Судебный акт
О взыскании компенсации за лекарства
Документ от 11.10.2016, опубликован на сайте 20.10.2016 под номером 62280, 2-я гражданская, о признании бездействия, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Мягков А.С.                                                                             Дело № 33-4814/2016                                                           

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  11 октября 2016 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

с участием прокурора Нагорнова А.А.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Мелекесского районного Ульяновской области от 14 июля 2016 года, по которому постановлено:

Исковое заявление прокурора Мелекесского района Ульяновской области удовлетворить.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу М*** А*** В*** убытки, связанные с приобретением лекарственных средств *** в период с января по май 2016 года, в сумме 18244 рубля 48 копеек.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения представителя ГУЗ «Рязановская участковая больница» Кочемазова А.В., возражавшего против доводов жалобы, мнение прокурора Нагорнова А.А., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Мелекесского района Ульяновской области, действуя в интересах несовершеннолетнего М*** А.В. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области, ГУЗ «Рязановская участковая больница» о признании бездействия незаконным, об обязании обеспечить медицинскими препаратами, о взыскании денежных средств за приобретение медицинских препаратов.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что М*** А.В., *** г.р., согласно выписке эпикриза ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница им. политического и общественного деятеля Ю.Ф.Горячева», М*** А.В. признан нуждающимся в непрерывном систематическом употреблении лекарственных средств *** 500 мг, *** 500 мг (аналог ***).

Кроме того, согласно выпискам из медицинской карты амбулаторного больного № 3669п от 12.04.2015, № 1436л от 12.04.2016 ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница им. политического и общественного деятеля Ю.Ф.Горячева» лечащим врачом М*** А.В. рекомендовано прекратить прием лекарственного препарата *** и принимать лишь лекарственный препарат *** или аналог *** в связи с ухудшением состояния здоровья.

Несмотря на назначения врача, М*** А.В. в январе-мае 2016 года лекарственными препаратами *** 500 мг или аналог *** 500 мг обеспечивался нерегулярно.

В этой связи, мать несовершеннолетнего М*** Л.Н. была вынуждена потратить собственные денежные средства в размере 18 244,48 рублей на приобретение указанных медицинских препаратов *** 500 мг или аналог *** 500 мг.

Просил признать бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области и ГУЗ «Рязановская участковая больница», выразившееся в несвоевременном обеспечении М*** А.В. медицинскими препаратами *** 500 мг или *** 500 мг незаконным. Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу М*** Л.Н. денежные средства в размере 18 244 рубля 48 копеек, затраченные на приобретение указанных медицинских изделий для ребенка-инвалида М*** А.В.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Считает, что Министерство является ненадлежащим ответчиком по делу. Указывает, что заявка от ГУЗ «Рязановская участковая больница» на закупку лекарственного препарата «***» для несовершеннолетнего М*** А.В. в Министерство не подавалась и правовые основания для закупки по торговому наименованию у Министерства не возникли. Рецепты на получение лекарственного препарата *** в январе, феврале 2016 года лечащим врачом ГУЗ «Рязановская участковая больница» не выписывались. Льготный рецепт за март на лекарственный препарат *** был обслужен. Соответственно правовых оснований для возмещения денежных средств по чекам за январь, февраль, март 2016 года у Министерства не имеется. По мнению автора жалобы, надлежащим ответчиком по требованию о возмещении денежных средств по чекам за апрель, май 2016 года является ГУЗ «Рязановская участковая больница».

В возражении на апелляционную жалобу прокурор Мелекесского района Ульяновской области просит жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области оставить без удовлетворения.

Представители истца, ответчика Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, третьих лиц, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу ст. 4.1 Федерального закона Российской Федерации от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов.

Статьей 6.1 названного Федерального закона право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, дети-инвалиды.

Согласно ст. 6.2 Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки в соответствии с пунктом 1.1 части 1 настоящей статьи, утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ст. 6.3 Федерального закона порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Пунктом 2.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328, при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (далее - Перечни), утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России.

Из материалов дела следует, что М*** А*** В***, *** года рождения, является ребенком-инвалидом.

Согласно выписке из протокола врачебной комиссии № 8 от 04.07.2016 М*** А.В. находится на «Д» учете с диагнозом: ***; находился на постоянной терапии ***. В апреле 2016 года препарат заменен на аналог - ***. С этого времени у ребенка отмечается ухудшение состояния. Решением врачебной комиссии ребенку не показаны аналоговые препараты ***.

Согласно медицинской карте М*** А.В. ему рекомендовано 31.03.2015 продолжить прием *** постоянно длительно, 13.10.2015 - продолжить прием *** постоянно длительно.

Как установлено судом, на препарат *** истцу рецепты не выписывались с 01.01.2016 из-за отсутствия данного лекарственного препарата в Перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2016 год, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 26.12.2015 № 2724-р.

Ранее данный препарат был включен в формулярный перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденный Постановлением Правительства Ульяновской области от 26.01.2010 № 23-П.

Таким образом, необходимость приема указанного лекарственного препарата для поддержания жизнедеятельности ребенка-инвалида М*** А.В. подтверждена представленными в материалы дела доказательствами. Доказательств изменения М*** А.В. рекомендованного лекарственного препарата и показания ему аналоговых препаратов, в процессе рассмотрения дела не представлено.

Данный препарат ребенку не выписывался с января 2016 года и согласно заявлению матери ребенка, она была вынуждена приобретать данный препарат за свой счет. Так, с января по май 2016 года матерью М*** А.В. приобретены за личные денежные средства лекарственные средства: ***. на сумму 14802 рубля 20 копеек, ***. – на сумму 3442 рубля 18 копеек, всего на общую сумму 18244 рубля 48 копеек.

При таких обстоятельствах, учитывая, что Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не выполнены обязательства по обеспечению лекарственным препаратом лица, имеющего право на его получение бесплатно, указанная сумма правомерно взыскана с ответчика в пользу истца.

Доказательств того, что ребенок был обеспечен лекарственными препаратами в объеме, рекомендованном врачом, ответчиком в суд первой инстанции представлено не было.

Возражения ответчика о том, что лекарственный препарат *** отсутствует в перечне лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, не могут быть приняты во внимание, поскольку оказание М*** А.В. медицинской помощи в виде амбулаторного лечения не должно ограничивать его право на получение социальных гарантий, установленных Конституцией РФ, в том числе, на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Более того, не предоставление М*** А.В. лекарственных препаратов, в рекомендованных лечащим врачом дозировках, влечет нарушение его права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в соответствии с Конституцией РФ недопустимо.

Иные доводы, приведенные Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 14 июля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: