Судебный акт
О ликвидации несанкционированной свалки
Документ от 22.11.2016, опубликован на сайте 06.12.2016 под номером 63233, 2-я гражданская, об обязании ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов и мусора на земельном участке, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Сизова Н.В.                                                                Дело № 33а-5475/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                            22 ноября 2016 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Трифоновой Т.П.,

судей Васильевой Е.В. и Зуевой Н.В.,

при секретаре Дубровиной Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора Майнского района Ульяновской области на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 14 сентября 2016 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении административного искового заявления прокурора Майнского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, муниципальному учреждению администрации «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области о признании незаконным бездействия по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора и возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора отказать.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора Сальникова А.А., поддержавшего апелляционное представление прокурора Майнского района Ульяновской области, возражения представителя муниципального учреждения администрации муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области Долбнина А.А., полагавшего апелляционное представление не подлежащим удовлетворению, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Майнского района Ульяновской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области, Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о признании незаконным бездействия по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора, возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной проверки соблюдения природоохранного законодательства установлено, что на территории муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области имеет место нарушение природоохранного законодательства в части организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, организации благоустройства территории поселения. На земельном участке, расположенном у подъезда к р.п. Игнатовка Майнского района Ульяновской области со стороны д. Александровка организована несанкционированная свалка твердых бытовых отходов и мусора. Несоблюдение административными ответчиками установленной законодательством обязанности по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, благоустройства территории поселения нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

Просил признать незаконным бездействие ответчиков в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов и мусора на земельном участке, расположенном у подъезда к р.п. Игнатовка Майнского района Ульяновской области со стороны д. Александровка и обязать ответчиков ликвидировать несанкционированную свалку.

Рассмотрев исковые требования прокурора по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор Майнского района Ульяновской области просит отменить принятое по делу решение как незаконное и вынести новое решение. Не соглашается с выводом суда о непредставлении истцом в суд доказательств наличия несанкционированной свалки на территории Игнатовского городского поселения на подъезде к р.п. Игнатовка со стороны д. Александровка. Факт наличия указанной несанкционированной свалки был установлен прокуратурой в ходе проверки, проведенной с привлечением специалиста Управления Роспотребнадзора Ульяновской области, что подтверждено справкой от 11.05.2016 № *** Кроме того, при проведении дополнительной проверки прокуратурой установлено, что несанкционированная свалка на восточной окраине р.п. Игнатовка через автодорогу в сторону д. Александровка на площади 1 га не  ликвидирована, что подтверждается справкой Управления Роспотребнадзора Ульяновской области от 11.10.2016 № *** и свидетельствует о неустранении ответчиками нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.

Судебная коллегия, с учетом мнения прокурора Сальникова А.А., представителя муниципального учреждения администрации муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области Долбнина А.А., определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор и отказывая в иске, суд пришел к выводу о непредставлении прокурором доказательств размещения несанкционированной свалки в границах конкретного земельного участка, что влечет освобождение ответчиков от исполнения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки.

Судебная коллегия не соглашается с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации, в рамках которых закрепляются и правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения, их дифференциацию по типам муниципальных образований, установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов, а также прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.

В частности, названный Федеральный закон относит к числу вопросов местного значения городского округа участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (п. 24 ч. 1 ст. 16).

Закрепление в п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве вопроса местного значения городского округа организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территории городского округа своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.

Невыполнение или ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления своих полномочий, ставшее причиной загрязнения территории городского округа, может являться основанием для их привлечения к установленной законом  ответственности и обязании принять меры необходимые для очистки территории городского округа от загрязнения отходами, включая несение финансовых затрат.

Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции Федерального закона от 28.11.2015 №  357-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Аналогичное положение содержит п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

При этом организационные меры, характеризующие соответствующие полномочия органов местного самоуправления городского округа в области обращения с отходами, заключаются в оказании регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории муниципального образования от бытовых и промышленных отходов.

Как усматривается из материалов дела, в ходе проведенной территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в Карсунском районе совместно с прокуратурой Майнского района Ульяновской области проверки соблюдения требований Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено наличие несанкционированной свалки на территории муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области.

Согласно справке территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в Карсунском районе от 11.05.2016 № *** несанкционированная свалка имеет место на подъезде к р.п. Игнатовка со стороны д. Александровка.

В суде первой инстанции представитель администрации муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области ссылался на отсутствие доказательств местонахождения несанкционированной свалки на территории городского поселения, а также на неустановление её границ. В то же время указывал на то, что в весенне-летний период мусор вдоль дорог на подъезде к р.п. Игнатовка был ликвидирован путем сжигания.

В суде апелляционной инстанции относительно данного обстоятельства   представитель администрации городского поселения пояснил, что его доводы о сожжении свалки не относятся к рассматриваемому делу, и что с момента принятия по делу решения никаких действий по уборке территории в направлении                            д. Александровка к р.п. Игнатовка администрацией не производилось.

Представленная прокурором Майнского района с апелляционным представлением справка Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области от 11.10.2016 № *** о наличии на восточной окраине  р.п. Игнитовка через автодорогу в сторону д. Александровка несанкционированной свалки принята судебной коллегией в качестве доказательства по административному делу, поскольку данный документ содержит уточняющую информацию по участку, на котором расположена  несанкционированная свалка, являющаяся предметом настоящего иска.

Прокуратурой в суд апелляционной инстанции была повторно представлена информация о нахождении несанкционированной свалки на территории, являющейся предметом проверки согласно справке Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области от 11.05.2016.

Данные сведения оформлены справкой Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области от 18.11.2016 № *** и актом от 18.11.2016, составленными с участием представителей Роспотребнадзора, прокуратуры и Комитета по имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования «Игнатовское городское поселение», и также содержат уточняющую информацию о месте нахождении спорной свалки.

Согласно справке Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области от 18.11.2016 свалка твердых бытовых отходов и мусора находится на земельном участке, расположенном на юго-восточной окраине р.п. Игнатовка через автодорогу в сторону д. Александровка в 300 м от р.п. Игнатовка, на северном направлении в 400 м от газораспределительной станции на перекрестке дорог, ведущей в д. Александровку и газораспределительную станцию, на площади 150 м на 150 м.

Судебная коллегия в соответствии с ч. 2 ст. 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации принимает представленные прокуратурой в суд апелляционной инстанции справки Роспотребнадзора от 11.10.2016 и от 18.11.2016 и акт от 18.11.2016 в качестве допустимых доказательств, поскольку содержащиеся в них сведения касаются одного объекта – свалки, в отношении которой прокурором заявлены исковые требования, и данные документы имеют уточняющий характер.

Оснований для удовлетворения ходатайства представителя администрации городского поселения об исключении данных доказательств из административного дела судебная коллегия не усматривает, поскольку ответчиком в нарушение ч. 3 ст. 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено доказательств их недопустимости. Ссылка на то, что представленные прокуратурой документы являются новыми доказательствами, необоснованна, поскольку, как указано выше, данные документы носят уточняющий характер.

Судебная коллегия считает необходимым отметить, что согласно ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из важнейших задач административного судопроизводства является правильное разрешение административных дел. Суд в силу ч. 2 ст. 14 и ч. 3 ст. 62 данного Кодекса осуществляет руководство процессом, в том числе определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, а также выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались, что является необходимым условием для достижения указанной цели.

Как усматривается из материалов дела, суд первой инстанции не определил, какие имеющие значение обстоятельства сторонам надлежит доказывать по делу и не вынес данные обстоятельства на обсуждение сторон. Дело рассмотрено судом в одном судебном заседании, что является явно недостаточным для иска данной категории.

Доводы представителя администрации муниципального образования о том, что свалка находится на территории, категория земель которой не определена, а также на то, что в случае нахождения свалки на землях сельхозназначения, ответственным за ликвидацию свалки будет являться собственник такого земельного участка, не освобождают администрацию городского поселения, на территории которого находится несанкционированная свалка, от обязанности принять меры по её ликвидации.

Администрацией не представлено доказательств того, что свалка находится на земельном участке, который находится в собственности конкретных лиц.

Доводы прокурора об отнесении к вопросам местного значения городского округа организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и о наличии правовых оснований для возложения на администрацию городского поселения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки являются обоснованными, соответствующими вышеприведенным положениям закона.

Надлежащим ответчиком по требованиям прокурора является муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области.

Наличие на территории городского поселения несанкционированной свалки  свидетельствует как о незаконном бездействии и необеспечении данным ответчиком создания соответствующих условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и необеспечении проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами.

Ссылка администрации муниципального образования на Закон Ульяновской области от 03.07.2015 № 85-ЗО «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области» в рассматриваемом случае необоснованна.

В соответствии со ст. 1 названного Закона он регулирует отношения, связанные с перераспределением полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области. Согласно ст. 2 указанного Закона уполномоченный Правительством Ульяновской области исполнительный орган государственной власти Ульяновской области в течение неограниченного срока осуществляет полномочия органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Ульяновской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Таким образом, объем полномочий исполнительного органа государственной власти Ульяновской области в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, включает в себя право распоряжения указанными земельными участками. Вопросы обращения с бытовыми отходами на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, не входят в компетенцию уполномоченного Правительством Ульяновской области исполнительного органа государственной власти. 

Отнесение с 01.01.2016 к полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации вопроса организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов (ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления») не освобождает орган местного самоуправления от обязанностей, предусмотренных ст. 8 данного Федерального закона,  в области обращения с отходами, в том числе от обязанности по участию в организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории конкретного муниципального образования.

На основании установленных обстоятельств и приведенных норм права принятое по делу решение в части отказа в иске к  муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области подлежит отмене с вынесением в данной части нового решения об удовлетворении иска.

Решение в части отказа в иске к другим ответчикам является правильным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Майнского районного суда Ульяновской области от 14 сентября 2016 года отменить в части отказа в удовлетворении административного искового заявления прокурора Майнского района Ульяновской области к муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области.

Принять в данной части новое решение, которым административное исковое заявление прокурора Майнского района Ульяновской области к муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального учреждения администрации муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки и возложить на муниципальное учреждение администрацию муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области обязанность ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов и мусора на земельном участке, расположенном на юго-восточной окраине р.п. Игнатовка через автодорогу в сторону д. Александровка в 300 м от р.п. Игнатовка, на северном направлении в 400 м от газораспределительной станции на перекрестке дорог, ведущей в д. Александровку и газораспределительную станцию на площади 150 м на 150 м.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

 

Председательствующий

 

Судьи