Судебный акт
Обязать устранить нарушения законодательства в области дорожного движения
Документ от 13.12.2016, опубликован на сайте 16.12.2016 под номером 63519, 2-я гражданская, об обязании администрации МО "Мелекесский район" и МО "Тиинское сельское поселение" устранить нарушения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Рыбаков И.А.                                                                          Дело № 33а-5971/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                         13 декабря 2016 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Смирновой Ю.В., Лифановой З.А.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от                21 сентября 2016 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Мелекесского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования «Тиинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области и администрацию муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области в срок до 01.05.2017 устранить выявленные нарушения законодательства, а именно:

на участке дороги 3 км +500 м., 6 км + 400 м, 6 км + 900 м, автодороги Тиинск-Терентьевка Мелекесского района Ульяновской области устранить выбоины дорожного полотна соответственно 0.9 на 0.8 на 0.1; 1.1 на 0.7 на 0.08 м; 0.5 на 0.7 на 0.08 м.;

по ул. Школьная д.5 в с. Русский Мелекесс Мелекесского района Ульяновской области, по ул. Советская д.32 в с.Тиинск Мелекесского района Ульяновской области, а также по ул. Центральная д.43 в с. Слобода-Выходцево Мелекесского района Ульяновской области обустроить пешеходные ограждения и искусственные неровности.

 

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В.,пояснения прокурора Колгановой Е.А., полагавшей  необходимым решение суда оставить без изменения,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:     

 

прокурор Мелекесского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО «Тиинское сельское поселение», администрации  МО «Мелекесский район» Ульяновской области о возложении обязанности устранить нарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в срок до 01.12.2016. В обоснование иска указал, что проведенной прокуратурой Мелекесского района проверкой в деятельности администрации муниципального образования «Тиинское сельское поселение» и администрации МО «Мелекесский район» выявлены нарушения федерального законодательства в сфере организации дорожной деятельности.

Просил обязать администрации МО «Тиинское сельское поселение» и МО «Мелекесский район» устранить выявленные нарушения законодательства в срок до 01.12.2016, а именно:

на участке дороги 3 км + 500 м, 6 км + 400 м, 6 км + 900 м, автодороги Тиинск-Терентьевка Мелекесского района Ульяновской области устранить выбоины дорожного полотна соответственно 0.9 на 0.8 на 0.1; 1.1 на 0.7 на 0.08 м; 0.5 на 0.7 на 0.08 м;

по ул. Школьная, д.5, в с. Русский Мелекесс, по ул. Советская, д.32 в с.Тиинск, а также в с.Слобода-Выходцево по ул. Центральная, д.43, Мелекесского района Ульяновской области обустроить пешеходные ограждения и искусственные неровности.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд первой инстанции постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МО «Мелекесский район» просит решение отменить. В  обоснование жалобы указывает, что мероприятия по установке и замене ограждающих устройств и обустройству дорожных неровностей у образовательных учреждений в селах на пешеходных переходах предполагается осуществить на основании муниципальной программы «Обустройство пешеходных переходов, в том числе у образовательных организаций (учреждений), согласно новых национальных стандартов на 2016-2020 годы». Со стороны администрации МО «Мелекесский район» отсутствуют нарушения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Устранить нарушения в сроки, установленные судом, не представляется возможным, в связи с программным обеспечением бюджета согласно Бюджетному кодексу РФ.

В возражениях  помощник прокурора Мелекесского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседание судебной  коллегии не явились представители  администрации      МО «Тиинское  сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области, администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области, МО МВД России «Димитровградский»,  о месте и времени рассмотрения дела извещены.

Судебная коллегия, определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данной норме корреспондирует пункт 2  статьи 8.1 Устава муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской  области.

Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно решению Совета депутатов МО «Мелекесский район» Ульяновской области от 27.11.2015 № 31/201 полномочия в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации переданы МО «Лебяжинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области.

По делу установлено, что в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, закрепленных за администрацией МО «Мелекесский район» Ульяновской области, включены участки дорог, в том числе: Тиинск-Терентьевка,  ул. Школьная, д.5 в с. Русский Мелекесс, ул. Советская, д.32 в с.Тиинск,  ул. Центральная, д. 43 в с.Слобода-Выходцево Мелекесского района Ульяновской области.

В ходе проведенных прокуратурой  Мелекесского района   проверок соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения выявлены выбоины  дорожного полотна,  отсутствие  пешеходных ограждений  и искусственных неровностей по  вышеназванным дорогам.

В соответствии с пунктом 8.1.27 «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст у всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода применяют ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа.

Согласно пункту 6.2 «ГОСТ Р 52605-2006. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 11.12.2006 № 295-ст, за 10 - 15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений устраивают искусственную неровность.

Как следует из  п.3.1.1. и 3.1.2 «ГОСТ Р 50597-93 Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

Указанные требования стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Вывод суда первой инстанции о необходимости  возложения  обязанности на  администрацию МО «Мелекесский район» Ульяновской области и администрацию МО «Тиинское  сельское поселение» Мелекесского района  Ульяновской области по устранению  выявленных нарушений  законодательства, путем обустройства пешеходных переходов и искусственных неровностей, устранении выбоин является обоснованным.

Факт наличия нарушений  ГОСТ Р  52289-2004, ГОСТ Р 52605 – 2006,          ГОСТ Р 50597-93   на указанных  автодорогах  нашел свое объективное подтверждение и ответчиками  в ходе рассмотрения дела не оспаривался.

Доводы, приведенные администрацией   МО «Мелекесский район»  Ульяновской области  в апелляционной жалобе, являются несостоятельными.

Поскольку обязанность осуществлять контроль за безопасностью дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в пределах  муниципального района возложена на муниципальное образование законом, передача   полномочий   в сфере дорожной деятельности  в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения   МО «Тиинское   сельское  поселение», утверждение  муниципальной  программы «Обустройство пешеходных переходов, в том числе у образовательных организаций (учреждений), согласно новых национальных стандартов на  2016 - 2020 годы», в рамках которой запланировано производство работ по обустройству пешеходных ограждений и искусственных неровностей, не свидетельствует о невозможности удовлетворения требований прокурора, так как обязанность по установке пешеходных ограждений  и искусственных неровностей  возложена на ответчика законом, который не предоставляет лицу, к обязанности которого отнесено содержание автомобильных дорог, права самостоятельного установления сроков ее исполнения.

Довод апелляционной жалобы о необоснованности возложения на администрацию МО «Мелекесский район» Ульяновской области обязанности по  обустройству пешеходных переходов и искусственных неровностей, устранении выбоин  является несостоятельным и правильности выводов суда первой инстанции не опровергает.

Ссылка в апелляционной жалобе МО «Мелекесский район»  Ульяновской области  на отсутствие бюджетного финансирования не может являться основанием для отказа в иске.

Учитывая конкретные действия, которые суд обязал ответчиков совершить, и объем мероприятий, необходимых для их совершения, судебная коллегия полагает, что установленный судом первой инстанции  срок до 01 мая 2017 года  для исполнения  решения  соответствует ст. 178 КАС РФ и является разумным.

В случае, если в указанный срок решение ответчиком не может быть исполнено, при наличии к тому оснований последний не лишен возможности обратиться в суд первой инстанции в порядке ст. 189 КАС РФ с заявлением об отсрочке его исполнения.

Апелляционная жалоба не содержит ссылок на обстоятельства, которые опровергали бы выводы, изложенные в решении суда. Фактически доводы жалобы сводятся к несогласию с данной судом оценкой доказательств, в связи с чем судебная коллегия находит их несостоятельными.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 21 сентября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий    

 

Судьи