Судебный акт
Осуждена по п. "з" ч.2 ст.111 УК РФ
Документ от 14.12.2016, опубликован на сайте 19.12.2016 под номером 63582, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 111 ч.2 п. з, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья ***                                                                    Дело №22-2698/2016

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                            14 декабря 2016 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Кислицы М.Н.,

судей  Львова Г.В., Грыскова А.С.,

при секретаре Устимовой Ю.Е.,

с участием: осужденной Богомоловой О.Г., адвоката Ориничевой Е.А., прокурора Чашленкова Д.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело с апелляционной жалобой адвоката Хабибуллина З.Ш. в интересах осужденной Богомоловой О.Г. на приговор Димитровградского городского суда Ульяновской области от 27 октября 2016 года, которым

БОГОМОЛОВА  О***  Г***,

***

осуждена по п. “з” ч.2 ст.111 УК РФ к 1 году 10 месяцам лишения  свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Срок отбытия наказания постановлено исчислять с 27 октября 2016 года. Взята под стражу в зале суда.

Приговором решен вопрос о вещественных доказательствах.

Этим же приговором постановлено взыскать с Богомоловой О.Г. в доход федерального бюджета 4 400 рублей в счет возмещения процессуальных издержек, связанных с оплатой труда адвоката.

 

Заслушав доклад судьи Львова Г.В., судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Богомолова О.Г.  осуждена за умышленное причинение Б*** К.Е. тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, с применением предмета, используемого в качестве оружия.

Деяние имело место в период времени с *** при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.

 

В апелляционной жалобе адвокат Хабибуллин З.Ш. ставит под сомнение правильность данной судом квалификации действий осужденной Богомоловой О.Г. По его мнению, суд не дал надлежащей оценки исследованным доказательствам, в том числе показаниям Богомоловой О.Г. в той части, что она только размахивала ножом перед потерпевшим Б*** К.Е. с целью напугать его, поскольку последний высказывал в её адрес угрозы насилием и наступал на неё.  При этом нож попал сначала в левую руку, а затем в область живота потерпевшего. Обращает внимание на заключение эксперта о возможности причинения ножевого ранения Б*** К.Е. как  при обстоятельствах, указанных Богомоловой О.Г., так и при обстоятельствах, указанных Б*** К.Е. Наказание, назначенное осужденной, считает чрезмерно суровым и просит назначить Богомоловой О.Г. наказание, не связанное с реальным лишением свободы.  

Апелляционное представление, поданное государственным обвинителем Чугуновым П.В., отозвано им в порядке, предусмотренном ч.3 ст.389-8 УПК РФ.

 

В судебном заседании апелляционной инстанции:

- осужденная Богомолова О.Г. поддержала апелляционную жалобу. Просила учесть, что ранее Б*** К.Е. избивал её;

- адвокат Ориничева Е.А., поддержав доводы апелляционной жалобы,  полагала, что представленные суду доказательства не подтверждают умысел Богомоловой О.Г. на причинение тяжкого вреда здоровью Б*** К.Е. Просила переквалифицировать действия Богомоловой О.Г. на ч.1 ст.118 УК РФ;

- прокурор  Чашленков Д.А. обосновал своё мнение о необходимости отказа в удовлетворении апелляционной жалобы, поданной в интересах осужденной Богомоловой О.Г. Просил приговор суда в отношении Богомоловой О.Г. оставить без изменения.

 

Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, находит приговор суда, постановленный в отношении Богомоловой О.Г.,  законным и обоснованным, а назначенное ей наказание справедливым.

 

Обстоятельства,  при которых Богомолова О.Г. совершила инкриминируемое ей преступление и которые в силу ст.73 УПК РФ подлежали доказыванию по делу, установлены судом правильно на совокупности доказательств, полученных в установленном законом порядке, всесторонне, полно и объективно исследованных в судебном заседании, изложенных в приговоре и получивших оценку суда в соответствии с требованиями ст.88 УПК РФ.

Утверждения осужденной Богомоловой О.Г. в суде о том, что она не наносила удара ножом в область живота потерпевшего Б*** К.Е., поскольку тот сам  наткнулся на нож, которым она размахивала перед ним, опасаясь того, что Б*** К.Е. может  побить её в ходе возникшей между ними ссоры, были предметом тщательной проверки и отвергнуты судом как несостоятельные, опровергнутые совокупностью исследованных в суде доказательств.

Так, в соответствии с п.1 ч.2 ст.281 УПК РФ судом были исследованы показания потерпевшего Б*** К.Е., в которых он прямо указал на то, что в ходе ссоры с женой Богомоловой О.Г. хотел уйти от неё в другую комнату, но Богомолова О.Г. схватила со стола нож и нанесла им удар в область его живота. Он пытался отбить нож рукой, но не смог защититься от указанных действий Богомоловой О.Г., в результате чего Богомолова О.Г. нанесла ножом  резаную рану на его руке и ножевое ранение в области живота. Работникам скорой медицинской помощи он сказал о получение ножевого ранения на улице от незнакомых парней, чтобы не привлекать Богомолову О.Г. к уголовной ответственности.

Данные показание потерпевший Б*** К.Е. подтвердил на очной ставке с Богомоловой О.Г. и пояснил, что в ходе ссоры с Богомоловой О.Г. не высказывал в её адрес каких-либо угроз, не наносил ей ударов и не препятствовал ей уйти из комнаты.

Суд обоснованно положил в основу обвинительного приговора указанные показания потерпевшего Б*** К.Е., поскольку оснований ставить под сомнение их достоверность у суда не имелось. Б*** К.Е. указал причину, по которой первоначально указал на причинение ему ножевого ранения неустановленными лицами и не скрывал, что ранее между ним и Богомоловой О.Г. были ссоры, в одной из которых он причинил ножевое ранение в области правого бедра Богомоловой О.Г. Оснований для оговора потерпевшим Б*** К.Е. своей жены Богомоловой О.Г. не установлено.               

Кроме того, показания потерпевшего Б*** К.Е. согласуются с показаниями представителя потерпевшего Б*** Е.А., свидетелей Б*** В.Н., Б*** М.А., которые подтвердили в судебном заседании, что из разговора с  Б*** К.Е. во время нахождения его в больнице поняли, что ножевое ранение в области живота ему причинила жена Богомолова О.Г. При этом, Б*** Е.А. показал о том, что сын говорил ему, что ничего плохого в отношении Богомоловой О.Г. он не делал. 

Из протокола явки с повинной следует, что Богомолова О.Г. добровольно заявила о причинении ею ножевого ранения Б*** К.Е.

Ссылка стороны защиты на заключение эксперта о возможности причинения колото-резаного ранения и резаного ранения, обнаруженных на теле Б*** К.Е., клинком ножа при обстоятельствах, указанных как Б*** К.Е., так и Богомоловой О.Г., не влияет на достоверность показаний потерпевшего Б*** К.Е. и не ставит под сомнение правильность установленных судом обстоятельств совершенного преступления. Оценка проведенным по делу экспертизам дана судом в совокупности с другими исследованными в суде доказательствами.

Давая оценку показаниям Богомоловой О.Г. в судебном заседании в совокупности с другими исследованными в суде доказательствами, суд правильно признал несостоятельными её утверждения о причинении ею ножевого ранения Б*** К.Е. по неосторожности, в состоянии обороны от нападения на неё со стороны потерпевшего.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, анализ и оценка показаний Богомоловой О.Г. в приговоре приведены в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами. Оснований не согласиться с мотивированными суждениями суда в части оценки её показаний не имеется.

Суд правильно признал, что показания свидетеля И*** Н.В. об обстоятельствах  ранее имевших место отношениях между супругами Б*** не ставят под сомнение правильность установленных судом обстоятельств совершенного Богомоловой О.Г. преступления.

Оценив в совокупности исследованные доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о доказанности вины Богомоловой О.Г. в умышленном причинении вреда здоровью потерпевшего Б*** К.Е. и отверг доводы  осужденной о том, что она причинила данное ножевое ранение потерпевшему по неосторожности.

Об умысле Богомоловой О.Г. на причинение тяжкого вреда здоровью Б*** К.Е. свидетельствует характер совершенного ею преступления, способ, локализация нанесенного повреждения и механизм нанесения удара предметом – ножом, обладающим большой поражающей способностью. Так, согласно заключению судебно-медицинской экспертизы у Б*** К.Е. обнаружены: проникающая в брюшную полость колото-резаная рана передней брюшной стенки без повреждения внутренних органов, которая квалифицируется как причинение тяжкого вреда здоровью по признаку опасности для жизни,  а также поверхностная резаная рана на передней поверхности левого предплечья в средней трети,  ссадина на наружной поверхности правого лучезапястного сустава. 

Квалификация действий осужденной Богомоловой О.Г. является правильной, основанной на исследованных в судебном заседании доказательствах и уставленных судом фактических обстоятельствах дела. Мотивы юридической оценки действий осужденной в приговоре подробно приведены и полностью основаны на материалах дела.

В связи с этим оснований ставить под сомнение квалификацию действий осужденной Богомоловой О.Г. по п. “з” ч.2 ст.111 УК РФ судебная коллегия не находит.

Учитывая установленные судом обстановку и поведение потерпевшего Б*** К.Е. и Богомоловой О.Г. в ходе возникшей ссоры между ними,  которая не была сопряжена с насилием в отношении Богомоловой О.Г., либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, суд также обоснованно исключил нахождение Богомоловой О.Г. в состоянии необходимой обороны или при её превышении.

На основании анализа поведения Богомоловой О.Г. во время и после совершения преступления, суд правильно пришел к выводу, что в момент совершения преступления Богомолова О.Г. не находилась в эмоциональном состоянии, способном оказать существенное влияние на её сознание и деятельность, что также подтверждается заключением проведенной по делу судебно-психиатрической экспертизы, согласно которой Богомолова О.Г. болезненных расстройств психики, в том числе и временного характера, не обнаруживала, могла осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими.      

Судебное разбирательство судом первой инстанции проведено в установленном законом порядке при соблюдении принципа состязательности сторон. Все представленные доказательства исследованы судом по инициативе сторон, заявленные ходатайства разрешены в соответствии с требованиями закона.  Ущемления  прав  осужденной, в том числе на защиту, в ходе уголовного судопроизводства не допущено.

Наказание осужденной Богомоловой О.Г. назначено в соответствии с требованиями  закона, с учетом содеянного, данных о личности и всех обстоятельств дела. В приговоре приведены мотивы  назначения Богомоловой О.Г. наказания в виде реального лишения свободы. При определении срока наказания учтены все обстоятельства, в том числе смягчающие и влияющие на назначение наказания. Суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для назначения наказания осужденной с применением правил ст.ст.64, 73 УК РФ.

Оснований изменения категории совершенного Богомоловой преступления на менее тяжкую в соответствии с ч.6 ст.15 УК РФ и не имеется.

Существенных нарушений норм уголовно-процессуального закона, влекущих отмену либо изменение приговора, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.389-13, 389-20, 389-28, 389-33 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

приговор Димитровградского городского суда Ульяновской области от 27 октября 2016 года в отношении Богомоловой О*** Г*** оставить без изменения, а  апелляционную жалобу – без удовлетворения

 

Председательствующий

 

Судьи