Судебный акт
Ликвидация последствий ЧС
Документ от 11.10.2016, опубликован на сайте 21.10.2016 под номером 62302, 2-я гражданская, о понуждении к разработке проектно-сметной документации отвода поверхностных сточных вод, понуждении к оборудованию системы отвода и водоотводящих устройств, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Кочергаева О.П.                                                   Дело № 33а-4897/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                             11 октября 2016 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Трифоновой Т.П.,

судей Васильевой Е.В. и Грудкиной Т.М.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании  дело по апелляционной жалобе представителя Администрации г.Димитровграда и Комитета по жилищно-коммунальному комплексу Администрации г.Димитровграда на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 20 июля 2016г., с учетом определения от 18 августа 2016г. об исправлении описки, по которому постановлено:

 

Иск прокурора г.Димитровграда удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «Город Димитровград» в срок до 01 января 2017 года разработать   с привлечением специализированных организаций проектно-сметную документацию отвода поверхностных (дождевых, ливневых, талых) сточных вод Центрального района г.Димитровграда Ульяновской области (ул.Бакаева, ул.Земина, ул.Т.Потаповой, ул.Кулькова, ул.Тухачевского, ул.Садовая, ул.Пушкина от ул.Лесная Горка до железнодорожной линии), предусматривающую схему и систему дождевой канализации, выбор способа водоотвода, схему очистных сооружений и их конструкцию, метод очистки поверхностного стока.

Обязать Администрацию муниципального образования «Город Димитровград» в срок до 01 апреля 2017 года оборудовать с привлечением специализированных организаций в соответствии с проектно-сметной документацией систему отвода поверхностных (дождевых, ливневых, талых) сточных вод Центрального района г.Димитровграда Ульяновской области (ул.Бакаева, ул.Земина, ул.Т.Потаповой, ул.Кулькова, ул.Тухачевского, ул.Садовая, ул.Пушкина от ул.Тараканова до железнодорожной линии).

Обязать муниципальное казенное учреждение «Городские дороги» в срок до 01 октября 2016 года оборудовать водоотводящие канавы вдоль автомобильных дорог Центрального района г.Димитровграда ул.Бакаева, ул.Земина, ул.Т.Потаповой, ул.Кулькова, ул.Тухачевского, ул.Садовая, ул.Пушкина от ул.Лесная Горка до железнодорожной линии) с учетом размеров: ширина по дну - не менее 0,3 м, глубина – не менее 0,4 м.

Заслушав доклад председательствующего, пояснения прокурора Колгановой Е.А., просившей решение суда оставить без изменения,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор г.Димитровграда обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Город Димитровград», муниципальному казенному учреждению «Городские дороги» о понуждении к разработке проектно-сметной документации отвода поверхностных сточных вод, понуждении к оборудованию системы отвода и водоотводящих устройств.

Требования мотивированы тем, что постановлением главы города Димитровграда от 02 июня 2016г. №132 введен режим чрезвычайной ситуации муниципального характера для органов управления и сил муниципального звена территориальной подсиситемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории города Димитровграда Ульяновской области с установлением местного уровня реагирования. Режим чрезвычайной ситуации введен в целях ликвидации последствий подтопления домовладений частного жилого сектора в г.Димитровграде в границах зоны чрезвычайной ситуации: ул.Бакаева, домовладения №№2-18 (четная и нечетная стороны); ул.Земина, домовладения №№1-64 (четная и нечетная стороны); ул.Т.Потаповой, домовладения №№2-50, 5-59 (четная и нечетная стороны); ул.Кулькова, домовладения №№2-50 (четная и нечетная стороны); ул.Тухачевского, домовладения №№2-36, 1-47 (четная и нечетная стороны); ул.Садовая, домовладения №№2-34, 1-33 (четная и нечетная стороны); ул.Пушкина, домовладения №№2-26, 1-25 (четная и нечетная стороны). Режим чрезвычайной ситуации действует до настоящего времени.

В соответствии с протоколами заседаний комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации от 23 мая 2016г. №5, от 27 мая 2016г. №6, от 31 мая 2016г. №7, от 02 июня 2016 №8 причинами подтопления земельных участков явились высокий уровень грунтовых вод, высокий уровень реки Большой Черемшан, выпадение обильных осадков в виде дождя.

Вместе с тем проверка показала, что указанные факторы явились сопутствующим элементом для возникновения чрезвычайной ситуации. Как установлено в ходе проверки, система отвода вод в частном секторе центрального района г.Димитровграда осуществляется по открытым водоотводящим устройствам (канавам) с учетом  естественного уклона местности в сторону железнодорожной линии. Около железнодорожной линии вода отстаивается в естественном накопителе и «уходит» с понижением уровня грунтовых вод либо испаряется. Требования действующего законодательства при организации поверхностных сточных вод в частном секторе центрального района г.Димитровграда проигнорированы. Система сбора осадков в данной местности отсутствует. Возможность повторения чрезвычайной ситуации в случае аналогичного уровня воды в реке Большой Черемшан или его повышения не просчитана и не проанализирована специалистами. Примененный для разрешения чрезвычайной ситуации метод отвода поверхностных сточных вод путем их перекачки и прямого сброса в реку Большой Черемшан не допустим впредь, поскольку противоречит законодательству.

Также установлено,  что система отвода поверхностных вод в зоне чрезвычайной ситуации осуществляется по водоотводящим устройствам (канавам), расположенным вдоль автомобильных дорог. В соответствии с правилами дорожного движения  канавы являются конструктивными элементами дорог. Автомобильные дороги по улицам Бакаева, Земина, Т.Потаповой, Кулькова, Тухачевского, Садовой, Пушкина относятся к автомобильным дорогам общего пользования местного значения. Их содержание осуществляет  МКУ  «Городские дороги». Требования по размеру канав на указанных улицах в зоне чрезвычайной ситуации не соблюдены.

В связи с этим прокурор г. Димитровграда просил обязать Администрацию г.Димитровграда в срок до 01 сентября 2016 г. разработать проектно-сметную документацию отвода поверхностных (дождевых, ливневых, талых) сточных вод Центрального района г.Димитровграда Ульяновской области (улицы Бакаева, Земина, Т.Потаповой, Кулькова, Тухачевского, Садовая, Пушкина от улицы Лесная Горка до железнодорожной линии), предусматривающую схему и систему дождевой канализации, выбор способа водоотвода, схему очистных сооружений и их конструкцию, метод очистки поверхностного стока. Обязать Администрацию г.Димитровграда в срок до 01 апреля 2017 года оборудовать в соответствии с проектно-сметной документацией систему отвода поверхностных (дождевых, ливневых, талых) сточных вод Центрального района г.Димитровграда Ульяновской области (улицы Бакаева, Земина, Т.Потаповой, Кулькова, Тухачевского, Садовая, Пушкина от улицы Лесная Горка до железнодорожной линии).

Обязать МКУ «Городские дороги» в срок до 01 октября 2016г. оборудовать водоотводящие устройства (канавы) Центрального района г.Димитровграда Ульяновской области (улицы Бакаева, Земина, Т.Потаповой, Кулькова, Тухачевского, Садовая, Пушкина от улицы Тараканова до железнодорожной линии) с учетом следующих размеров: ширина по дну не менее 0,3 м, глубина – не менее 0,4 м.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель Администрации г.Димитровграда и Комитета по жилищно-коммунальному комплексу Администрации г.Димитровграда просит отменить решение суда. Указывает на то, что   в целях ликвидации последствий подтопления домовладений частного жилого сектора, оказывающего негативное воздействий на жизнедеятельность граждан, проживающих в зоне чрезвычайной ситуации, постановлением Главы города Димитровград от 02 июня 2016г. № 132 был введен режим чрезвычайной ситуации муниципального характера в локализованных границах, установленных в соответствии с п. 2 вышеуказанного постановления. Утверждение к исполнению плана мероприятий по ликвидации последствий подтопления земельных участков осуществляется в соответствии  с решениями, оформленными протоколом Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории г.Димитровграда. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств резервного фонда администрации г.Димитровграда.

В соответствии с Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации г.Димитровграда, утвержденным  постановлением Администрации г.Димитровграда от 10 апреля 2015г. № 1089, размер резервного фонда на соответствующий финансовый год устанавливается решением Городской Думы г.Димитровграда и бюджета города и не может превышать 3% утвержденного решением о бюджете общего объема расходов бюджета города. Решением Городской Думы г.Димитровграда от 16 декабря 2015г. № 53/453 утвержден бюджет города Димитровграда на 2016 год. Дефицит бюджета составляет 21 279,44465 тыс. руб.

Кроме того, решением Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Ульяновской области (протокол № 13 от 01 июня 2016г.) предусмотрено  выделении средств на проведение проектно-изыскательских работ по ликвидации чрезвычайной ситуации из резервного фонда Ульяновской области. При этом софинансирование местного бюджета не предусматривается. Министерству финансов Ульяновской области дано соответствующее поручение об изыскании дополнительных средств. 

Удовлетворив требования прокурора, суд прямо указал на дублирование расходных обязательств местного бюджета и бюджета Ульяновской области, что является недопустимым.

При рассмотрении дела судом не был учтен приказ Генеральной прокуратуры РФ от 21 июня 2013г. № 252 «О совершенствовании прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами и организациями».

В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора г.Димитровграда  просит оставить решение без изменения, считая его законным и обоснованным. 

В судебное заседание не явились представители Администрации г.Димитровграда, МКУ «Городские дороги», Комитета по жилищно-коммунальному комплексу Администрации г.Димитровграда, МКУ «Управление гражданкой защиты г.Димитровграда». О дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.  Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что весной 2016 года в г.Димитровграде в связи с высоким уровнем грунтовых вод, высоким уровнем реки Большой Черемшан, выпадением обильных осадков в виде дождя произошло подтопление части улиц города и, соответственно, домовладений частного жилого сектора. Постановлением Главы города Димитровграда от 02 июня 2016г. №132 введен режим чрезвычайной ситуации муниципального характера для органов управления и сил муниципального звена территориальной подсиситемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории города Димитровграда Ульяновской области с установлением местного уровня реагирования.

Пунктом 2 вышеуказанного постановления Главы города Димитровграда установлены границы зоны чрезвычайной ситуации в пределах города Димитровграда Ульяновской области: ул.Бакаева, домовладения №№2-18 (четная и нечетная стороны); ул.Земина, домовладения №№1-64 (четная и нечетная стороны); ул.Т.Потаповой, домовладения №№2-50, 5-59 (четная и нечетная стороны); ул.Кулькова, домовладения №№2-50 (четная и нечетная стороны); ул.Тухачевского, домовладения №№2-36, 1-47 (четная и нечетная стороны); ул.Садовая, домовладения №№2-34, 1-33 (четная и нечетная стороны); ул.Пушкина, домовладения №№2-26, 1-25 (четная и нечетная стороны). 

Силами администрации города, муниципальных казенных учреждений «Городские дороги», «Управление гражданской защиты г.Димитровграда» с привлечением сторонних организаций были проведены мероприятия по ликвидации последствий подтопления, в ходе которых выявилось, что водоотводного канала на территории подтопления не имеется, в районе железнодорожного полотна расположены «иловые карты» естественного происхождения, в которые происходит естественный сброс талых вод. Отсутствие системы сбора и отвода поверхностных (дождевых, ливневых талых) явилось основной причиной сложившейся на территории г.Димитровграда чрезвычайной ситуации.

Отсутствие системы сбора и отвода поверхностных (дождевых, ливневых талых) вод наряду с явлениями природного (естественного) характера (повышение уровня реки, выпадение значительного количества осадков) может вновь привести к  возникновению чрезвычайной ситуации в г.Димитровграде.

В соответствии с ч. 2 с. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно: осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно ч. 1 ст. 24 вышеуказанного Федерального закона финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о возложении обязанности  по разработке проектно-сметной документации системы отвода  поверхностных (дождевых, ливневых, талых) сточных вод Центрального района г.Димитровграда и оборудованию указанной системы (отсутствие которой, в том числе, привело к возникновению чрезвычайной ситуации в г.Димитровграде) именно на Администрацию г.Димитровграда (с привлечением специализированных организаций).

Довод апелляционной жалобы об отсутствии денежных средств на проведение указанных мероприятия правомерно не принят судом во внимание. Отсутствие необходимых денежных средств не является основанием для освобождения Администрации г.Димитровграда от возложенных на неё законом обязанностей.

Не является основанием для отмены решения суда довод апелляционной жалобы о том, что проведение проектно-изыскательских работ по ликвидации чрезвычайной ситуации должно финансироваться из резервного фонда Ульяновской области.

Решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Ульяновской области (протокол выездного заседания  № 13 от 01 июня 2016г.) ввиду недостаточности финансовых средств в бюджете МО «Город Димитровград» Министерству финансов Ульяновской области рекомендовано рассмотреть возможность выделения финансовых средств в размере 2800,0 тыс. руб. на проведение проектно-изыскательских работ по ликвидации подтопления ливневыми водами улиц г.Димитровграда. Вместе финансирование из областного бюджета является лишь дополнительным источником средств на устранение причин возникновения чрезвычайной ситуации.

Довод апелляционной жалобы  о том, что при рассмотрении дела судом не был учтен приказ Генеральной прокуратуры РФ от  21 июня 2013г. № 252 «О совершенствовании прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами и организациями», является несостоятельным.

Данный приказ (п. 3.7) предусматривает, что при внесении актов прокурорского реагирования об устранении нарушений закона, предполагающем финансовые затраты органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органов, следует учитывать необходимость внесения изменений в бюджет субъекта Российской Федерации либо муниципального образования.

Указанное положение подразумевает установление разумного и достаточного срока (с учетом необходимости внесения изменений в бюджет субъекта РФ либо муниципального образования) для устранения нарушения закона, предполагающего финансовые затраты органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органов.

Вышеуказанный приказ подлежит применению прокурорами при проведении прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства.

В данном случае сроки изготовления проектно-сметной документации системы отвода поверхностных (дождевых, ливневых, талых) сточных вод Центрального района г.Димитровграда Ульяновской области и её оборудования установлены судом. Сроки установлены с учетом необходимости скорейшего проведения вышеуказанных мероприятий для устранения возможности повторного возникновения чрезвычайной ситуации при возникновении аналогичных природных явлений (повышение уровня воды в реке, выпадение значительного количества осадков). Данные сроки являются разумными. Кроме того, законодательство предусматривает возможность продления указанных  сроков в случае объективной невозможности исполнить решение суда в установленный срок.

Решением суда на МКУ «Городские дороги» возложена обязанность в срок до 01 октября 2016 г. оборудовать водоотводящие канавы вдоль автомобильных дорог Центрального района г.Димитровграда ул.Бакаева, ул.Земина, ул.Т.Потаповой, ул.Кулькова, ул.Тухачевского, ул.Садовая, ул.Пушкина от ул.Лесная Горка до железнодорожной линии) с учетом размеров: ширина по дну - не менее 0,3 м, глубина – не менее 0,4 м. Решение суда в указанной части не оспаривается.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 20 июля 2016г., с учетом определения от 18 августа 2016г. об исправлении описки, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации г.Димитровграда и Комитета по жилищно-коммунальному комплексу Администрации г.Димитровграда – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: