Судебный акт
Об обеспечении лекарственными средствами
Документ от 11.10.2016, опубликован на сайте 20.10.2016 под номером 62292, 2-я гражданская, о признании права на обеспечение лекарственным препаратом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Рыбалко В.И.                                                                                 Дело №33-4869/2016                                                           

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                       11 октября 2016 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Фоминой В.А., Казаковой М.В.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 14 июля 2016 года, по которому постановлено:

Исковые требования Матрениной В*** В*** удовлетворить.

Признать за Матрениной В*** В*** право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом *** для лечения заболевания - *** за счет средств бюджета Ульяновской области.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечивать Матренину В*** В*** необходимым медикаментозным лечением препаратом *** каждые две недели по медицинским (жизненным) показаниям в условиях стационара по месту жительства.

Обратить решение суда к немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Матренина В. В. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области об обеспечении лекарственным препаратом в соответствии с медицинскими показаниями.

В обоснование иска указал, что в период с 30.03.2016 по 08.04.2016 она находилась на обследовании в ФГБНУ «Научный центр неврологии». В результате проведенных исследований, у истицы было диагностировано редкое наследственное заболевание, ***.

В результате проведенного консилиума от 08.04.2016 ей было показано внутривенное введение лекарственного препарата *** каждые 2 недели постоянно, во избежание развития жизнеугрожающих состояний - *** Ей была установлена инвалидность *** группы. 15.04.2016 она обратилась в ГУЗ «Городская поликлиника № 5» по месту жительства для проведения врачебной комиссии по факту наличия у нее *** и назначении ей лекарственного препарата ***. Согласно ответу ГУЗ «Городская поликлиника № 5» от 21.04.2016, лекарственный препарат *** истице назначен не был, поскольку указанное заболевание не входит в перечень жизнеугрожающих заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 403 от 26.04.2012, а лекарственный препарат *** отсутствует в перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденном Распоряжением Правительства РФ № 2724-р от 26.12.2015. В связи с изложенным ГУЗ «Городская поликлиника № 5» направило письмо в Министерство здравоохранения Ульяновской области. В ответе Министерства здравоохранения Ульяновской области от 03.06.2016 указано, что отсутствуют правовые основания для обеспечения истицы в 2016 году лекарственным препаратом ***, поскольку в перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный Распоряжением Правительства РФ № 2724-р от 26.12.2015 данное лекарство не указано. Отказ ответчика считала незаконным.

Просила признать за ней право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом *** для лечения заболевания - *** за счет средств бюджета Ульяновской области; обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области пожизненно обеспечивать Матренину В. В. необходимым медикаментозным лечением препаратом *** каждые две недели по медицинским (жизненным) показаниям в условиях стационара по месту жительства.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено Правительство Ульяновской области.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. При этом указывает, что поскольку истица от натуральной льготы отказалась, реализовав свое право на получение государственной помощи в виде выплаты ежемесячной денежной компенсации, сам по себе факт нуждаемости в обеспечении жизненно важным лекарственным препаратом не предоставляет Матрениной В.В. права в соответствии ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и п. 7 ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» требовать предоставление мер государственной поддержки по одному основанию одновременно как в денежном, так и натуральном выражении. Считает, что у Министерства отсутствуют обязательство по обеспечению Матрениной В.В. лекарственным средством ***.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из материалов дела, Матренина Валентина Владимировна, *** года рождения, является инвалидом *** группы по общему заболеванию. Согласно справке серии МСЭ-2014 № 1092715 от 27.05.2016 инвалидность установлена повторно на срок до 01.06.2017.

В период с 30.03.2016 по 08.04.2016 истица Матренина В. В. находилась на обследовании в ФГБНУ «Научный центр неврологии». В результате проведенных исследований, у истицы было диагностировано редкое наследственное заболевание, ***.

***.

Согласно выписного эпикриза из истории болезни № 1023-16 Матрениной В.В. диагноз *** подтвержден с помощью ферменто- и ДНК-диагностики.

В результате проведенного консилиума специалистов ФГБНУ «Научный центр неврологии» от 08.04.2016 во избежание развития жизнеугрожающих состояний - ***, пациентке Матрениной В.В. показано внутривенное введение лекарственного препарата *** каждые 2 недели длительно, постоянно. Единственно возможным вариантом эффективного патогенетического лечения данного заболевания является назначение ферментозамещающей терапии препаратом ***. Других подходов к лечению данного заболевания не разработано.

15.04.2016 истица обратилась в ГУЗ «Городская поликлиника № 5» по месту жительства для проведения врачебной комиссии по факту наличия у нее *** и назначении ей лекарственного препарата ***.

Из письма ГУЗ «Городская поликлиника № 5» от 21.04.2016 следует, что лекарственный препарат *** истице назначен не был, поскольку указанное заболевание не входит в перечень жизнеугрожающих заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 403 от 26.04.2012, а лекарственный препарат *** отсутствует в перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный Распоряжением Правительства РФ № 2724-р от 26.12.2015. В связи с изложенным ГУЗ «Городская поликлиника № 5» направило письмо в Министерство здравоохранения Ульяновской области для решения вопроса о возможности обеспечения лекарственным препаратом ***.

Согласно письму Министерства здравоохранения Ульяновской области от 03.06.2016 Матрениной В.В. отказано в льготном обеспечении лекарственным препаратом ***, поскольку отсутствуют правовые основания для обеспечения ее 2016 году лекарственным препаратом ***, поскольку в перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденном Распоряжением Правительства РФ № 2724-р от 26.12.2015, данное лекарство не указано.

Не согласившись с данным отказом, истица обратилась в суд с указанным иском.

Нуждаемость Матрениной В.В. в обеспечении лекарственным препаратом *** каждые две недели длительно, постоянно, подтверждена протоколом заседания врачебной комиссии ГУЗ «Городская поликлиника № 5» от 08.07.2016 №35.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.

В силу ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ) доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.

В силу ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (пункты 1, 2, 5).

В силу п. 3 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.

Согласно п. 4 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждается сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период) Правительством Российской Федерации.

В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются, в том числе: перечень форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно; перечень заболеваний и состояний, оказание, медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно; категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно (пункт 5 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

В силу п. 7 ст. 80 указанного Федерального закона программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ).

В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают, в том числе: целевые значения критериев доступности медицинской помощи в соответствии с критериями, установленными программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой; перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи.

Утверждаемая органом государственной власти субъекта Российской Федерации территориальная программа должна соответствовать Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденной постановлением Правительства РФ.

Раздел III Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.10.2011 № 856, предусматривает источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи. За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются лекарственные препараты в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Из положений раздела IV Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.11.2014 № 1273, следует, что за счет средств бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 № 403, *** не входит.

В соответствии с п. 5.5.6 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 608 от 19.06.2012 (ред. от 28.06.2016), Минздрав России осуществляет формирование перечня редких (орфанных) заболеваний и размещение его на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

*** (***) включена в Перечень редких (орфанных) заболеваний, который в соответствии с п. 2 ст. 44 Федерального закона №323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» размещен на официальном сайте Минздрава России в информационно-телекоммуникацонной сети «Интернет».

Препарат *** зарегистрирован на территории РФ 31.10.2013 года. Данный препарат является единственно возможным вариантом эффективного лечения доля больных с диагнозом ***.

Учитывая данные обстоятельства, положения Стандартных Правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых 20.12.1993 генеральной Ассамблеей ООН, в соответствии с которыми государствам следует обеспечить, чтобы инвалиды имели доступ к любым видам постоянного лечения и получали лекарственные препараты, которые могут потребоваться для поддержания или повышения уровня жизнедеятельности, суд первой инстанции правомерно указал, что отсутствие имевшегося у истицы заболевания в вышеуказанном Перечне не свидетельствует о наличии оснований для отказа в иске, поскольку назначение ферментозамещающей терапии препаратом *** является единственно возможным вариантом эффективного патогенетического лечения данного заболевания, во избежание развития жизнеугрожающих состояний - *** Матрениной В.В., иных подходов к лечению данного заболевания не разработано.

Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что отказ истицы в рамках Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» от обеспечения в 2016 году лекарственными средствами в составе набора социальных услуг не может являться основанием для отказа истице в обеспечении жизненно необходимым ей лекарственным препаратом *** (торговое наименование ***) для лечения выявленного у нее позднее редкого (орфанного) заболевания - ***, поскольку данное заболевание впервые диагностировано у истицы в апреле 2016 года, в связи с чем она не могла предопределить наличие данного заболевания, применение дорогостоящего лечения, необходимого ей по жизненным показаниям.

Удовлетворяя исковые требования Матрениной В.В., районный суд исходил из того, что истице подтвержден диагноз ***, которая является редким заболеванием, приводящим к сокращению продолжительности жизни; врачебным консилиумом сделан вывод о единственно возможном варианте эффективного патогенетического лечения данного заболевания препаратом ***, других подходов к лечению данного заболевания не разработано; указанным препаратом истица должна быть обеспечена за счет средств субъекта РФ.

Оснований не согласиться с данными выводами судебная коллегия не находит.

Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, основанием для отмены решения не являются.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

 

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 14 июля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: