Судебный акт
Возмещение вреда здоровью
Документ от 22.11.2016, опубликован на сайте 07.12.2016 под номером 63267, 2-я гражданская, о взыскании задолженности по ежемесячным страховым выплатам .компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                  Дело № 33-5323/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                22 ноября 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Казаковой М.В.

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.

с участием прокурора Колгановой Е.А.

при секретаре  Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Тигиевой Р*** М*** – Щеглова Д*** В*** на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 июля 2016 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Тигиевой Р*** М*** Министерству труда, здравоохранения и социального развития Грузии  о взыскании  страховых выплат, компенсации морального вреда  – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истицы Тигиевой Р.М., ее представителя Щеглова Д.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Тигиева Р.М. обратилась в суд с иском к Министерству труда, здравоохранения и социального развития Грузии  о взыскании  страховых выплат, компенсации морального вреда.

В обоснование иска указала, что она с июля 1957 года  работала на а*** расположенном в Абхазской АССР. Под воздействием вредных производственных факторов – паров ацетилированного бензина, получила профессиональное заболевание. С 1970-1971 года   получала страховые выплаты в связи с утратой профессиональной трудоспособности. 29.12.1993   переехала жить в Россию, приобрела статус беженца. После распада СССР гражданство Республики Грузия не принимала, являлась лицом без гражданства, а затем приобрела гражданство России. 

В августе 2001 года Тигиевой О.М. выдана справка комитетом социальной защиты населения  в том, что  Тигиевой Р.М. до 1979 года была установлена *** группа инвалидности и ***%  доплачивала организация, с 1979  комиссия ВТЭК установила Тигиевой Р.М. *** группу инвалидности и ***% утраты профессиональной трудоспособности, с 03.07.1988  Тигиевой Р.М. выплачивается пенсия по  возрасту.

13.06.2002 Тигиевой Р.М. выдана справка  о том, что ей установлено ***% утраты профессиональной трудоспособности в связи с профессиональным заболеванием.

11.12.2012  истица направила в адрес Министерству труда, здравоохранения и социального развития Грузии  заявление  о  возмещении вреда, причиненного здоровью.  13.01.2013 она получила отказ в назначении данных выплат.

Просила назначить и  взыскать с Министерства труда, здравоохранения и социальной защиты Грузии задолженность  по ежемесячным  страховым  выплатам  начиная с 01.01.1994 по день вынесения решения суда; взыскать компенсацию морального вреда в сумме 1 000 000 руб.,  взыскать  задолженность по ежемесячным страховым  выплатам в сумме 319 720 руб. 87 коп., пересчитав ее на момент вынесения судебного решения.

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе представитель Тигиевой Р.М.– Щеглов Д.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, и принять новое решение. При этом указывает, что суд необоснованно не применил к данным правоотношениям положения Соглашения Совета Глав Правительств СНГ №Г9400165 от 09.09.94 «О взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей». Кроме того, считает, что суд должен  обязать ответчика возместить истице вред в соответствии с национальным законодательством Грузии.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Министерства   труда, здравоохранения и социальной защиты Грузии, извещенного о времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из представленных документов следует, что Тигиева Р.М., *** года рождении, с 1957 года  по 1991 работала в Т*** Абхазская АССР, входившей в состав Грузинской ССР.

В 1969 году под воздействием вредных производственных факторов истица получила профессиональное заболевание - «х***».

В мае 1999 года по факту профессионального заболевания истицы работодателем – Т*** был составлен акт формы Н-1 о несчастном случае на производстве.

В связи с профессиональным заболеванием Тигиевой Р.М.  с 1971 по 1979 годы  была установлена *** группа инвалидности и ***% утраты профессиональной трудоспособности.

В период с  1979 года по июнь 2002 года истице была установлена *** группа инвалидности и ***% утраты трудоспособности.

При освидетельствовании  в бюро МСЭ г. Ульяновска  ***.2002 Тигиевой Р.М. инвалидность не установлена. С ***.2001 бессрочно установлено ***% утраты профессиональной трудоспособности.

Согласно представленной справки Отдела социальной  защиты  администрации г.Т*** республики Абхазия,  в период с  1971 по 1979 годы  Тигиева Р.М. являлась инвалидом *** группы по производственной травме, возмещение получала по месту работы. Из пояснений истицы выплаты в возмещение вреда здоровью она получала только от работодателя до даты увольнения в 1991 году.

Из удостоверения пенсионера № *** следует, что Тигиева Р.М. являлась получателем пенсии по инвалидности с 1971 года по 1988 год.

С 1988 года  по настоящее время истица является получателем пенсии по старости (пенсионное удостоверение № ***, пенсионное дело). 

В 1993 года  истица переехала в Россию, приобрела статус беженца и в 1994 году приобрела гражданство России.

Впервые за назначением ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью в связи с профессиональным заболеванием Тигиева Р.М. обратилась в суд с иском к ГУ – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в 2011 году,  поскольку  ГУ – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ является ненадлежащим ответчиком.

Профессиональное заболевание истица получила на территории Грузинской ССР, выплата страхового возмещения в связи с утратой профессиональной трудоспособности производилась работодателем, предприятием, расположенным на территории  Республики Абхазия,  входившей в указанный период в состав Грузинской ССР.

9 сентября 1994 года между Правительствами Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Грузия, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Республики Туркменистан, Республики Узбекистан, Украины и Российской Федерации было заключено Соглашение о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.

Данное Соглашение Совета Глав Правительств СНГ регулирует вопросы в отношении потерпевших, получивших увечье в странах ближнего зарубежья и проживающих в России или получивших увечье в России, но проживающих за ее рубежом, и обязательно для судов, рассматривающих дела указанной категории.

В соответствии с ст. 2 Соглашения о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей от 9 сентября 1994 года возмещение вреда, причиненного работнику вследствие трудового увечья, иного повреждения здоровья (в том числе при наступлении потери трудоспособности в результате несчастного случая на производстве, связанного с исполнением работником трудовых обязанностей после переезда пострадавшего на территорию другой Стороны), смерти, производится работодателем Стороны, законодательство которой распространялось на работника в момент получения увечья, иного повреждения здоровья, смерти. Работодатель, ответственный за причинение вреда, производит его возмещение в соответствии со своим национальным законодательством.

В соответствии со ст. 3 Соглашения - возмещение вреда производится работодателем Стороны, законодательство которой распространялось на работника во время его трудовой деятельности, вызвавшей профессиональное заболевание, и в том случае, если указанное заболевание впервые выявлено на территории другой Стороны.

Во внесудебном порядке истица впервые обратилась за назначением ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью в связи с профессиональным заболеванием в Министерство труда, здравоохранения и социальной защиты Грузии  в декабре 2012 года. В этом ей было отказано.

Согласно пункту 2 статьи 1 действовавшего на тот момент Порядка «О возмещении вреда, причиненного здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей», утвержденного Постановлением № 53 Правительства Грузии от 24.03.2007 работодатель обязан возместить вред, который был причинен здоровью трудоустроенного в том случае, если указанный вред вызван виновными действиями работодателя, и Трудовой и Гражданский кодексы Грузии предусматривают обязательство по возмещению вреда за подобные действия и, если не истек срок давности заявления соответствующих требований, установленный Гражданским кодексом Грузии.

В силу ст. 128 Гражданского кодекса Грузии обычной срок давности составляет 10 лет.

Согласно пункту 1 статьи 3 вышеназванного Порядка ЮЛПП – Агентству социального обслуживания, находящемуся под госконтролем Министерства труда, здравоохранения и социальной защиты Грузии, было поручено обеспечение погашения задолженностей, возникших в период до 01.03.2007 по судебным решениям, подтвержденными бесспорными требованиями и вступившими в законную силу до указанного периода, зарегистрированными в ЮЛПП – Едином фонде страхования Грузии также до указанного периода. С 01.03.2007 было прекращено обязательство по выдаче средств к существованию и других выплат, и в связи с прекращением обязательства по выплате средств к существованию дополнительно была выдана компенсация в размере шестимесячной выплаты средств к существованию за возмещение назначенного вреда.

Повторно Тигиева Р.М. обращалась в Министерство труда, здравоохранения и социальной защиты Грузии в январе 2015 года.

Из содержания полученного истицей ответа следует, что Межведомственная комиссии, созданная для реализации постановления № 45 от 01.03.2013 правительства Грузии «О назначении помощи работнику, которому во время выполнения им  трудовых обязанностей был нанесен вред здоровью и об определении порядка ее оказания» приняла решение об отказе в назначении истице помощи, поскольку помощь может быть назначена только гражданину Грузии, который был занят на созданном на территории Грузии со 100% долевым участием государства и ликвидированном предприятии (не имеющим правопреемника), до 01.01.2007 было установлено профессиональное заболевание, полученное вследствие занятости у этого работодателя или по вине этого же работодателя при исполнении работником трудовых обязанностей его здоровью нанесен вред.  

Не соглашаясь с отказом в назначении ежемесячных выплат в возмещении вреда здоровью в связи с полученным профессиональным заболеванием  Тигиева Р.М. обратилась в суд, указывая на то, что бесспорным правовым основанием  к назначению ей указанных выплат является ст. 2 Соглашения о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей от 9 сентября 1994 года.

Данная позиция основана на неверном толковании закона.

Данным Соглашением  распределены обязанности между странами – участниками Соглашения по возмещению вреда здоровью работникам, получившим трудовое увечье или профессиональное заболевание на территории того или иного государства.

При этом, в Соглашении указано, что назначение и выплата  возмещения вреда здоровью производится в соответствии с законодательством того государства, на территории которого было получено профессиональное заболевание.

Как указывалось выше, Тигиевой  Р.М. профессиональное заболевание впервые было диагностировано в 1969 году в период ее работы на предприятии, расположенном на территории Абхазской АССР, входившей  в состав Грузинской ССР. Выплаты  в возмещение вреда здоровью ей производились только работодателем. Исходя из представленного акта формы Н-1, датированного 1999 годом, предприятие, где работала истица на 1999 год являлось действующим (акт заверен печатями предприятия). Документального подтверждения ликвидации предприятия  истицей не представлено.  

С требованиями о назначении  выплат в возмещение вреда здоровью в связи с профессиональным заболеванием  истица  в органы социальной защиты  Грузии, либо Абхазии  не обращалась и данные выплаты государством ей никогда не производились. Доказательств иного суду не представлено.

Работодатель прекратил выплаты , со слов истицы, в 1991 году. И до 2012 года, т.е. более 10 лет Тигиева Р.М. с заявлениями о назначении ей выплат в возмещение вреда здоровью,  в том числе и к Министерству труда, здравоохранения и социальной защиты Грузии, не обращалась.  

Постановлением Правительства Грузии от 01.03.2013 за № 45 утвержден  Порядок с целью возмещения ущерба, нанесенного здоровью нанятого работника порядок назначения помощи и ее выдачи определяет  круг лиц, получающих помощь, размеры помощи, порядок и условия назначения и выдачи помощи, что подразумевает регулировку полного  организационного цикла назначения-выдачи помощи, устанавливает орган администрирования помощи, регулирует другие вопросы, связанные с получением помощи.  

В соответствии со ст.3 Порядка  органом администрирования помощи является подчиненное контролю Министерства труда, здравоохранения и социальной помощи Грузии юридическое лицо публичного права – агентство социальных услуг, правами и обязанностями которого является в том числе организация выдачи помощи.

В силу ст.5 Порядка  помощь может быть назначена гражданину Грузии, который был занят на территории Грузии на предприятии, которое было создано со 100% долевым участием  государства и ликвидировано (не имеет правопреемника), до 01.01.2007, установлена профессиональная болезнь из-за работы с указанным нанимателем или же его здоровью был причинен ущерб по вине того же нанимателя во время выполнения трудовой обязанности и: вступившим в законную силу решением суда подтверждено право на получение денежной выдачи: со стороны агентства в 2007-2008 годах выдана одноразовая компенсация или погашена задолженность.

Исходя из системного толкования как норм международного права, так и национального законодательства,  с учетом представленных истицей доказательств, вывод суда об отсутствии у Тигиевой Р.М. права на назначение ежемесячных выплат  возмещение вреда здоровью в соответствии с национальным законодательством Грузии, является правомерным.

Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований Тигиевой Р.М. об обязании Министерства труда, здравоохранения и социального развития Грузии назначить с 01.01.1994 ежемесячную выплату  в возмещение вреда здоровью, взыскании задолженности в размере 1 319 720,87 руб., а также компенсации морального вреда не имеется.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 июля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Тигиевой Р*** М*** – Щеглова Д*** В*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: