Судебный акт
Предоставлен7ие жилья внеочереди
Документ от 08.11.2016, опубликован на сайте 14.11.2016 под номером 62848, 2-я гражданская, об обязании предоставить жилое помещение по договору соц.найма, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Давыдова Т.Н.                                                  Дело № 33-5058/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город  Ульяновск                                                                             08 ноября 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Казаковой М.В.

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.

при секретаре  Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Илюшиной Е*** В*** -  Илюшиной В*** Н*** на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 07 июля 2015 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении иска прокурора Заволжского района г. Ульяновска в интересах Илюшиной Е*** В*** к администрации города Ульяновска о признании незаконным решения об отказе во внеочередном улучшении жилищных условий, обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма с учетом права на дополнительную жилую площадь отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителя истца Илюшиной Е.В. Илюшиной В.Н., третьего лица Илюшина А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Заволжского района города Ульяновска обратился к администрации муниципального образования «город Ульяновск» с иском о признании отказа в предоставлении Илюшиной Е.В. жилого помещения по договору социального найма незаконным; обязании ответчика принять на учет Илюшину Е.В. как нуждающуюся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; обязании предоставить Илюшиной Е.В. жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке площадью не менее 18 кв.м.

В обоснование иска указывается, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что Илюшина Е.В., *** года рождения, является инвалидом *** группы с детства бессрочно, состоит на учете в ГКУЗ «У***» с 2003 года с диагнозом «***

Истица  проживает в однокомнатной квартире жилой площадью 17,10 кв.м. с родителями и с семьей брата по адресу: г. Ульяновск, бульвар Л***, принадлежащей на праве собственности  ее матери Илюшиной В.Н.  

Согласно Перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденному постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», имеющееся у Илюшиной Е.В. заболевание (код заболевания ***) входит в указанный перечень как х***, и, в соответствии с п.3 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, является основанием для предоставления вне очереди жилого помещения.

Кроме того, заболевание Илюшиной Е.В. входит в перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 № 817.

Илюшина Е.В. в 2014 году обратилась с заявлением о предоставлении  ей во внеочередном порядке жилого помещения в администрацию города Ульяновска.

В предоставлении жилья ей было отказано по причине того, что нормы статей 51,57 ЖК РФ позволяют предоставить вне очереди жилую площадь только гражданам, проживающим в квартирах коммунального типа, Илюшина Е.В. зарегистрирована в однокомнатной квартире, собственником которой является ее мать, что подтверждается решением комиссии по учету и распределению жилой площади администрации г. Ульяновска от 15.01.2015.

Решение ответчика считал незаконным.

Просил отказ в предоставлении Илюшиной Е.В. жилого помещения по договору социального найма признать незаконным; обязать ответчика принять на учет Илюшину Е.В. как нуждающуюся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и предоставить Илюшиной Е.В. жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке площадью не менее 18 кв.м.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Илюшина Вера Николаевна, Илюшин Владимир Геннадьевич, Илюшин Артем Владимирович.

 

Рассмотрев по существу заявленные исковые требования, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе представитель Илюшиной Е.В. -  Илюшина В.Н. не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение, удовлетворив исковые требования в полном объеме. Жалоба мотивирована доводами аналогичными доводам, изложенным в исковом заявлении.

Илюшина В.Н. в жалобе также указывает, что принимая решение об отказе в принятии на учет Илюшиной Е.В., как нуждающейся в жилом помещении, администрация города Ульяновска должна была указать конкретную причину отказа, со ссылкой на соответствующий пункт ст.54 Жилищного кодекса РФ, чего сделано не было. В выписке из протокола №*** заседания комиссии по учету и распределению жилой площади администрации г.Ульяновска от 15.01.2015, в качестве основания отказа Илюшиной Е.В., в принятии на учет как нуждающейся в жилом помещении, указаны лишь статьи 51, 54, 57 Жилищного кодекса РФ, без указания конкретных причин.

В жалобе также указано, что Жилищный кодекса РФ, закрепив за гражданами право на получение жилья вне очереди, не указал сроки предоставления такого жилья, что, по мнению автора жалобы, указывает на то, что жилье должно предоставляться гражданам после их обращения в орган местного самоуправления, а не в порядке какой-либо очереди.

При принятии решения, суд должен был руководствоваться ч.3 ст.49 Жилищного кодекса РФ регламентирующей порядок предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма для отдельных категорий граждан, к которым в частности относиться Илюшина Е.В.

Автор жалобы указывает, что в квартире фактически проживают три семьи и в связи с наличием у Илюшиной Е.В. т*** совместное проживание в одном жилом помещении с другими родственниками невозможно, что по её мнению является одним из оснований для внеочередного представления  Илюшиной Е.В. жилого помещения по договору социального найма

Дело рассмотрено в отсутствие  истицы Илюшиной В.Н., представителя ответчика администрации города Ульяновска, третьего лица Илюшина В.Г., извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с  разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 N 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»  по смыслу статьи 327 ГПК РФ повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения  исходя из обстоятельств, известных суду на дату его вынесения  и  доказательств, представленных сторонами на указанную дату. 

Из материалов дела следует, что Илюшина Е.В., на дату рассмотрения дела судом первой инстанции являлась инвалидом *** группы по общему заболеванию, инвалидность ей  была установлена бессрочно.

Согласно представленной справки  у истицы имеется т*** входящего в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378.

С марта 1996 года  Илюшина Е.В. зарегистрирована и проживает в однокомнатной квартире общей площадью 32,5 кв.м. по адресу г. Ульяновск б-р Л***. Собственником указанной квартиры на основании договора купли-продажи  от 15.02.1996 является мать истицы Илюшина Е.В. На дату вынесения решения в  данной квартире были зарегистрированы и проживали родители истицы  Илюшины В.Н. и В.С., а также ее брат Илюшин А.В. Супруга брата и его сын были сняты с регистрационного учета по данному адресу 13.01.2015.

В  декабре 2014 года  Илюшина Е.В. обратился в  КУГИГ администрации города Ульяновска с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставлении   жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке в связи с  имеющимся у нее  хроническим заболеванием ***, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378

Решением комиссии по учету и распределению жилой площади администрации города Ульяновска от 15.01.2015 (протокол № ***) Илюшиной Е.В. отказано во внеочередном улучшении жилищных условий. Основанием к отказу явилось то, что в квартире по адресу: б-р Л***  зарегистрированы и проживают члены одной семьи. В то время как  статьями  51, 54, 57 Жилищного кодекса Российское Федерации, предусмотрено внеочередное предоставление жилого помещения гражданам, страдающим тяжёлыми формами хронических заболеваний, при условии проживания граждан в квартире, занятой несколькими семьями.

Дав верную правовую оценку,  представленным доказательствам и правильно применив нормы материального права закон, суд обоснованно пришел к выводу о законности данного решения комиссии.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

В связи с этим, Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 01.03.2005, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма. 

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире

По общим правилам жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет. Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди  хотя и не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) Федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации. 

Сторонами не оспаривался тот факт, что истица Илюшина Е.В. страдает  тяжелой формой хронического заболевания, включенного в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от  16 июня 2006 № 378.

Однако впервые с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий Илюшина Е.В. обратилась в отдел по учету и распределению жилой площади КУГИГ администрации г. Ульяновска только в декабре 2014 года. Решением комиссии от 15.01.2015  в удовлетворении заявления ей было отказано.

Таким образом, на момент обращения  с настоящим исковым заявлением  Илюшина Е.В. не  состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, соответственно право на внеочередное обеспечение  жилым помещением по договору социального найма у нее отсутствовало.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что в квартире фактически проживает несколько семей не подтверждены доказательствами.

Так, истица была вселена в кв*** дома *** по б-ру Л***  в качестве члена семьи собственника. Доказательств того, что она и ее родители  в настоящее время являются разными семьями, а  также доказательства того, что  брат  истицы, его супруга и сын постоянно проживают в данной квартире суду не представлено. Более того, в материалах дела имеется свидетельство о расторжении брака, согласно которому брак между Илюшиным А.В. и Илюшиной Н.М. расторгнут ***2015.

Исходя из вышеизложенного, вывод суда о том, что  в  квартире *** дома *** по б-ру Л*** проживают члены одной семьи, а соответственно не имеется правовых оснований для предоставления истицы во внеочередном порядке жилого помещения,   является правильным.

Отсутствие  в решении комиссии указания по какому основанию истице отказано в признании нуждающейся во внеочередном  улучшении  жилищных условий, не ставит под сомнение законность самого решения от 15.01.2015, а также правильность принятого судом решения.

Так, оспариваемое решение содержит ссылки на положения Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которыми  истица  не может быть обеспечена жилым помещением  по  заявленным ею основаниям. При этом, в ответе КУГИГ   от 21.01.2015  указано, что  причиной отказано является проживание  истицы в квартире, занятой членами одной семьи (близкими родственниками) и не являющейся коммунальной.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что  для обеспечения истицы отдельным жилым помещением по договору социального найма во  внеочередном порядке достаточно того, что  она страдает заболеванием , включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, основаны на неверном толковании закона.  

В соответствии со ст. 17 Закона «О социальной защите  инвалидов в Российской Федерации», инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

При этом определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (ч.3).

Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, и Федеральный закон, действующие на момент обращения Илюшиной Е.В. в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, то право Илюшиной Е.В. на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания нуждающимся в жилом помещении и малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

В остальной части доводы  апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым судом решением,  фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для рассмотрения спора, либо опровергали  выводы суда первой инстанции, не содержат, в связи с чем  являются несостоятельными и не влекут отмену судебного решения.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно  применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решении, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

Сам факт  обращения истицы после  принятия судом оспариваемого решения  в орган местного самоуправления по вопросу постановки  ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также принятия  комиссией положительного решения в июле 2016 года,  не  является основанием к  отмене судебного решения, поскольку данные обстоятельства возникли после его принятия. Более того, отказ администрации города Ульяновска от 2016 года  во внеочередном предоставлении жилого помещения Илюшина Е.В. вправе оспаривать в судебном порядке, обратившись в суд с новым иском.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 07 июля 2015 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Илюшиной Е*** В*** -  Илюшиной В*** Н*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: