Судебный акт
Спор о перерасчете пенсии
Документ от 15.11.2016, опубликован на сайте 06.12.2016 под номером 63045, 2-я гражданская, о назначении пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Миллер О.В.                                                      Дело № 33-5429/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                    15 ноября 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Казаковой М.В.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре  Штукатурове С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Таирова Р*** А*** и его представителя - Монахова Н*** А***а на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 07 июля 2016 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Таирова Р*** А*** к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области удовлетворить частично.    

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области засчитать Таирову Р*** А*** в общий трудовой страховой стаж для назначения пенсии по старости  период  работы с 06 июня 1988 года по 11 сентября 1992 года в качестве электрика 5 разряда *** и произвести перерасчет размера пенсии с 01 августа 2015 года, в остальной части иска - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя Таирова Р.А. – Монахова Н.А., поддержавшего доводы апелляционных жалоб, представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области Лапицкой К.Ю., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Таиров Р.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области (далее – УПФ РФ в Заволжском районе г.Ульяновска, пенсионный орган) о включении периодов в трудовой стаж, перерасчете пенсии, взыскании денежных средств в размере недополученной суммы пенсии за период с 08 августа 2010 года по день вынесения судебного решения. В обоснование иска указал, что с 08 августа 2010 года является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом при назначении пенсии в стаж его работы не были включены отдельные периоды, а именно: - 2,5 года учебы в ***; 4 года 2 месяца 28 дней – службы в армии по призыву в двойном размере; 11 месяцев работы в ***; периоды работы в ***: 3 месяца в 2000-2001 годах, 5 дней в 2005 году, 5 месяцев 18 дней в 2013 году; 3 месяца работы в *** в 2009 году. Неоднократно он обращался к ответчику с заявлениями о перерасчете пенсии, одно из которых 13 ноября 2015 года оставлено без удовлетворения, с чем он не согласен. Расчет размера его пенсии должен быть произведен ответчиком исходя из стажа его работы до 1991 года, который составляет не 16 лет, как определил ответчик, а 20 лет 11 месяцев 16 дней, что влечет увеличение размера получаемой им пенсии. Просил обязать УПФ РФ в Заволжском районе г. Ульяновска включить названные выше спорные периоды в стаж работы, произвести перерасчет пенсии; взыскать с ответчика недополученную за период с 08 августа 2010 года по день вынесения судебного решения сумму пенсии 355 280 руб. 10 коп.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционных жалобах и дополнениях к ним Таиров Р.А. и его представитель Монахов Н.А. не соглашаются с решением суда, просят его отменить и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалоб приведены доводы, аналогичные доводам искового заявления. По мнению авторов жалоб, в решении суда не указана норма закона, на основании которой суд обязал ответчика произвести перерасчет размера пенсии с 01 августа 2015 года, а не с момента ее назначения. Полагают, что с учетом имеющихся в пенсионном деле истца его многочисленных обращений о перерасчете размера пенсии, судебной проверке подлежали все периоды работы Таирова Р.А., однако в этой части суд ограничился выводом о рассмотрении дела в пределах заявленных исковых требований. Считают, что суд незаконно и необоснованно определил страховой стаж истца за периоды работы в *** и *** на основании писем и справок названных исправительных учреждений, тогда как следовало принять во внимание сведения индивидуального (персонифицированного) учета. Судом первой инстанции  не дана надлежащая оценка всем представленным доказательствам.

В возражениях на жалобы УПФ РФ в Заволжском районе г. Ульяновска, полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие Таирова Р.А., извещенного о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах и возражениях относительно жалоб.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, дополнений к ним, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, с 11 августа 2010 года  Таиров Р.А. является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон о трудовых пенсиях).

Оценка пенсионных прав Таирова Р.А. произведена по п. 3 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях как наиболее выгодная для истца.

Полагая, что УПФ РФ в Заволжском районе г. Ульяновска неверно определен стаж работы и расчет размера пенсии по старости, Таиров Р.А. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая требования Таирова Р.А., суд проверил доводы сторон, исследовал представленные доказательства, на основании оценки которых пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона о трудовых пенсиях, по правилам которого истцу была назначена пенсия, право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа (п. 2 ст. 7).

Статья 10 Закона о трудовых пенсиях называет периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, а статья 11 того же закона - иные периоды, засчитываемые в страховой стаж.

Статья 30 Закона о трудовых пенсиях определяет правила оценки пенсионных прав застрахованных лиц.

В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с п. 3 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются:

периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;

периоды творческой деятельности членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;

служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;

периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с п. 3 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.

Периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре; периоды военной службы по призыву в двойном размере, на чем настаивает Таиров Р.А., подлежат включению в общий трудовой стаж в случае определения расчетного размера трудовой пенсии  по п. 4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях.

Вместе с тем, из материалов дела очевидно следует, что оценка пенсионных прав истца по п. 4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях Таирову Р.А. невыгодна, поскольку по этому варианту расчета по состоянию на 01 апреля 2016 года страховая часть пенсии истца составит 2228 руб. 23 коп. (общий размер пенсии – 6787 руб. 16 коп.), тогда как при оценке пенсионных прав Таирова Р.А. по п. 3 ст.30 Закона о трудовых пенсиях расчетный размер страховой части пенсии на ту же дату равен 4496 руб. 53 коп. (общий размер пенсии – 9055 руб. 46 коп.).

С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отверг доводы истца и его представителя о включении в стаж периода учебы и военной службы по призыву в льготном исчислении, что возможно при оценке пенсионных прав гражданина по п. 4 с. 30 Закона о трудовых пенсиях.

Возлагая на пенсионный орган обязанность включить в стаж период работы Таирова Р.А. в качестве электрика пятого разряда ***, суд первой инстанции обоснованно обязал ответчика произвести в связи с этим перерасчет размера пенсии истца с 01 августа 2015 года.

Вопреки доводам апелляционных жалоб, выводы суда в указанной части мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам закона.

Согласно п. 1 статьи 17 Закона о трудовых пенсиях размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

В соответствии с п. 1 статьи 20 Закона о трудовых пенсиях перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) производится:

с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера трудовой пенсии в сторону уменьшения;

с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.

Заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя (п. 2 ст. 20).

Аналогичные положения о сроках перерасчета пенсии предусмотрены в статье 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

С заявлением о перерасчете страховой пенсии и необходимыми для этого документами (трудовой книжкой от 05 апреля 1969 года, дубликатом трудовой книжки) Таиров Р.А. обратился в УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г.Ульяновска 24 июля 2015 года.

При таких обстоятельствах суд правомерно обязал ответчика произвести Таирову Р.А. перерасчет размера пенсии с 01 августа 2015 года, то есть с 01 числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии в сторону увеличения.

В общий трудовой и страховой стаж Таирова Р.А. включены периоды его работы в исправительных учреждениях: *** и ***, а именно:

- с 08 сентября 2000 года по 31 декабря 2001 года – работа в ***, календарно, по фактической продолжительности 1 год 1 месяц 8 дней;

- с 01 января 2002 года по 05 декабря 2005 года – работа в ***, календарно, фактической продолжительностью 3 года 11 месяцев;

- с 22 декабря 2005 года по 31 марта 2010 года – работа в ***, календарно, фактической продолжительностью 4 года.

Суммарная фактическая продолжительность периода работы с 08 сентября 2000 года по 05 декабря 2005 года составляет у Таирова Р.А. 5 лет 0 месяцев 8 дней, в том числе 2 месяца за период работы с 01 ноября 2000 года по 31 декабря 2000 года; 11 месяцев 8 дней – за период работы с 01 января 2001 года по 31 декабря 2001 года; 3 года – за период работы с 01 января 2002 года по 31 декабря 2004 года; 11 месяцев – за период работы с 01 января 2005 года по 30 ноября 2005 года.

В августе, сентябре, октябре 2000 года, а также в декабре 2005 года у Таирова Р.А. отсутствует количество отработанных дней.

Приведенные данные о стаже работы Таирова Р.А. подтверждаются справкой исправительного учреждения, результатами документальной проверки, и вопреки доводам апелляционной жалобы, согласуются с данными индивидуального персонифицированного учета застрахованного лица Таирова Р.А.

Оснований утверждать о неверном определении стажа работы истца за период отбывания наказания в исправительных учреждениях не имеется.

Доводы Таирова Р.А. о необходимости включения в стаж периода работы в *** в 2013 году (5 месяцев 18 дней) основаны на неправильном толковании норм пенсионного законодательства.

В силу п. 5 ст. 17 Закона о трудовых пенсиях после установления трудовой пенсии по старости производится корректировка размера страховой части трудовой пенсии из суммы неучтенных страховых взносов.

В определении размера корректировки страховой части трудовой пенсии участвует не продолжительность страхового стажа работы после назначения пенсии, а сумма страховых взносов, поступивших в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, которые не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера страховой части трудовой пенсии по старости при их назначении и предыдущей корректировке.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела суд обоснованно руководствовался ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и принял решение в рамках заявленных Таировым Р.А. исковых требований, проверив правильность исчисления ответчиком пенсии с учетом обозначенных истцом периодов работы, учебы и службы по призыву.

Инициированный Таировым Р.А. спор не относится к числу тех, при рассмотрении которых суду следовало выйти за пределы заявленных исковых требований.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционных  жалоб не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 07 июля 2016 года - оставить без изменения, а апелляционные жалобы Таирова Р*** А*** и его представителя - Монахова Н*** А*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи