Судебный акт
О назначении досрочной пенсии
Документ от 18.10.2016, опубликован на сайте 27.10.2016 под номером 62365, 2-я гражданская, о включении периодов работы в спецстаж, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Мочалова О.И.                                                                        Дело № 33-4944/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                      18 октября 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.

при секретаре  Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Брюхановой Т*** И*** на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 05 августа 2016 года, по которому постановлено:

Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе  города Ульяновска Ульяновской области включить Брюхановой Т*** И*** в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение  пенсии, период работы с 21.04.1987 года по 23.08.1990 года,  с 01.10.1993 года  по 01.11.1997 года,  с 17.05.2000 года  по 09.06.2000 года; с 21.02.2005 года по 23.03.2005 года,  в остальной части иска  в удовлетворении требований, отказать.

Взыскать с Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе  города Ульяновска Ульяновской области в пользу Брюхановой Т*** И*** госпошлину в сумме 300 рублей.

 

Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., пояснения истицы Брюхановой Т.И., представителя третьего лица ООО «Медицинский центр ВЕРБРИ+» Сахаровой С.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Брюханова Т.И. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда (государственному учреждению) Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области о включении  периодов  работы в стаж, дающий право на льготную пенсию за выслугу лет и назначении пенсии за выслугу лет в связи осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья.

В обоснование иска указала, что 02 февраля 2016 года она обратилась в Управление Пенсионного фонда (государственному учреждению) Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области о назначении пенсии за выслугу лет в связи с имеющимся специальным стажем. Решением комиссии  в назначении пенсии ей было отказано в связи с отсутствием необходимого стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности. При этом в его специальный стаж не были включены в специальный стаж периоды  работы - с 21.04.1987 года по 23.08.1990 года в должности старшей медицинской сестры детского сада-яслей №***;  01.10.1993г. по 01.11.1997 г., в должности заведующей медпунктом-фельдшером в войсковой части ***;  с 17.05.2000 года по 09.06.2000 года и 21.02.2005 года по 23.03.2005 года в должности медсестры в эндоскопическом отделении, кабинета УЗД в поликлинике №***; с 16.07.2010 года по 09.09.2013 года  в должности процедурной медсестры в санаторно-оздоровительном комплексе «Ч***; с 16.09.2013 года по 29.06.2015 года  в должности медицинской сестры УЗД в медицинском центре «В***

Решение ответчика считала незаконным.

Просила признать решение Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья №*** от 20 мая 2016 года незаконным и отменить; обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в календарном порядке спорные периоды работы.;  обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области назначить досрочную страховую пенсию по старости, взыскать с Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области расходы, связанные с уплатой госпошлины в размере 300 рублей.

Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Брюханова Т.И. не соглашается с решением суда, просит его изменить. Указывает, что суд необоснованно не включил в ее специальный стаж периоды работы с 16.07.2010 по 09.09.2013 в должности медицинской сестры процедурной в санаторно-оздоровительном комплексе «Ч*** и 16.09.2013 по 29.06.2015 в должности медицинской сестры УЗД в «Медицинском центре «В*** При этом считает, что работа в должности медицинской сестры в многопрофильном санатории, в котором осуществляется лечение по одному или нескольким профилям, указанным в разделе «Наименование учреждений» Списка, дает право на назначение трудовое пенсии по старости досрочно в связи с осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья граждан. Судом не учтено, что санаторно-оздоровительный комплекс «Ч***» является многопрофильным лечебно-оздоровительным учреждением, осуществляющим медицинскую деятельность на основании лицензии № *** от 19 августа 2008 года, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Период  работы с 16.09.2013 г. по 29.06.2015 г. в должности медицинской сестры УЗД в «Медицинском центре «В*** подлежит включению в специальный стаж, так как медицинское учреждение ООО «Медицинский центр В*** по своим функциям и выполняемой многопрофильной лечебной деятельности тождественен такой структуре Министерства здравоохранения как «поликлиника» и осуществлял свою медицинскую деятельность на основе лицензии № *** от 21 июня 2012 года, выданной Министерством здравоохранения Ульяновской области, и лицензии № *** от 23 апреля 2015 года, выданной Министерством здравоохранения и социального развития Ульяновской области, в Приложении к которым указывается на осуществление амбулаторно-поликлинической медицинской помощи населению.

В обоснование своих доводов ссылается на судебную практику по аналогичным делам.

В возражении на апелляционную жалобу Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе  города Ульяновска просит решение суда оставить без изменения, а жалобу Брюхановой Т.И.- без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика, третьих лиц СОК «Ч***, ГУЗ «Городская поликлиника №***, в/ч ***, извещенных ненадлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Принимая решение об отказе в удовлетворении требований истицы о назначении досрочной страховой пенсии, суд первой инстанции исходил из того, что в стаж лечебной деятельности для назначения досрочной пенсии периоды с 16.07.2010 года по 09.09.2013 года  в должности процедурной медсестры в санаторно-оздоровительном комплексе «Ч***, с 16.09.2013 года по 29.06.2015 года  в должности медицинской сестры УЗД в медицинском центре «В*** включены быть не могут, с учетом включенных судом периодов работы стаж составляет менее необходимых 30 лет.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее - Список № 1066), который вводился в действие на территории Российской Федерации с 1 ноября 1999 г. и предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу санаториев (курортов) только определенного профиля (для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические, пункт 21 раздела «Наименование учреждений»).

Аналогичные положения содержатся и в действующем с 1 ноября 2002 г. постановлении Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, которым были утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список № 781), а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Должность медицинской сестры поименована в разделе «Наименование должностей» Списка № 781, а в пункте 21 раздела «Наименование учреждений» этого Списка поименованы санатории (курорты), в том числе: для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические.

Учитывая приведенные выше нормативные положения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что с 1 ноября 1999 г. только медицинским работникам, работающим в санаториях определенных профилей, поименованных в указанных Списках, периоды такой работы включаются в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Медицинские работники санаториев (курортов), профиль деятельности которых не поименован в названных списках, после 1 ноября 1999 г. утратили право на включение периодов своей работы в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

Данная позиция содержится в определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. № 2991-0, в котором указано, что с 1 ноября 1999 г. изменилось правовое регулирование пенсионного обеспечения медицинских работников санаториев (курортов), которое теперь стало предусматривать включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу в должности врачей-специалистов санаториев (курортов) только определенного профиля (для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические). Медицинским работникам санаториев (курортов) иных, помимо перечисленных в указанном перечне профилей, после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 стало известно, что их работа после 1 ноября 1999 г. не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

В силу пункта 5.2.11.15 приложения к приказу Министерства здравоохранение и социального развития Российской федерации от 6 августа 2007 г. № 522 «О ведении государственного реестра курортного фонда Российской Федерации» медицинская специализация (профиль) санатория определяется в соответствии с приложением к лицензии на медицинскую деятельность.

Из отзыва  представителя ФГБОУ ВО «У***» следует, что Университетом получена лицензия на осуществление медицинской помощи, при этом в перечне не имеются профили деятельности (для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические), перечисленные в пунктах 21 Списков № 1066 и № 781.

В связи с этим суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе во включении периода с 16.07.2010 года по 09.09.2013 года  в должности процедурной медсестры в санаторно-оздоровительном комплексе «Ч*** в стаж для назначения досрочной пенсии.

В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

Пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Судом установлено, что истицей осуществлялась лечебная деятельность в ООО Медицинский центр «В*** с 16.09.2013 по 29.06.2015  в должности медицинской сестры УЗД .

Согласно Уставу ООО Медицинский центр «В***   общество создано в целях насыщения потребительского рынка товарами и услугами, а также извлечения прибыли в интересах Участников. В указанном Уставе  к числу основных видов деятельности общества, кроме организации оказания медицинских услуг отнесены: организация производства товаров народного потребления (преимущественно медицинского назначения) и производственного назначения, оптовая и розничная торговля, организация аптечной торговли, организация транспортных услуг.

В связи с чем в силу пункта 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации названная организация является коммерческой и, следовательно, не может быть отнесена к учреждению.

То обстоятельство, что впоследствии  ООО Медицинский центр «В***   была учреждена поликлиника, работа в которой пенсионными органами включается в специальный  стаж, по данному спору правового значения не имеет, поскольку истица в поликлинике  не осуществляла лечебную деятельность.

Довод истицы о том, что её должностные обязанности по занимаемой должностям тождественны должностным обязанностям медицинской сестры поликлиники не влечет включения в специальный стаж данного периода, поскольку одним из условий назначения досрочной пенсии помимо работы в определенной должности, необходимо работа в учреждениях, указанных в Списках.

Таким образом, ввиду отсутствия правовых оснований для включения в специальный стаж Брюхановой Т.И. вышеуказанных периодов ее работы для досрочного назначения страховой  пенсии по старости, вывод суда об отказе в признании за ней права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения является правомерным.

Доводы апелляционной жалобы выводы суда, изложенные в решении, не опровергают, основаны на субъективном толковании закона, и потому не влекут отмену судебного решения.

Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, оставляет его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 05 августа 2016 года оставить без изменения, а апелляционную  жалобу Брюхановой Т*** И***  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи: