Судебный акт
Ликвидация свалок
Документ от 06.12.2016, опубликован на сайте 16.12.2016 под номером 63388, 2-я гражданская, об обязании ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов и мусора на земельных участках, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Сизова Н.В.                                                              Дело № 33а-5878/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                         06 декабря 2016 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Трифоновой Т.П.  и Зуевой Н.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации МО «Гимовское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 13 сентября 2016 года, по которому постановлено:

 

Административное исковое заявление прокурора Майнского района Ульяновской области  удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Муниципального учреждения администрации «Гимовское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области в части непринятия мер по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов:

- на земельном участке площадью 431 кв.м, расположенном между улицами Сельская и Молодежная в 50 м восточнее дома №24 по ул.Сельская, в 45 м юго-западнее дома №9 по ул.Молодежная в с.Карлинское Майнского района Ульяновской области;

- на земельном участке площадью 413 кв.м, расположенном на ул.Овражная, в 250 м северо-западнее дома №28 по ул.Сельская с.Карлинское Майнского района Ульяновской области;

- на земельном участке площадью 43 кв.м, расположенном на ул.Овражная, в 160 м западнее дома №46 по ул.Сельская с.Карлинское Майнского района Ульяновской области;

- на земельном участке площадью 118 кв.м, расположенном на ул.Овражная, в 100 м южнее дома №27 по ул.Сельская с.Карлинское Майнского района Ульяновской области;

- в овраге с.Кадышевка Майнского района Ульяновской области.

Обязать Муниципальное учреждение администрации «Гимовское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов:

- на земельном участке площадью 431 кв.м, расположенном между улицами Сельская и Молодежная в 50 м восточнее дома №24 по ул.Сельская, в 45 м юго-западнее дома №9 по ул.Молодежная в с.Карлинское Майнского района Ульяновской области;

- на земельном участке площадью 413 кв.м, расположенном на ул.Овражная, в 250 м северо-западнее дома №28 по ул. Сельская с.Карлинское Майнского района Ульяновской области;

- на земельном участке площадью 43 кв.м, расположенном на ул.Овражная, в 160 м западнее дома №46 по ул.Сельская с.Карлинское Майнского района Ульяновской области;

- на земельном участке площадью 118 кв.м, расположенном на ул.Овражная, в 100 м южнее дома №27 по ул.Сельская с.Карлинское Майнского района Ульяновской области;

- в овраге с.Кадышевка Майнского района Ульяновской области.

В удовлетворении административного искового заявления прокурора Майнского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области отказать.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения представителя МО «Гимовское сельское поселение» Долбнина А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, пояснения прокурора Сальникова А.А., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Майнского района Ульяновской области обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, в интересах неопределенного круга лиц к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Муниципальному учреждению администрации «Гимовское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов и мусора и возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов и мусора.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной проверки соблюдения природоохранного законодательства установлено, что на территории МО «Гимовское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области допускаются нарушения природоохранного законодательства в части организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, организации благоустройства территории поселения. На территории с.Карлинское Майнского района Ульяновской области имеется 4 земельных участка общей площадью 1005 кв.м, которые захламлены отходами IV класса опасности для окружающей среды – твердыми бытовыми отходами. В овраге, расположенном в с.Кадышевка Майнского района Ульяновской области, имеется свалка твердых бытовых отходов.

Несоблюдение административными ответчиками установленной законодательством обязанности по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, по благоустройству территории поселения нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

В связи с этим прокурор просил признать незаконным бездействие Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Муниципального учреждения администрации «Гимовское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области в части непринятия мер по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов на территории с.Карлинское Майнского района Ульяновской области на 4 земельных участках общей площадью 1005 кв.м, в овраге с.Кадышевка Майнского района Ульяновской области. Обязать Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Муниципальное учреждение администрации «Старомаклаушинское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МО «Гимовское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области не соглашается с решением суда, считает его незаконным, принятым  с нарушением норм материального права. Указывает на то, что с 01 января 2015 года вопросы местного значения в сфере обращения с отходами на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с ч.  4 ст. 15 Закона № 131-ФЗ от 31 декабря 2015 года между администрацией МО «Майнский район» и администрацией МО «Гимовское сельское поселение» заключено соглашение, по которому администрация МО «Майнский район» на период с 01 января по 31 декабря 2016 года передала администрации МО «Гимовское сельское поселение» часть полномочий муниципального района, а именно: участие в организации деятельности по сбору, (в том числе раздельному сбору) и транспортировке твердых бытовых отходов в пределах финансирования.

Вместе с тем с 01 января 2016 года полномочия по организации деятельности по сбору (в то числе раздельному сбору) транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых  коммунальных отходов в соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» находятся в ведении субъектов РФ.  Таким образом, определение земельных участков для складирования и утилизации мусора, организация полигонов твердых бытовых отходов на территории поселений, обозначение границ участков, выставление аншлагов, указывающих место полигонов ТБО, контроль порядка на данных полигонах относится к ведению субъекта РФ.

В полномочия муниципальных районов входит лишь участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов, а также на территориях сельских поселений.

Ссылка на положения СанПиН 42-128-4690-88 является необоснованной, поскольку в 01 января 2016 года порядок сбора твердых коммунальных отходов должен быть утвержден субъектом РФ. На территории Ульяновской области данный порядок до настоящего времени не утвержден.

Ссылаясь на позицию Конституционного Суда, выраженную в Постановлениях № 26-П от 13 октября 2015 года и № 13-П от 26 апреля 2016 года, указывает на то, что в полномочия органов местного самоуправления входит только участие  в организации мероприятий, связанных с отходами производства.

Земельные участки, на которых расположены несанкционированные свалки, не относятся к муниципальной собственности МО «Гимовское сельское поселение». Полномочия по распоряжению указанными земельными участками с 01 января 2016 года осуществляет  уполномоченный Правительством Ульяновской области исполнительный орган государственной власти Ульяновской области на основании Закона Ульяновской области от 03 июля 2015 года № 85-ЗО «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области».

Доказательств того, что свалки были образованы администрацией МО «Гимовское сельское поселение» или по распорядительному акту администрации, суду не представлено.

Администрацией МО «Гимовское сельское поселение» неоднократно проводились сходы граждан с целью проведения разъяснительной работы по соблюдению санитарных правил содержания территории поселения. Организован вывоз мусора путем заключения договоров с уполномоченными организациями.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Майнского района Ульяновской области Мухяметзянова Э.З. просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным. 

В судебное заседание не явились представители Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области. О дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

Право граждан на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной  и иной деятельностью, закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона  от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».            

В ходе рассмотрения дела установлено, что 18 февраля 2016 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области с участием специалистов филиала «ЦЛАТИ по Ульяновской области» проведено рейдовое мероприятие на территории с.Карлинское Майнского района Ульяновской области в целях проверки изложенной в обращении Чесноковой Л.А. информации о несанкционированных местах размещения (накопления) отходов на земельных участках, расположенных в с.Карлинское Майнского района Ульяновской области.

В ходе проверки выявлены четыре земельных участка общей площадью 1005 кв.м., которые захламлены отходами в виде твердых бытовых отходов и навоза, а именно: 

- земельный участок площадью 431 кв.м, расположенный между улицами Сельская и Молодежная в 50 м восточнее дома №24 по ул.Сельская, в 45 м юго-западнее дома №9 по ул.Молодежная в с.Карлинское Майнского района Ульяновской области;

- земельный участок площадью 413 кв.м, расположенный на ул.Овражная, в 250 м северо-западнее дома №28 по ул.Сельская с.Карлинское Майнского района Ульяновской области;

- земельный участок площадью 43 кв.м, расположенный на ул.Овражная, в 160 м западнее дома №46 по ул.Сельская с.Карлинское Майнского района Ульяновской области;

- земельный участок площадью 118 кв.м, расположенный на ул.Овражная, в 100 м южнее дома №27 по ул.Сельская с.Карлинское Майнского района Ульяновской области.

Согласно протоколам результатов биотестирования от 24 февраля 2016 года по результатам лабораторных исследований проб отходов (твердые бытовые отходы, навоз), отобранных на земельных участках, расположенных

- между улицами Сельская и Молодежная в 50 м восточнее дома №24 по ул.Сельская, в 45 м юго-западнее дома №9 по ул.Молодежная в с.Карлинское Майнского района Ульяновской области,

- ул.Овражная, в 250 м северо-западнее дома №28 по ул.Сельская с.Карлинское Майнского района Ульяновской области, в 160 м западнее дома №46 по ул.Сельская с.Карлинское Майнского района Ульяновской области, установлено, что отходы относятся к IV классу опасности для окружающей среды.

Из справки главного специалиста ТО Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в Карсунском районе Чичиной Н.В. от 11 мая 2016 года следует, что овраг д. Кадышевка Майнского района Ульяновской области захламлен твердыми бытовыми отходами.

Факт наличия несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на указанных земельных участках представителем МО «Гимовское сельское поселение» в ходе рассмотрения дела не оспаривался.

Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что  отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статьей п. 2 ст. 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи (участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Аналогичные положения содержатся в ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Положения данных законов следует применять с учетом положений Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который определяет, в том числе, круг полномочий  органов местного самоуправления в РФ.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 указанного Федерального закона участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов относится к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно ч. 4 ст. 15 вышеуказанного Федерального закона органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Материалами дела подтверждено, что 31 декабря 2015 года между администрацией МО «Майнский район» и МО «Гимовское сельское поселение» было заключено Соглашение, по условиям которого администрация МО «Майнский район» передала администрации МО «Гимовское сельское поселение» на основании п. 4 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия на участие в организации деятельности по сбору (в то числе раздельному сбору) и транспортировке твердых коммунальных отходов с выделением из бюджета МО «Майнский район» в бюджет МО «Гимовское сельское поселение» соответствующих бюджетных средств в размере 14 200 руб. Данное соглашение заключено на период с 01 января по 31 декабря 2016 года.  Таким образом, полномочия по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов  в 2016 году на территории МО «Гимовское  сельское поселение» должна осуществлять администрация указанного муниципального образования.

Образование несанкционированных свалок твердых бытовых отходов на земельных участках,  входящих в состав МО «Гимовское сельское поселение», свидетельствует о длительном и неоднократном сбросе таких отходов. Указанные  действия при надлежащей организации земельного контроля должны были своевременно выявляться и пресекаться администрацией МО «Гимовское сельское поселение». Образование несанкционированных свалок вызвано ненадлежащей организацией администрацией МО «Гимовское сельское поселение» сбора и вывоза бытовых отходов.

Ссылка в апелляционной жалобе на закон Ульяновской области  от 03 июля 2015 года № 85-ЗО «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области» в данном случае необоснованна.

В соответствии со ст. 1 указанного Закона он регулирует отношения, связанные с перераспределением полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области. Согласно ст. 2 указанного Закона уполномоченный Правительством Ульяновской области исполнительный орган государственной власти Ульяновской области в течение неограниченного срока осуществляет полномочия органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Ульяновской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Таким образом, объем полномочий исполнительного органа государственной власти Ульяновской области в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, включает в себя только право распоряжения указанными земельными участками. Вопросы обращения с бытовыми отходами на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, не входят в компетенцию уполномоченного Правительством Ульяновской области исполнительного органа государственной власти. 

Отнесение с 01 января 2016 года к полномочиям органа государственной власти субъекта РФ вопроса организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов (ст. 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления») не является основанием для освобождения органа местного самоуправления от обязанностей, предусмотренных ст. 8 этого же Федерального закона,  в области обращения с отходами, в данном случае от исполнения обязанности по участию в организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории конкретного муниципального образования.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Майнского районного суда Ульяновской области от 13 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО «Гимовское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: