Судебный акт
Оспаривание приказа об увольнении
Документ от 29.11.2016, опубликован на сайте 07.12.2016 под номером 63283, 2-я гражданская, о восстановлении на службе, взыскании з/платы за время вынужденного прогула, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Дворцова Н.В.                                                  Дело № 33-5637/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                29 ноября 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Казаковой М.В.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

при секретаре  Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Матюшкина Д*** Н*** на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 05 сентября 2016 года, с учетом определения того же суда от 17 октября 2016 года об исправлении описки, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Матюшкина Д*** Н*** отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Матюшкин Д. Н. обратился в суд с иском  к ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по Ульяновской области об изменении даты увольнения,  взыскании денежных средств и компенсации морального вреда.

В обоснование иска указал, что  проходил службу в Управлении ФСКН России по Ульяновской области  до 17.06.2016.  Приказом № *** от 31.05.2016 он был уволен со службы 17.06.2016 на основании п.п. 7 п. 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в связи с переводом в другой государственный орган - УМВД России по Ульяновской области.

Увольнение из органов наркоконтроля считал незаконным.

11.04.2016 Матюшкин Д.Н. был уведомлен о предстоящем увольнении по подпункту 6 (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий) пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ - в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», изъявил желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода, без испытательного срока и переаттестации.

31.05.2016  в соответствии с указанием ОКиВР управления, истцом был подан соответствующий рапорт (по предложенной форме) на имя начальника Управления ФСКН России по Ульяновской области об увольнении из органов наркоконтроля по п.п. 7 п. 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. При этом сотрудниками отделения кадров было разъяснено, что в случае отказа написания данного рапорта, истец будет уволен по п.п. 6 п. 142 Положения, в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, и не сможет реализовать свое право, предусмотренное подпунктом «б» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», о поступлении на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода, без испытательного срока и переаттестации.

Подтверждение перевода истца письмом, подписанным руководителем соответствующего государственного органа (УМВД России по Ульяновской области) не поступало.

Таким образом, увольнение из органов ФСКН Матюшкин Д.Н. считал незаконным, так как на дату издания приказа об увольнении перевод не был подтвержден со стороны органов внутренних дел, соответственно основания для увольнения по данному пункту отсутствовали.

Кроме того, во исполнение Указа Президента РФ № 156 11 апреля 2016 года издан приказ о зачислении истца в распоряжение Управления ФСКН России по Ульяновской области № ***, согласно которому  истец был зачислен в распоряжение Управления ФСКН России по Ульяновской области  с исполнением должностных обязанностей по последней замещаемой должности сроком до трех месяцев с 11.04.2016.

Приказ об  увольнении издан в нарушение Указа № 156 от 05.04.2016 преждевременно, так как Указ Президента Российской Федерации, утвердивший штатную численность органов внутренних дел, был издан 07.07.2016. Соответственно, перевод фактически состоялся только 07.07.2016.

Поскольку с 17.06.2016 истец был незаконно лишен возможности проходить службу в распоряжении Управления ФСКН России по Ульяновской области,  считает, что  период с 18.06.2016  по 06.07.2016 является временем вынужденного прогула, который подлежит оплате работодателем.

С учетом уточненных исковых требований Матюшкин Д.Н.  просил признать незаконным приказ Управления ФСКН России по Ульяновской области от 31.05.2016 № ***,  в части исключения Матюшкина Д.Н. из списка сотрудников с 17.06.2016; обязать Управление ФСКН России по Ульяновской области в лице ликвидационной комиссии изменить дату исключения Матюшкина Д.Н. из списков сотрудников, а также  приказ Управления ФСКН России по Ульяновской области от 31.05.2016 № *** в части внесения в него формулировки об исключения истца  из списков сотрудников с 07.07.2016; обязать зачесть  период вынужденного прогула с 18.06.2016 по 06.07.2016 в выслугу лет в органах наркоконтроля; обязать начислить и выплатить ему денежное довольствие с 18.06.2016 по 06.07.2016 за время вынужденного прогула не по вине сотрудника в размере 49 702,34 руб.; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда 30 000 руб.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству судом в качестве третьего лица привлечено к участию в деле Управление Министерства внутренних дел России по Ульяновской области.

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Матюшкин Д.Н. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение.  При этом указывает, что Указ Президента РФ от 05.04.2016 №156, которым упразднена ФСКН России, не отменяет и не изменяет Положение о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Приказ Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 26 декабря 2011 № 559, в том числе и в части соблюдения работодателем процедуры и оснований  к увольнению. Считает, что вывод суда о недоказанности им факта незаконного лишения возможности трудится по причине не выдачи трудовой книжки при увольнении, является необоснованным.  Полагает, что сам факт невыдачи в день увольнения трудовой книжки является доказательством лишения возможности трудиться, и грубым нарушением трудовых прав. Кроме того не принято во внимание, что приказ об  увольнении истца был издан преждевременно, так как Указ Президента № 156 от 05.04.16 не содержит указание на прекращение исполнения обязанностей сотрудниками именно с 01.06.2016. По мнению автора жалобы, период с 18.06.2016 по 06.07.2016 должен быть включен истцу в выслугу лет в органах наркоконтроля.

В возражениях на апелляционную жалобу Ликвидационная комиссия Управления ФСКН России по Ульяновской области  просит решение суда оставить без изменения, а жалобу Матюшкина Д.Н. – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие  сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что с Матюшкин Д.Н. проходил службу в УФСКН по Ульяновской области с 21.04.2010 по 28.10.2011 на должности к***, с 28.10.2011 по 05.05.2015 – в должности  и***, с 05.05.2015 назначен на должность  д***

Приказом УФСКН по Ульяновской области от 31 мая 2016 года № *** Матюшкин Д.Н. с 17 июня 2016 года уволен со службы в органах по контролю за оборотом наркотиков в связи с переводом в другой государственный орган в соответствии с п.п. 7 п. 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

На дату увольнения (17 июня 2016 года) общая выслуга лет истца для назначения пенсии составляла 11 лет 02 месяца 29 дней.

В качестве основания увольнения в приказе указан рапорт Матюшкина Д.Н. от 31.05.2016 об увольнении в связи с переводом в другой государственный орган, на основании решения, полученного из органов внутренних дел Российской Федерации в письменной форме о приеме на службу в порядке перевода.

Одновременно Матюшкин Д.Н. обратился к начальнику УМВД России по Ульяновской области с заявлением о поступлении на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, которое было согласовано руководителем кадровой службы адресата 07.07.2016.

Приказом начальника УМВД России по Ульяновской области от 08 июля 2016 года № *** Матюшкин Д.Н. с 07 июля 2016 года принят на службу в УМВД России по Ульяновской области.

Полагая увольнение из УФСКН по Ульяновской области с 17 июня 2016 года незаконным, Матюшкин Д.Н. обратился в суд с настоящим иском.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований Матюшкина Д.Н., не установлено.

Выводы суда мотивированы, соответствуют нормам закона, оснований не соглашаться с ними судебная коллегия не усматривает.

В целях совершенствования государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016  № 156 упразднены Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная миграционная служба.

Пунктом 2 названного Указа Президента РФ Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы:

а) функции и полномочия упраздняемых Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы;

б) штатная численность упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

Пунктом 4 Указа Президента РФ от 05 апреля 2016 года № 156 установлено, что:

а) сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие и работники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Федеральной миграционной службы продолжают исполнять возложенные на них обязанности до завершения мероприятий, предусмотренных Указом от 05 апреля 2016 года № 156;

б) сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации. Таким сотрудникам единовременное пособие не выплачивается;

в) сотрудникам органов наркоконтроля, принятым на службу в органы внутренних дел в порядке перевода:

присваиваются специальные звания, соответствующие специальным званиям, присвоенным в органах наркоконтроля, но не выше специального звания полковника;

сроки пребывания в специальных званиях в период прохождения службы в органах наркоконтроля засчитываются при присвоении очередных специальных званий;

выслуга лет в органах наркоконтроля засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел для назначения пенсии, выплаты денежного содержания и предоставления иных мер социальной поддержки;

сохраняются периоды и сроки предоставления основных и дополнительных отпусков, расчетные периоды для исчисления пособий и компенсаций, исчисленные во время службы в органах наркоконтроля;

г) жилищное и социальное обеспечение сотрудников органов наркоконтроля, принятых на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 5 Указа Президента РФ от 05 апреля 2016 года № 156 предписано завершить проведение организационно-штатных мероприятий, связанных с реализацией Указа, до 1 июня 2016 года.

Статьей 33 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» установлено, что сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков принимаются на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора в течение трех месяцев с момента увольнения в связи с переводом в другой государственный орган при отсутствии другой работы (службы) в указанный период (часть 1).

Сотрудникам органов наркоконтроля, принятым на службу в органы внутренних дел в соответствии с частью 1 статьи 33, единовременное пособие при увольнении из органов наркоконтроля не выплачивается (часть 4).

Сотрудникам органов наркоконтроля, с которыми заключен контракт, присваиваются специальные звания, соответствующие специальным званиям, присвоенным им в органах наркоконтроля, до специального звания полковника полиции (внутренней службы, юстиции) включительно. Указанным сотрудникам сроки выслуги (пребывания) в специальных званиях в период прохождения службы в органах наркоконтроля засчитываются при присвоении им очередных специальных званий (часть 8).

Стаж службы (выслуга лет) сотрудников органов наркоконтроля, принятых на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, исчисленный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в указанных органах на момент их увольнения в связи с переводом в другой государственный орган засчитывается в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел и в стаж государственной службы в полном объеме и пересчету не подлежит (часть 10).

Стаж службы (выслуга лет) в соответствии с частью 10 статьи 33 исчисляется сотрудникам органов наркоконтроля, принятым на службу в органы внутренних дел в порядке перевода в течение трех месяцев с момента их увольнения, при отсутствии другой работы (службы) в указанный период (часть 11).

За сотрудниками органов наркоконтроля, с которыми заключен контракт, сохраняются расчетные периоды для исчисления пособий и компенсаций, исчисленные во время их службы в органах наркоконтроля, периоды и сроки предоставления основных и дополнительных отпусков, которые предоставляются с учетом времени службы в органах наркоконтроля (часть 12).

Приведенные положения Указа Президента Российской Федерации и Федерального закона строго регламентируют процедуру и сроки упразднения ФСКН России, а также гарантии для сотрудников ФСКН, изъявивших желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, каких-либо нарушений прав истца в связи с его увольнением из УФСКН по Ульяновской области ответчиком допущено не было.

В соответствии с требованиями ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающей порядок увольнения при ликвидации организации, Матюшкин Д.Н. о предстоящем увольнении был предупрежден 11.04.2016, то есть не менее чем за два месяца до дня увольнения. Тем самым работодатель  предоставил  истцу право выбора дальнейшего трдоустройства.  

Порядок и сроки увольнения сотрудников ФСКН России и ее территориальных органов в связи с совершенствованием Президентом Российской Федерации государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров установлены специальными нормативными актами, приведенными выше, в связи с чем ссылка истца на Порядок зачисления сотрудников в распоряжение органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ при проведении организационно-штатных мероприятий, связанных с ликвидацией либо сокращением штатной численности (штата) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденный приказом ФСКН от 26 декабря 2011 года № 559, несостоятельна.

Названный порядок регулирует вопросы зачисления сотрудников в распоряжение органов наркоконтроля в связи с ликвидацией либо сокращением штатной численности отдельных органов наркоконтроля. В данном случае увольнение истца из УФСКН по Ульяновской области в порядке перевода в УМВД по Ульяновской области имело место в связи с упразднением ФСКН России в целом, в связи с чем зачислить Матюшкина Д.Н. в какой-либо иной территориальный орган ФСКН, а равно в Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков было невозможно.

Организационно-штатные мероприятия, связанные с реализацией Указа Президента РФ от 05 апреля 2016 года № 156, было предписано завершить до 01 июня 2016 года.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2016 года №1026-р, на которое содержится ссылка в апелляционной жалобе, установлен срок – до 31 декабря 2016 года, для завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФСКН, включая ее территориальные органы, как-то: утверждение ликвидационного баланса, бюджетных ассигнований, сметы расходов, лимитов бюджетных обязательств, а не процедуры увольнения сотрудников.

Утверждения истца о том, что в период с 18 июня по 06 июля 2016 года он незаконно был лишен возможности трудиться, а потому этот период ему должен быть оплачен и включен в выслугу лет, несостоятельны.

Отсутствие у сотрудника наркоконтроля, изъявившего желание поступить на службу в органы внутренних дел, другой работы (службы) в период с момента увольнения из органа ФСКН и до момента трудоустройства в органы внутренних дел, является гарантией сохранения имеющейся на день увольнения выслуги лет, ее последующего зачета в выслугу лет в органах внутренних дел (части 10, 11 статьи 33 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 305-ФЗ), и, как следствие, получения связанных с выслугой лет иных гарантий и компенсаций (сроки пребывания в специальных званиях, назначение пенсии за выслугу лет, сроки предоставления отпусков и др.).

В случае несогласия с условиями увольнения из органа ФСКН в связи с ее упразднением истец имел возможность уволиться со службы по иному основанию, по п.п. 6 п. 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ – в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, получить соответствующие выплаты, причитающиеся при увольнении по данному основанию, но лишиться возможности гарантированного трудоустройства и связанных с ним льгот и компенсаций.

Кроме того, в ответ на обращение председателя ликвидационной комиссии ФСКН России о полномочиях последнего по внесению изменений в приказы по личному составу в части касающейся изменения даты увольнения сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и осуществления при этом установленных законодательством РФ выплат увольняемым сотрудникам Минтруд РФ письмом от 20 июля 2016 года № 18-4/10/П-4482 разъяснил, что правовых оснований для изменения даты увольнения сотрудников со службы в органах наркоконтроля на срок, равный 3-месячному периоду, в течение которого в отношении указанных лиц принимается решение о принятии или непринятии на службу в органы внутренних дел, и выплаты им при этом денежного довольствия за указанный период, не имеется.

Аналогичное разъяснение дано Министерством финансов России в письме от 22 июля 2016 года № 10-05-05/43173, согласно которому оснований для внесения изменений в приказы ФСКН России по личному составу в части, касающейся изменения даты увольнения сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, не имеется.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований  Матюшкина Д.Н., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Доводы, приведенные Матюшкиным Д.Н. в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 05 сентября 2016 года, с учетом определения того же суда от 17 октября 2016 года об исправлении описки, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Матюшкина Д*** Н*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: