Судебный акт
Изменение даты увольнения. выплаты заработнйо платы за время вынужденного прогула и т.д.
Документ от 06.12.2016, опубликован на сайте 15.12.2016 под номером 63398, 2-я гражданская, о восстановлении на службе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Давыдова Т.Н.                                                  Дело № 33-5715/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              06 декабря 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

при секретаре  Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Османова Ш*** А***а на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 07 сентября 2016 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении иска Османова Ш*** А*** к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Ульяновской области в лице ликвидационной комиссии Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Ульяновской области  о признании незаконным приказа в части даты исключения из списка органов наркоконтроля,  об изменении даты увольнения, включении периода вынужденного прогула в выслугу лет, взыскании денежных средств за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда отказать полностью.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Османов Ш. А. обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Ульяновской области в лице ликвидационной комиссии Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Ульяновской области  о признании незаконным приказа в части даты исключения из списка органов наркоконтроля, об изменении даты увольнения, включении периода вынужденного прогула в выслугу лет, взыскании денежных средств за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

В обоснование иска указал, что с ***.2010 он проходил службе в Управлении ФСКН России по Ульяновской области в том числе непосредственно перед увольнением  - в должности   о***, специальное звание  м***.

Приказом № *** от 31.05.2016 истец 17.06.2016 уволен со службы в органах наркоконтроля на основании п.п. 7 п. 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в связи с переводом в другой государственный орган - УМВД России по Ульяновской области.

Считал, что его увольнение из органов наркоконтроля не соответствует действующему законодательству.

11.04.2016 он был уведомлен о предстоящем увольнении по подпункту 6 (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий) пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ - в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» изъявил желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода, без испытательного срока и переаттестации.

31.05.2016 в соответствии с указанием ОКиВР управления им был подан соответствующий рапорт (по предложенной форме) на имя начальника Управления ФСКН России по Ульяновской области на увольнение из органов наркоконтроля по п.п. 7 п. 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. При этом сотрудниками отделения кадров истцу было объявлено, что в случае отказа написания данного рапорта, он будет уволен по п.п. 6 п. 142 Положения, в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, и не сможет реализовать свое право, предусмотренное подпунктом «б» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», о поступлении на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода, без испытательного срока и переаттестации.

Подтверждения перевода истца письмом, подписанным руководителем соответствующего государственного органа (УМВД России по Ульяновской области), в адрес Управления ФСКН России по Ульяновской области не поступало.

Кроме того, считал, что приказ о его увольнении издан в нарушение Указа № 156 от 05.04.2016 преждевременно, так как Указ Президента Российской Федерации, утверждающий штатную численность органов внутренних дел, с учетом присоединенных Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы, был издан 07.07.2016. Соответственно, перевод фактически состоялся только 07.07.2016  (приказ о приеме на службу в УМВД России по Ульяновской области от 08.07.2016 г. № ***).

Приказ управления ФСКН России по Ульяновской области от 31.05.2016 № *** был объявлен истцу 17.06.2016, выписка из приказа и трудовая книжка истцу вручены не были.

Будучи уволенным из органов наркоконтроля 17.06.2016 до принятия на службу в органы внутренних дел, которое состоялось только 07.07.2017, истец не имел права   заниматься трудовой деятельностью, чтобы иметь возможность реализовать свое право, предусмотренное подпунктом «б» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», о поступлении на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода, без испытательного срока и переаттестации, с сохранением непрерывности исчисления выслуги лет.

Указанные выше обстоятельства существенно нарушают права истца и ухудшают  материальное положение его семьи, лишая основного источника дохода, искусственно создают неопределённость социального статуса и ограничивают право на труд.

Со дня увольнения 17.06.2016 года начинается период вынужденного прогула.

Кроме этого, истец  испытывал моральные и нравственные страдания в связи с потерей основного заработка семьи, невозможностью своевременной выплаты имеющихся у него долговых обязательств, в связи с чем, был вынужден дополнительно занимать денежные средства.

С учетом уточненных исковых требований просил признать незаконным приказ Управления ФСКН России по Ульяновской области от 31.05.2016 № ***,  в части исключения его из списка сотрудников с 17.06.2016; обязать Управление ФСКН России по Ульяновской области в лице ликвидационной комиссии перенести дату исключения его из списков сотрудников и внести изменения в приказ 31.05.2016 № *** в части внесения в него формулировки об исключения его из списков сотрудников с 07.07.2016; обязать Управление ФСКН России по Ульяновской области в лице ликвидационной комиссии включить период вынужденного прогула с 18.06.2016 по 06.07.2016 в выслугу лет в органах наркоконтроля; обязать Управление ФСКН России по Ульяновской области в лице ликвидационной комиссии начислить и выплатить денежное довольствие с 18.06.2016 по 06.07.2016 за время вынужденного прогула не по вине сотрудника в размере 53 141,67 руб.; взыскать с ответчика компенсацию за причиненный моральный вред в размере 150 000 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено УМВД России по Ульяновской области.

 

Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования  по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Османов Ш.А не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение.  При этом указывает, что Указ Президента РФ от 05.04.2016 №156, которым упразднена ФСКН России, не отменяет и не изменяет Положение о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Приказ Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 26 декабря 201 №559, в том числе и в части соблюдения работодателем процедуры и оснований  к увольнению. Считает, что вывод суда о недоказанности им факта незаконного лишения возможности трудится по причине не выдачи трудовой книжки при увольнении, является необоснованным.  Полагает, что сам факт невыдачи в день увольнения трудовой книжки является доказательством лишения возможности трудиться, и грубым нарушением его трудовых прав. Кроме того не принято во внимание, что приказ о его увольнении был издан преждевременно, так как Указ Президента № 156 от 05.04.16 не содержит указание на прекращение исполнения обязанностей сотрудниками именно с 01.06.2016. По мнению автора жалобы, период с 18.06.2016 по 06.07.2016 должен быть включен ему в выслугу лет в органах наркоконтроля.

В возражениях на апелляционную жалобу УМВД России по Ульяновской области и Ликвидационная комиссия Управления ФСКН России по Ульяновской области  просят решение суда оставить без изменения, а жалобу Османова Ш.А.– без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие  сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что  м*** Османов Ш.А. проходил службу  в органах наркоконтроля с  *** 2010 года,  в должности с***.

Приказом УФСКН по Ульяновской области от 31 мая 2016 года № ***  Османов Ш.А. с 17 июня 2016 года уволен со службы в органах по контролю за оборотом наркотиков в связи с переводом в другой государственный орган в соответствии с п.п. 7 п. 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

На дату увольнения (17 июня 2016 года) общая выслуга лет истца для назначения пенсии составляла 16 лет 07 месяцев 17 дней.

Основанием к увольнению по п.п. 7 п. 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ явился рапорт Османова Ш.А.  от 31 мая 2016 года об увольнении в связи с переводом в другой государственный орган (на основании решения, полученного из органов внутренних дел Российской Федерации в письменной форме о приеме на службу в порядке перевода).

Одновременно Османов Ш.А.. обратился к начальнику УМВД России по Ульяновской области с заявлением, содержащим просьбу о поступлении на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, которое было согласовано руководителем кадровой службы адресата 07 июля 2016 года.

Приказом начальника УМВД России по Ульяновской области от 08 июля 2016 года № ***  Османов Ш.А. с 07 июля 2016 года принят на службу в УМВД России по Ульяновской области.

Полагая увольнение из УФСКН по Ульяновской области с 17 июня 2016 года незаконным, Османов Ш.А. обратился в суд с настоящим иском.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал верную правовую оценку представленным доказательствам при правильном применении норм материального права,  обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований Османова Ш.А., не установлено.

Выводы суда мотивированы, соответствуют нормам закона, оснований не соглашаться с ними судебная коллегия не усматривает.

В целях совершенствования государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции Указом Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года № 156 упразднены Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная миграционная служба.

Пунктом 2 названного Указа Президента РФ Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы:

а) функции и полномочия упраздняемых Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы;

б) штатная численность упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

Пунктом 4 Указа Президента РФ от 05 апреля 2016 года № 156 установлено, что:

а) сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие и работники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Федеральной миграционной службы продолжают исполнять возложенные на них обязанности до завершения мероприятий, предусмотренных Указом от 05 апреля 2016 года № 156;

б) сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации. Таким сотрудникам единовременное пособие не выплачивается;

в) сотрудникам органов наркоконтроля, принятым на службу в органы внутренних дел в порядке перевода:

присваиваются специальные звания, соответствующие специальным званиям, присвоенным в органах наркоконтроля, но не выше специального звания полковника;

сроки пребывания в специальных званиях в период прохождения службы в органах наркоконтроля засчитываются при присвоении очередных специальных званий;

выслуга лет в органах наркоконтроля засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел для назначения пенсии, выплаты денежного содержания и предоставления иных мер социальной поддержки;

сохраняются периоды и сроки предоставления основных и дополнительных отпусков, расчетные периоды для исчисления пособий и компенсаций, исчисленные во время службы в органах наркоконтроля;

г) жилищное и социальное обеспечение сотрудников органов наркоконтроля, принятых на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 5 Указа Президента РФ от 05 апреля 2016 года № 156 предписано завершить проведение организационно-штатных мероприятий, связанных с реализацией Указа, до 1 июня 2016 года.

Статьей 33 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» установлено, что сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков принимаются на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора в течение трех месяцев с момента увольнения в связи с переводом в другой государственный орган при отсутствии другой работы (службы) в указанный период (часть 1).

Сотрудникам органов наркоконтроля, принятым на службу в органы внутренних дел в соответствии с частью 1 статьи 33, единовременное пособие при увольнении из органов наркоконтроля не выплачивается (часть 4).

Сотрудникам органов наркоконтроля, с которыми заключен контракт, присваиваются специальные звания, соответствующие специальным званиям, присвоенным им в органах наркоконтроля, до специального звания полковника полиции (внутренней службы, юстиции) включительно. Указанным сотрудникам сроки выслуги (пребывания) в специальных званиях в период прохождения службы в органах наркоконтроля засчитываются при присвоении им очередных специальных званий (часть 8).

Стаж службы (выслуга лет) сотрудников органов наркоконтроля, принятых на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, исчисленный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в указанных органах на момент их увольнения в связи с переводом в другой государственный орган засчитывается в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел и в стаж государственной службы в полном объеме и пересчету не подлежит (часть 10).

Стаж службы (выслуга лет) в соответствии с частью 10 статьи 33 исчисляется сотрудникам органов наркоконтроля, принятым на службу в органы внутренних дел в порядке перевода в течение трех месяцев с момента их увольнения, при отсутствии другой работы (службы) в указанный период (часть 11).

За сотрудниками органов наркоконтроля, с которыми заключен контракт, сохраняются расчетные периоды для исчисления пособий и компенсаций, исчисленные во время их службы в органах наркоконтроля, периоды и сроки предоставления основных и дополнительных отпусков, которые предоставляются с учетом времени службы в органах наркоконтроля (часть 12).

Приведенные положения Указа Президента Российской Федерации и Федерального закона строго регламентируют процедуру и сроки упразднения ФСКН России, а также гарантии для сотрудников ФСКН, изъявивших желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, каких-либо нарушений прав истца в связи с его увольнением из УФСКН по Ульяновской области ответчиком допущено не было.

В соответствии с требованиями ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающей порядок увольнения при ликвидации организации, Османов Ш.А. о предстоящем увольнении был предупрежден 11 апреля 2016 года, то есть не менее чем за два месяца до дня увольнения,

Порядок и сроки увольнения сотрудников ФСКН России и ее территориальных органов в связи с совершенствованием Президентом Российской Федерации государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров установлены специальными нормативными актами, приведенными выше, в связи с чем ссылка истца на Порядок зачисления сотрудников в распоряжение органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ при проведении организационно-штатных мероприятий, связанных с ликвидацией либо сокращением штатной численности (штата) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденный приказом ФСКН от 26 декабря 2011 года № 559, несостоятельна.

Названный порядок регулирует вопросы зачисления сотрудников в распоряжение органов наркоконтроля в связи с ликвидацией либо сокращением штатной численности отдельных органов наркоконтроля. В данном случае увольнение истца из УФСКН по Ульяновской области в порядке перевода в УМВД по Ульяновской области имело место в связи с упразднением ФСКН России в целом, в связи с чем зачислить Османова Ш.А. в какой-либо иной территориальный орган ФСКН, а равно в Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков было невозможно.

Организационно-штатные мероприятия, связанные с реализацией Указа Президента РФ от 05 апреля 2016 года № 156, было предписано завершить до 01 июня 2016 года.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2016 года №1026-р, на которое содержится ссылка в апелляционной жалобе, установлен срок – до 31 декабря 2016 года, для завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФСКН, включая ее территориальные органы, как-то: утверждение ликвидационного баланса, бюджетных ассигнований, сметы расходов, лимитов бюджетных обязательств, а не процедуры увольнения сотрудников.

Утверждения истца о том, что в период с 18 июня по 06 июля 2016 года он незаконно был лишен возможности трудиться, а потому этот период ему должен быть оплачен и включен в выслугу лет, несостоятельны.

Отсутствие у сотрудника наркоконтроля, изъявившего желание поступить на службу в органы внутренних дел, другой работы (службы) в период с момента увольнения из органа ФСКН и до момента трудоустройства в органы внутренних дел, является гарантией сохранения имеющейся на день увольнения выслуги лет, ее последующего зачета в выслугу лет в органах внутренних дел (части 10, 11 статьи 33 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 305-ФЗ), и, как следствие, получения связанных с выслугой лет иных гарантий и компенсаций (сроки пребывания в специальных званиях, назначение пенсии за выслугу лет, сроки предоставления отпусков и др.).

В случае несогласия с условиями увольнения из органа ФСКН в связи с ее упразднением истец имел возможность уволиться со службы по иному основанию, по п.п. 6 п. 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ – в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, получить соответствующие выплаты, причитающиеся при увольнении по данному основанию, но лишиться возможности гарантированного трудоустройства и связанных с ним льгот и компенсаций.

Кроме того, в ответ на обращение председателя ликвидационной комиссии ФСКН России о полномочиях последнего по внесению изменений в приказы по личному составу в части касающейся изменения даты увольнения сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и осуществления при этом установленных законодательством РФ выплат увольняемым сотрудникам Минтруд РФ письмом от 20 июля 2016 года № 18-4/10/П-4482 разъяснил, что правовых оснований для изменения даты увольнения сотрудников со службы в органах наркоконтроля на срок, равный 3-месячному периоду, в течение которого в отношении указанных лиц принимается решение о принятии или непринятии на службу в органы внутренних дел, и выплаты им при этом денежного довольствия за указанный период, не имеется.

Аналогичное разъяснение дано Министерством финансов России в письме от 22 июля 2016 года № 10-05-05/43173, согласно которому оснований для внесения изменений в приказы ФСКН России по личному составу в части, касающейся изменения даты увольнения сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, не имеется.

В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам искового заявления, судом первой инстанции им дана надлежащая правовая оценка.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 07 сентября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Османова Ш*** А*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: