Судебный акт
О признании договора аренды земельного участка (земли лесного фонда) недействительным
Документ от 11.10.2016, опубликован на сайте 24.10.2016 под номером 62451, 2-я гражданская, о возложении обязанности расторгнуть договор аренды земельного участка, взыскании с арендатора суммы причинненого ущерба, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Уланов А.В.                                                                             Дело № 33-4594/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                          11 октября 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Коротковой Ю.Ю.,

судей Гурьяновой О.В. и Аладина П.К.,

при секретаре Воронковой И.А.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Коваленко В*** В*** – Резниченко Е*** В*** на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 17 июня 2016 года,  по которому постановлено:

 

Измененные  исковые требования удовлетворить частично.

Признать недействительным договор аренды земельного участка с кадастровым номером № ***, расположенного по адресу: У*** область, С*** район, р.п. ***, в 1600 метрах к северо-востоку от переулка ***, заключенный с арендатором Коваленко В*** В*** ***1976 года рождения, уроженцем г. У*** Б*** и администрацией МО «Старомайнский район» Ульяновской области  от 18.08.2014 года № ***, в остальной части – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Гурьяновой О.В., пояснения представителя Коваленко В.В. - Манихиной А.Г., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения заместителя прокурора Старомайнского района Ульяновской области Мерзлякова К.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

прокурор Старомайнского района Ульяновской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к администрации МО «Старомайнский район» Ульяновской области, Коваленко В.В. о признании недействительным договора аренды земельного участка и взыскании ущерба, причиненного рубкой леса.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой Старомайнского района проверки было установлено, что в нарушение законодательства в сфере лесопользования, на земельном участке с кадастровым номером ***, расположенном по адресу: У*** область, С*** район, р.п. ***, в 1600 метрах к северо-востоку от переулка ***, осуществлена незаконная рубка древесно-кустарниковой растительности в количестве 318 штук сосны общим объемом 13,94 кубометров общей стоимостью свыше 165 000 руб., а также обнаружено возведение объекта капитального строительства.

Указанный земельный участок, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения рекреационной зоны, площадью 23 457 кв.м, находится на праве аренды у Коваленко В.В., о чем в Едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 24.09.2014 года сделана запись регистрации ***.

По факту осуществления незаконной рубки лесных насаждений СО МО МВД России «Чердаклинский» 29.03.2016 возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 260 УК РФ.

Полагает, что у администрации МО «Старомайнский район» отсутствовало право на предоставление спорного земельного участка с кадастровым номером *** в аренду Коваленко В.В., поскольку согласно картографическим материалам лесоустройства данный земельный участок ранее состоял в границах Старомайнского участкового лесничества и относился к землям государственного лесного фонда. Границы земельного участка с кадастровым номером *** (земли лесного фонда) определены без учета материалов лесоустройства и мест расположения лесных насаждений, как объектов естественного происхождения.

Следовательно, земельный участок с кадастровым номером *** не мог быть отнесен к категории земель государственная собственность на которые не разграничена.

В связи с чем, прокурор просил признать недействительным договор аренды земельного участка с кадастровым номером № ***, расположенного по адресу: У*** область, С*** район, р.п. ***, в 1600 метрах к северо-востоку от переулка ***, заключенный 18.08.2014 между администрацией МО «Старомайнский район» и Коваленко В.В. (арендатор); взыскать с Коваленко В.В. в доход бюджета МО «Старомайнский район» ущерб, причиненный лесным насаждениям, в сумме 165 000 руб.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Коваленко В.В. – Резниченко Е.В. просит отменить принятое по делу решение в части признания недействительным договора аренды № *** от 18.08.2014 указанного земельного участка. Полагает необоснованным вывод суда о том, что земельный участок с кадастровым номером *** входит в границы земель лесного фонда, поскольку точки координат разграничения достоверно установлены не были. Суд неправомерно взял за основу границ лесного фонда планшет № *** от 2004 года, поскольку данный планшет отображает лишь образную картину (без указания достоверных координат), тогда как по результатам межевания спорных земельных участков, земельный участок, переданный в аренду Коваленко В.В., находится за пределами земель лесного фонда. При этом межевание земельного участка с кадастровым номером *** было проведено уже после того, как земли лесного фонда были поставлены на кадастровый учет. Согласно  ответу  Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области № *** от 09.03.2016 земельный участок с кадастровым номером *** находится за пределами земель лесного фонда. Считает, что после проведенного в 2012 году межевания земель лесного фонда, Старомайнское лесничество должно было внести изменения в материалы лесоустройства, чего сделано не было. Судом не были истребованы и исследованы документы по факту проведения торгов  спорного земельного участка.

Кроме того указывает на то, что при вынесении решения судом также были нарушены нормы процессуального права. Ответчик Коваленко В.В. не был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения гражданского дела, в его адрес судом не была направлена копия искового заявления об уточнении исковых требований, определения о принятии уточненных исковых требований в материалах дела не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения суда.

Из материалов дела следует, что 18.08.2014 между Комитетом по управлению  муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Старомайнский район» (арендодатель) и  Коваленко  В.В. (арендатор) был заключен договор аренды № ***, по условиям которого Коваленко В.В. в аренду был предоставлен  земельный участок, расположенный по адресу: У*** область, С*** район, р.п. ***, в 1600 метрах к северо-востоку от переулка ***, площадью 23 457 кв.м, с кадастровым номером ***, разрешенное использование – для размещения рекреационной зоны, категория земель – земли населенных пунктов.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок находится на землях лесного фонда и принадлежит Российской Федерации, поэтому его оборот ограничен законом. Следовательно, заключая договор аренды данного земельного участка, администрация МО «Старомайнский район» в нарушение требований действующего законодательства распорядилась имуществом, которое ей не принадлежит, что послужило основанием для удовлетворения заявленных прокурором требований в части признания указанного договора аренды недействительным.

Выводы суда подробно мотивированы, основаны на нормах действующего законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами, по доводам апелляционной жалобы под сомнение поставлены быть не могут.

Так, в силу статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует лесные отношения, при этом имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе, земли населенных пунктов и земли лесного фонда.

В силу пункта 2 указанной статьи правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Частью 1 статьи  Лесного кодекса Российской Федерации определено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

На основании пункта 3 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда (подпункт 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).

Часть 2 статьи 9 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусматривает, что на землях лесного фонда запрещается размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, системное толкование действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, фактически запрещает передачу лесных участков из состава земель лесного фонда гражданам до перевода лесного участка в составе земель лесного фонда в другую категорию земель в установленном порядке.

При этом границы земель лесного фонда определяются в соответствии с лесным законодательством, земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Право на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в силу статьи 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», при этом право собственности Российской Федерации на лесные участки в составе земель лесного фонда прямо закреплено статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации.

На основании статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, отнесенные к соответствующей категории, должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Часть 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Между тем по смыслу части 2 этой же статьи данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены. При этом следует руководствоваться частью 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», согласно которой земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

Границы земель лесного фонда, лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67-69 Лесного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.

Первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду являются лесоустроительные планшеты, планы лесных насаждений, карты-схемы лесничеств.

В соответствии со ст. 4.2 Федерального закона  от 04.12.2006 № 201 ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным.

Согласно кадастровой выписке, земельный участок, расположенный по адресу: У*** область, С*** район, С*** лесхоз, С*** участковое лесничество, квартал ***, категория земель – земли лесного фонда, кадастровый номер ***, поставлен на государственный кадастровый учет 26.06.2012.

При этом данный земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером ***, который был поставлен на кадастровый учет  04.10.2007.

Земельный участок с кадастровым номером ***, переданный в аренду Коваленко В.В., поставлен на государственный кадастровый учет 29.05.2014, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения рекреационной зоны. 

Согласно кадастровым паспортам указанные земельные участки расположены в одном кадастровом квартале и имеют общую межевую границу.

Вместе с тем, из материалов лесоустройства за 2004 год, предоставленных ГКУ Ульяновской области «Старомайнское лесничество», усматривается, что земельный участок с кадастровым номером *** входил в состав земель  государственного лесного фонда, квартал ***, выдел ***-***.

При сопоставлении картографических материалов лесоустройства за 2004 год Старомайнского лесхоза Старомайнского лесничества (лесоустроительный планшет       № ***) и ортофотоплана, составленного по результатам межевания 2012 года, усматривается, что границы земельного участка государственного лесного фонда, с кадастровым номером ***, по результатам межевания не совпадают с границами этого же участка по лесоустроительному планшету именно в той части, где в настоящее время сформирован земельный участок с кадастровым номером ***, переданный в аренду Коваленко В.В. 

Согласно заключению ведущего специалиста – эксперта межмуниципального отдела по Чердаклинскому и Старомайнскому районам, исходя из материалов лесоустройства за 2004 год и материалов межевания за 2012 год, большая часть (около 90%) земельного участка с кадастровым номером ***, предоставленного в аренду Коваленко В.В., накладывается на земли государственного лесного фонда, квартал ***.

Как уже было указано выше, лесоустроительные планшеты являются первичными  источниками  информации  об отнесении  земельного участка к лесному фонду. 

Из имеющихся в материалах дела фотографий, градостроительного плана земельного участка, приложения к акту осмотра лесного участка от 06.06.2016, четко видно, что спорный земельный участок располагается в лесу, на берегу Волжского залива Куйбышевского водохранилища, вокруг земельного участка произрастают лесные насаждения (л.д. 35-39,  96, 102-103).

Из карты градостроительного зонирования, являющейся приложением к Правилам землепользования и застройки МО «Старомайнское городское поселение»,  генерального плана МО «Старомайнское городское поселение» также усматривается, что спорный земельный участок  расположен  в *** квартале государственного лесного фонда.

При таких обстоятельствах, с учетом фактического состояния участка, суд обоснованно пришел к выводу о том, что спорный земельный участок с кадастровым номером ***  относится к землям лесного фонда.

Статья 8 Земельного кодекса устанавливает критерии отнесения земель к категориям, а также порядок перевода их из одной категории в другую.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом и законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса.

Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.

Согласно пунктам 5, 6 Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 N 178, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, заказчик направляет проект документа территориального планирования на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, для рассмотрения и представления заключения в части вопросов, входящих в компетенцию этого уполномоченного отраслевого органа.

Таким федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, в силу Положения о федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736 16, является Федеральное агентство лесного хозяйства.

Из системного анализа вышеприведенных положений законодательства следует, что изменение категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной форме собственности, возможно исключительно по согласованию собственника - Российской Федерации в лице уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

Обязательность публичной процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) подтверждается правовой позицией, высказанной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 № 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации указал, что лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

Вместе с тем, в настоящем случае из материалов дела не усматривается согласование с Федеральным агентством лесного хозяйства нормативного правового акта об исключении спорного земельного участка из состава лесного фонда, что не соответствует Земельному кодексу, Лесному кодексу, Федеральному закону от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Постановлению Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 № 178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации».

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что администрация района не вправе была произвольно, без учета государственных интересов, распоряжаться землями лесного фонда, находящимися в собственности  Российской Федерации, в связи с чем сведения о спорном земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости на основании постановления главы администрации МО «Старомайнский район» от 21.04.2014 и межевого плана, являются недопустимым доказательством отнесения спорного земельного участка к землям, собственность на которые не разграничена.

Иных доказательств в подтверждение своей позиции, как верно указано судом, ответчики не представили.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении исковых требований о признании договора аренды земельного участка недействительным.

Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

На основании пункта 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Судебная коллегия полагает, что постановка спорного земельного участка на кадастровый учет по инициативе администрации района, как земельного участка из категории земель населенных пунктов без указания на отнесение участка к лесному фонду, а также дальнейшее распоряжение участком не соответствовали требованиям закона, в связи с чем право аренды Коваленко В.В. на данный земельный участок возникло также с нарушением требований законодательства, запрещающего формирование и отчуждение земельных участков, принадлежащих к землям государственного лесного фонда, а поэтому суд обоснованно признал оспариваемый договор аренды недействительным.

Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика Коваленко В.В. указанный вывод суда не опровергают. Оснований для переоценки  представленных  доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции  не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы о ненадлежащем извещении ответчика Коваленко В.В. о дате и месте рассмотрения дела основанием для отмены решения суда не являются, поскольку как следует из протокола судебного заседания от 17.06.2016 представитель Коваленко В.В. Манихина А.Г. в судебном заседании присутствовала, ходатайства об отложении рассмотрения дела ввиду неявки ответчика  в судебное заседания не заявляла, в силу имеющейся доверенности представляла интересы Коваленко В.В.,  давала пояснения по иску, заявляла ходатайства, пользовалась всеми правами, предусмотренными ст. 35 ГПК РФ.

Таким образом, судебная коллегия считает, что права ответчика Коваленко В.В. в данном случае нарушены не были.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не были приняты уточненные исковые требования прокурора, являются несостоятельными. Уточненные исковые требования были поданы прокурором Старомайнского района Ульяновской области 10.06.2016 в письменной форме, приняты к производству судом протокольным определением 10.06.2016, приобщены к материалам дела. Суд перенес судебное заседание на 17.06.2016  для выполнения процессуальных действий, предусмотренных в случае уточнения иска. Предметом уточненных исковых требования являлось признание недействительным договора аренды земельного участка, заключенного с Коваленко В.В. Суд разрешил спор исходя из заявленных прокурором уточненных требований. То обстоятельство, что в данном случае суд не вынес мотивированного определения, основанием к отмене решения суда служить не может, поскольку уточненные исковые требования  были приняты судом к производству протокольным определением (л.д.131).

Иные доводы жалобы не влияют на правильность выводов суда, являлись предметом проверки при вынесении решения и подлежат отклонению. Нарушений процессуального законодательства не установлено. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 17 июня 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Коваленко В*** В*** – Резниченко Е*** В*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи