Судебный акт
Оспаривание решения жилищной комиссии об исключении из очереди
Документ от 25.10.2016, опубликован на сайте 31.10.2016 под номером 62606, 2-я гражданская, о признании незаконным решения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Тураева Т.Е.                                                     Дело № 33-5093/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              25 октября 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.

при секретаре  Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Сергунина А*** Ф*** на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 14 июля 2016 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Сергунина А*** Ф***  к Администрации города Ульяновска  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истца Сергунина А.Ф.,  поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Сергунин А.Ф.  обратился в суд с иском к администрации города Ульяновска  о признании незаконным решения комиссии  по учету и распределению  жилой площади, обязании восстановить в списке  в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. 

В обоснование иска указано, что истец состоял в очереди граждан, уволенных с военной службы в запас, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в администрации города Ульяновска с ***1992 с составом семьи 1 человек, имея квартиру общей площадью 31,5 кв.м. ***. Основанием признания его нуждающимся в получении жилого помещения было избрание  постоянного места жительства в города Ульяновске после окончания военной службы (п.7 «Правил учета...» Постановления Правительства РФ от 6 сентября 1998г. №1054).  При этом постановка на учет осуществлялась независимо от обеспеченности его жильем по месту службы.

На основании  договора № *** от ***.2001 истец  приватизировал данную квартиру  и в 2003 году  при очередной перерегистрации направил в администрацию города Ульяновска выписку из реестра Самарской регистрационной палаты. После этого никакой информации о перерегистрации очереди, а также вопросов, связанных с приватизацией квартиры в городе Самаре от ответчика  не получал.

В ноябре 2003 он был снят  с очереди нуждающихся в обеспечении жилым помещением, о чем истец узнал только в 2011 году.

Сергунин А.Ф. полагает, что решение комиссии (протокол №71) в части исключения его из очереди нуждающихся не соответствует п.26 Постановления Правительства РФ от 6.09.1998г. №1054. Кроме того, протоколе отсутствует ссылка на нормативно-правовые акты, на основании которых он исключен из очереди. В уведомлении от 20.12.2003 указано, что решение (протокол №71 от 27.11.2003) об исключении его из очереди принято в связи с приватизацией квартиры, принадлежащей Министерству обороны, что не достоверно, так как в договоре № *** от ***.2001 сказано, что на момент заключения договора квартира по адресу: *** является муниципальной.

На протяжении пяти лет администрация города Ульяновска отказывает ему в восстановлении  в очереди. От квартиры в г.Ульяновске он никогда не отказывался, а в 2000 году  написал заявление о переносе очереди, и она была сохранена. В его учетном деле есть обязательство о сдаче квартиры в городе Самара  при предоставлении  квартиры в городе  Ульяновске.

Просил признать незаконным решение комиссии по учету и распределению жилой площади Администрацией  города  Ульяновска   от  27.11.2003 (протокол  №71) в части исключения его из очереди, признанного нуждающимся в получении жилого помещения или улучшении жилищных условий в связи с избранием постоянного места жительства после увольнения с военной службы; признать незаконными действия администрации города Ульяновска в связи с нарушением п.3 «Правил учета...» Постановления от 6.09.1998 №1054 по рассмотрению вопроса об исключении  из очереди в его отсутствие; признать незаконным действия администрации города Ульяновска в связи с нарушением п.26 «Правил учета...» Постановления от 6.09.1998 №1054 по его уведомлению об исключении из очереди; обязать администрацию города Ульяновска восстановить его в списке нуждающихся в получении жилья с составом семьи 1 человек с момента постановки на учет в 1992 году.

 

Рассмотрев по существу заявленные исковые требования, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Сергунин А.Ф. не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение, удовлетворив исковые требования в полном объеме.

В обоснование жалобы Сергунин А.Ф. указывает, что суд, неверно установил обстоятельства, имеющие для дела, выводы суда не соответствуют представленным доказательствам и основаны на неверном толковании закона.

Так, признавая решение ответчика  о снятии Сергунина А.Ф, с очереди на получение жилья законным суд необоснованно исходил из того, что имеющаяся у него в собственности квартира в городе Самаре  предоставлена ему Министерством обороны РФ, и  он, являясь ее собственником,  не нуждается  в обеспечении  жилой площадью по избранному им постоянному месту жительства в городе Ульяновске.  Указанные выводу суда основаны на нормах жилищного законодательства, действующего после 2005 года, в то время как постановка истца на учет и снятие его с очереди имели место до 01.03.2005, т.е. до вступления в силу Жилищного кодекса РФ.

Кроме того, суд не принял во внимание, что ответчиком грубо нарушен порядок снятия истца с очереди на получение жилья. Так, указанный вопрос был рассмотрен Комиссией в отсутствии Сергунина А.Ф., решение не содержит ссылки на нормативно-правовые акты, послужившие основанием  к снятию истца с очереди.

Также суд при вынесении решения  рассмотрел вопрос о нуждаемости истца в жилом помещении, а не о правомерности принятия решения о снятии его с очереди.

При этом, приватизация квартиры не является улучшением жилищных условий, поскольку в результате этого площадь жилого помещения не увеличивается.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика администрации города Ульяновска, представителей третьих лиц Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска, Министерства обороны РФ, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что В 1983 году Сергунину А.Ф. была предоставлена однокомнатная квартира по адресу:  ***, на состав семьи из 1 человека, что подтверждено ордером № *** от ***.1983, выданному исполнительным комитетом Кировского районного Совета народных депутатов.

Приказом начальника военного представительства *** Министерства Обороны Российской Федерации от ***.1992 № 4 Сергунин АФ. с ***.1992  уволен с действительной военной службы в запас по состоянию здоровья.

***.1992 по увольнении с военной службы истец был поставлен на учет нуждающихся в обеспечении жилой площади по избранному им постоянному месту жительства в городе Ульяновске.  

***.2000  истцом было дано обязательство  в связи с предоставлением ему жилого помещения в городе Ульяновске  освободить занимаемую им жилую площадь по адресу:  ***.

***.2000 Сергунину А.Ф. администрацией Ульяновской области выдавалось свидетельство о праве на получение в собственность однокомнатной квартиры по адресу: ***.

***.2000 истец обратился  в отдел по распределению  жилой площади мэрии города Ульяновска с заявлением, в котором указал, что в связи со сложившимися семейными обстоятельствами он  вынужден сдать свидетельство на  право получения в собственность квартиры  ***. Одновременно просил сохранить за ним  право на первоочередное получение жилой площади.    

На основании договора № *** от ***.2001,  квартира по адресу:  ***, была передана истцу в собственность  в порядке приватизации.

Обязательство по сдаче указанной жилой площади истцом не исполнено. До настоящего времени он зарегистрирован и проживает в данной квартире.  

Решением  Комиссии по учету и распределению  жилой площади при администрации города  от 27.11.2003 (протокол № 71), Сергунин А.Ф.  исключен  из очереди военнослужащих запаса, нуждающихся в обеспечении жилой площадью, в связи с обеспеченностью жилой площадью в г.Самара, где проживает один в 1-комнатной квартире № ***

В соответствии с п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан"  порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", распространяются на следующие обеспечиваемые жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета категории граждан независимо от даты их увольнения со службы, которые до 1 января 2005 года в установленном Правительством Российской Федерации порядке были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 360-ФЗ), в том числе:  граждане, уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.

Согласно пункту 26 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054  «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае, в том числе и в случае  решения жилищной проблемы. Снятие с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий осуществляется по решению органов местного самоуправления, которыми военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, были поставлены на очередь по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам. О принятом решении военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, должно быть сообщено в письменной форме с указанием причин снятия с очереди в 3-месячный срок со дня принятия такого решения.

Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, а также снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, предусмотрены главой 7 и ст. 56 ЖК РФ. Аналогичное положение, на основании которого граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, было закреплено в ст. 32 ЖК РСФСР, действовавшего на момент признания истца  нуждающимся в получении жилья и снятия его с учета.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Одним из таких оснований по смыслу п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ является наличие у граждан по установленным нормам жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма либо находящихся в их собственности.

Согласно п. 10 Правил  не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае (п."а") наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры).

Исходя из системного толкования вышеприведенных правовых норм, суд правильно пришел к выводу о том, что основанием для обеспечения военнослужащего  уволенного в запас, жилым помещением за счет государства, является отсутствие у него жилого помещения для проживания, т.е. признание его нуждающимся в обеспечении жилым помещением.

Поскольку  Сергунин А.Ф. приобрел в собственность в порядке приватизации однокомнатную квартиру в городе Самара, предоставленную ему  в период военной службы, суд обоснованно пришел к выводу об обеспеченности истца жилым помещением и отсутствии у него в связи с этим права на предоставлении ему  дополнительной жилой площади  в городе Ульяновске за счет средств Федерального бюджета.

Исходя из этого, вывод суда о том, что истец правомерно в 2003 году был исключен из очереди нуждающихся в обеспечении жилым помещением в городе Ульяновске, и отсутствии правовых оснований для его восстановлении в указанной очереди с даты постановки, является правильным, основанным на представленных доказательствах и нормах жилищного законодательства.

Доводы апелляционной жалобы в части несогласия с выводами суда об обеспеченности истца жилой площадью и отсутствии оснований для восстановления его в очереди нуждающихся, являются несостоятельными  и ничем не подтверждены.

Так, само по себе приобретение в собственность занимаемой истцом однокомнатной квартиры общей площадью 31,5 кв.м. в городе Самара  свидетельствует о том, что  истец обеспечен жилой площадью свыше учетной нормы и не может быть признан нуждающимся в  улучшении жилищных условий.

При этом, отсутствие в протоколе  Комиссии по учету и распределению жилой площади  от 27.11.2003 ссылки на нормативно-правовые документы, а также рассмотрение вопроса о снятии истца с очереди в его отсутствие, на правильность принятого решения не влияет и не является основанием к его отмене.  

Как верно указал суд в решении требования Сергунина А.Ф. в части  признания незаконными действий администрации города Ульяновска в связи с нарушением п.3 Правил учета по рассмотрению вопроса об исключении  из очереди в его отсутствие  и о  признании незаконными действий Администрации города Ульяновска в связи с нарушением п.26 Правил учета в части не уведомления истца об исключении из очереди  не являются самостоятельными исковыми требованиями поскольку сами по себе  не влекут  возникновения каких либо юридических последствий для истца.

Законом не предусмотрено обязательное присутствие  лица, состоящего в очереди на улучшение жилищных условий, при решении вопроса об исключении его из такой очереди.

Направление же истцу уведомления о снятии его с очереди по неверному адресу, никоим образом не повлияло на его права на оспаривание решения органа местного самоуправления в судебном порядке.

Вышеуказанными  Правилами  предусмотрена ежегодная перерегистрация граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий, в ходе которой проверяются жилищные условия очередников. Для проведения перерегистрации граждане должны являться в орган местного самоуправления или на предприятие, учреждение, где состоят на учете, нуждающихся в жилье, для проведения перерегистрации, и в случае изменения жилищных условий, состава семьи, либо постановки в другой список по другим основаниям представлять соответствующие документы. Однако для перерегистрации  Сергунин А.Ф. в течение более 10 лет в орган местного самоуправления не являлся.

При этом, узнав о снятии с очереди в 2011 году, истец с исковыми требованиями  об оспаривании действий администрации обратился только в 2016 году.

Довод апелляционной жалобы  в части того, что суд, разрешая заявленные требования об оспаривании решения комиссии от 27.11.2003, не затребовал у ответчика протокол заседания комиссии, а ограничился лишь представленной выпиской, на правильность принятого судом решения не влияет.

На заседании Комиссии по учету и предоставлению жилых помещений рассматривались вопросы по предоставлению  жилья не только истцу но и другим гражданам. Представленная выписка содержит сведения, касающиеся только истца. Доказательств того, что данная выписка содержит неполные сведения по рассмотрению вопроса о снятии с учета Сергунина А.Ф. суду не представлено. Необходимости  затребовать весь протокол не имелось.

В остальной части доводы  апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым судом решением,  фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для рассмотрения спора, либо опровергали  выводы суда первой инстанции, не содержат, в связи с чем  являются несостоятельными и не влекут отмену судебного решения.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно  применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решении, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 14 июля 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Сергунина А*** Ф*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: