремонтировать шток у пожарного гидранта по ул. Мираксовой, 48; устранить смещение пожарного гидранта по ул. Мира; заполнить пожарный водоем на территории местной школы; оборудовать водонапорную башню по ул. Игонина устройством для заправки пожарных машин; на территории с.Лесная Васильевка по ул.Набережная, 18, устранить смещение плитки колодца, в целях обеспечения возможности установки пожарной колонки.

 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области  просит решение отменить, вынести новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что решение является незаконным, необоснованным.

Ссылается на то, что  ст.ст. 14, 15, п. 3 ст. 17 Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделяют сельское поселение и муниципальный район различными вопросами местного значения. При этом п. 9 ч. 1 ст. 14 указанного закона и Федеральный закон № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к вопросам местного значения сельского поселения относят обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенного пункта поселения. Соответственно к вопросам местного значения муниципального района не относятся полномочия в сфере пожарной безопасности в сельском поселении.

Считает, что норма п. 3 ст. 68  Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в части объединения противопожарного и хозяйственно-питьевого или производственного водопроводов носит не обязательный, а возможный характер. Соответственно нет запрета использовать в рамках полномочий поселений и иные источники наружного противопожарного водоснабжения, а не только наружные водопроводные сети.

Указывает, что согласно Постановлению Правительства Ульяновской области от 13.12.2015 № 32-П в собственность муниципального образования «Мелекесский район» в процессе разграничения имущества от муниципального образования «Тиинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области передан лишь водопровод, пожарные гидранты в список переданного имущества не входят.

Между администрацией района и администрацией муниципального образования «Тиинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области, каких-либо соглашений о передаче полномочий либо иных соглашений в рамках первичных мер пожарной безопасности не заключалось. Исполнить решение суда совместно двум администрациям муниципальных образований, с различными бюджетами и различными расходными обязательствами невозможно.

Кроме того, суд возложил на администрацию муниципального образования «Мелекесский район» обязанность заполнить пожарный водоем и оборудовать водонапорную башню в с. Лесная Хмелевка устройством для заправки пожарных машин, что не относится к полномочиям администрации района.

Указывает, что не дана судом оценка концессионному соглашению, заключенному между администрацией муниципального образования «Мелекесский район» и ООО «Р***» в отношении обслуживания системы водоснабжения.

Считает ошибочным вывод суда о том, что администрация муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области до вынесения решения суда возложила на себя обязанности в части первичных мер пожарной безопасности, являясь собственником водопроводных сетей, поскольку первый заместитель главы администрации муниципального образования «Мелекесский район» утвердил график по ремонту пожарных гидрантов на 2016 год. График ремонта пожарных гидрантов на 2016 год не утвержден первым заместителем главы администрации, а согласован, поскольку он является заместителем председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на территории муниципального образования «Мелекесский район».

Судом не приняты во внимание доводы представителя администрации муниципального образования «Мелекесский район» в части пропуска срока обращения в суд и не соблюдения досудебного порядка урегулирования спора.

 

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Тиинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области  просит отменить решение  в части предъявленных требований к администрация муниципального образования «Тиинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области, вынести в этой части новое решение об отказе в удовлетворении требований.

Обращает внимание на то, что администрация муниципального образования  «Мелекесский район», являясь согласно Постановлению Правительства Ульяновской области от 13.12.2015 № 32-П собственником водопроводных сетей, исполняет свои обязательства в части обеспечения первичных мер пожарной безопасности.

Указывает, что в соответствии со ст. 127 Федерального закона от 27.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения, то есть пожарные гидранты являются неотъемлемой частью водопровода, а водопроводы в границах населенных пунктов муниципального образования «Тиинское сельское поселение» принадлежат муниципальному образованию «Мелекесский район». 

 

В возражениях на апелляционные жалобы прокурор Мелекесского района Ульяновской области просит решение оставить без изменения, а жалобы -  без удовлетворения.

 

Судебная коллегия, с учетом мнения представителя администрации муниципального образования «Тиинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области Новикова С.Н., прокурора Колгановой Е.А. определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражения на них, судебная коллегия приходит к следующему.

 

В силу положений ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

 

Судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой Мелекесского района Ульяновской области совместно с сотрудниками ГУ МЧС России по Ульяновской области проверки установлено, что состояние пожарных гидрантов на территории МО «Тиинское сельское поселение» не отвечает требованиям безопасности.

 

Как следует из материалов дела, вода отсутствует в пожарных гидрантах, расположенных по ул. Советская 23, ул. Северная 2 в с. Тиинск, по ул. Центральная 46 в с. Слобода Выходцево, по ул. Набережная 18 в с. Лесная Васильевка Мелекесского района; отсутствуют гидранты в с. Терентьевка по ул. Центральная 1, в с. Лесная Хмелевка по ул. Мираксовой 74, ул. Игонина 3; имеется смещение пожарного гидранта по ул. Мира в с. Лесная Хмелевка; пожарный водоем на территории школы с. Лесная Хмелевка Мелекесского района наполнен наполовину; водонапорная башня по ул. Игонина в с. Лесная Хмелевка не оборудована устройством для заправки пожарных машин.

Указанное подтверждается Актом проверки технического состояния пожарных гидрантов от 06.09.2016, а также справкой ФГКУ «3 отряд ФПС по Ульяновской области».

 

Факт наличия нарушения требований пожарной безопасности на территории района представителями ответчиков в ходе рассмотрения дела не оспаривался.

 

Первым заместителем Главы администрации муниципального образования  «Мелекесский район» - Клочковым В.В. согласован график ремонта пожарных гидрантов на 2016 год.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 13.02.2015 водопроводы в границах населенных пунктов муниципального образования  «Тиинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области переданы в собственность муниципального образования  «Мелекесский район» Ульяновской области.

 

Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции правильно исходил из того, что ответчики - администрация муниципального образования  «Тиинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области и администрация муниципального образования  «Мелекесский район» Ульяновской области, как исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления являются ответственными за обеспечение мер пожарной безопасности.

 

Поскольку администрация муниципального образования  «Тиинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области не сможет в отсутствие согласия собственника водопроводных сетей обустроить гидранты, произвести их починку, районный суд пришел к обоснованному выводу о том, что администрация муниципального образования  «Мелекесский район» Ульяновской области и администрация муниципального образования  «Тиинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области должны совместно устранять указанные нарушения в сфере обеспечения первичных мер пожарной безопасности. Возложение обязанности по устранению нарушений на одного из ответчиков, в частности администрацию поселения, может привести к затруднению исполнения решения суда, так как указанному органу местного самоуправления необходимо будет получить согласие муниципального района.

 

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.

 

Вопреки доводам апелляционной жалобы администрация муниципального образования  «Мелекесский район» как субъект, являющийся собственником водопроводных сетей, обязана содержать в надлежащем состоянии муниципальное имущество, поскольку пожарные гидранты являются неотъемлемой частью водопроводной сети, не могут использоваться отдельно от нее. 

 

Приведенные в апелляционной жалобе администрации муниципального образования  «Мелекесский район» ссылки на положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального Закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», относящие обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения к вопросам местного значения, финансируемым из бюджета муниципального образования, не свидетельствуют о незаконности вынесенного по делу решения суда, поскольку из представленных в суд доказательств возможно сделать вывод о том, что пожарные гидранты являются составной частью водопроводных сетей, следовательно, администрация муниципального образования  «Мелекесский район» не может быть освобождена от выполнения возложенных на нее федеральными законами обязанностей по содержанию пожарных гидрантов.

 

Доводы администрации муниципального образования  «Мелекесский район» о заключении договора концессии с ООО «Р***» в данном случае не  могут  быть  взяты  во  внимание, так  как  исходя  из  тех  целей  и  задач,  которые предполагают осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования, первичные меры пожарной безопасности входят в компетенцию органов местного самоуправления.

Само по себе наличие указанного договора на правильность выводов суда первой инстанции не влияет и не может служить основанием для освобождения органов местного самоуправления от обязанностей, возложенных федеральным законом.

Так, согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Статьей 62 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (ч. 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (ч. 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (ч. 3)

В силу ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5 000 человек допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы. Допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей.

В соответствии с Федеральным законом от 27.05.2014 №136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.01.2015 полномочия по организации водоснабжения на территории сельских поселений были переданы в ведение органов местного самоуправления районов.

 

Довод администрации муниципального образования «Мелекесский район» о том, что суд необоснованно возложил на администрацию района обязанности по  заполнению пожарного водоема на территории образовательного учреждения и оборудованию водонапорной башни в с. Лесная Хмелевка устройством для заправки пожарных машин, не обоснован.

Согласно акту приема-передач имущества из собственности муниципального образования  «Тиинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области в собственность муниципального образования  «Мелекесский район» Ульяновской области передана вся система имеющегося в поселении водоснабжения, в том числе, водопроводы,  водонапорные башни, артезианские скважины, водозаборные колонки.

Кроме того, согласно ст. 31.1 Устава муниципального образования  «Мелекесский район» Ульяновской области в целях решения вопросов местного значения на территории сельских поселений Мелекесского района администрация Мелекесского района обладает следующими полномочиями: организация в границах поселения водоснабжения населения (п. 1); участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций в границах поселений (п.5); организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защита населения и территорий поселений от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 13). 

 

Ссылка администрации муниципального образования «Мелекесский район» на то, что суд не принял во внимание ее доводы о пропуске прокурором трехмесячного срока на обжалование действий и несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора, является несостоятельной, поскольку указанные требования  не распространяются на случаи обращения прокурора с административным иском в порядке ст. 39 КАС РФ.

 

Довод апелляционной жалобы администрации муниципального образования «Тиинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области  о том, что пожарные гидранты в составе водопровода поселению не принадлежат, а соответственно на администрации поселения не лежит обязанность по устранению выявленных нарушений, не состоятелен, поскольку из вышеприведенных положений Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Правил пожарной безопасности следует, что поддержание находящихся на территории поселений средств пожаротушения в исправном состоянии является публично-правовой обязанностью соответствующих органов местного самоуправления.

 

Учитывая, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

 

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 26 сентября 2016 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области, администрации муниципального образования «Тиинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                              

 

Судьи