Судебный акт
О признании пункта договора поставки газа ничтожным
Документ от 04.10.2016, опубликован на сайте 10.10.2016 под номером 62137, 2-я гражданская, о признании пункта договора поставки газа ничтожным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Чапайкина Е.П.                                                                                    Дело № 33-4784/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                             04 октября 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Коротковой Ю.Ю,

судей Парфеновой И.А., Гурьяновой О.В.,

при секретаре Насыбулловой Э.Ф.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Ина Л*** В*** на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 21 июля 2016 года, по которому постановлено:

 

Ину Л*** В*** в удовлетворении исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ульяновск» о признании ничтожным пункта 3.9 договора поставки газа от 01.11.2013 года № *** отказать.

 

Заслушав доклад судьи Парфеновой И.А., объяснения Ина Л.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Ин Л.В. обратился  в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ульяновск» (далее - ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск») о признании пункта договора поставки газа ничтожным.

 

В обоснование заявленных требований указал на то, что 01 ноября 2013 года между ним и ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск» был заключен договор № *** поставки газа, в соответствии с которым ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск»  обязалось поставить природный газ по трубопроводу для бытовых нужд, а он, являясь потребителем, обязался принять поставленный газ и оплатить его стоимость в соответствии с графиком, указанным в пункте 2.2 дополнительного соглашения.

 

01 ноября 2014 года было заключено дополнительное соглашение к указанному договору, которым действие договора было пролонгировано на срок до 31 декабря 2015 года.

 

Пунктом 3.9 договора предусмотрено, что количество поданного газа определяется по максимальной проектной мощности неопломбированного газоиспользующего оборудования, исходя из 24 часов работы его в сутки с момента предыдущей проверки приборов учета работниками поставщика в случаях: отсутствия или неисправности приборов учета расхода газа у покупателя; самовольного подключения покупателя к трубопроводу без разрешения поставщика (незаконная врезка); отсутствия или нарушения пломб, установленных поставщиком, госповерителем, заводом-изготовителем; недопуска представителей поставщика для проверки учета газа и газоиспользующего оборудования; несоответствия монтажа приборов, соединительных линий и мест установки требованиям нормативных документов и проектной документации; обнаружения утечки газа в байпасной линии; несоблюдения условий эксплуатации приборов учета газа инструкциям заводов-изготовителей; при отсутствии поверочных паспортов на приборы учета газа.

 

По его мнению, данный пункт договора противоречит Правилам учета газа, утвержденным Министерством энергетики РФ приказом № 961 от 30 декабря 2013 года, в связи с чем действиями ответчика нарушены его права, как потребителя.

 

Просил признать пункт 3.9 договора поставки газа от 01 ноября 2013 года № ***, заключенного между ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск» и Ином Л.В., ничтожным со дня утверждения Министерством энергетики РФ приказом № *** от 30 декабря 2013 года Правил учета газа.

 

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Ин Л.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

 

В обоснование жалобы  приводит доводы, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Считает, что оспариваемый пункт договора поставки газа, которым поставщик присваивает себе право производить обсчет поданного газа по максимальной проектной мощности, имеет очень широкое толкование, чем закладывает коррупционную составляющую в отношениях с потребителями.

 

В возражениях относительно апелляционной жалобы АО «УСК» просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.

 

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, а также возражениях относительно апелляционной жалобы.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.

 

В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

 

Согласно статье 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

 

Статьёй 544 Гражданского кодекса РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

 

В соответствии со статьями 2, 18 Федерального закона от 31 марта 1999 года №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» газоснабжение является одной из форм энергоснабжения, представляющей собой деятельность по обеспечению потребителей газом. Поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством РФ правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение данного Федерального закона.

 

Порядок учета количества (объема) добытого, транспортируемого, перерабатываемого, хранимого и потребляемого природного газа, нефтяного (попутного) газа, отбензиненного сухого газа, газа из газоконденсатных месторождений, добываемого и собираемого газо- и нефтеперерабатывающими организациями, и газа, вырабатываемого газо- и нефтеперерабатывающими организациями, установлен Правилами учета газа, утвержденными приказом Минэнерго России от 30 декабря 2013 года № 961.

 

В силу пунктов 3.7 - 3.9 названных Правил количественные и качественные показатели природного газа при приеме-передаче для транспортировки, а также в процессе распределения измеряются на линии раздела объектов газоснабжения и (или) распределения между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании. При отсутствии либо неисправности средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у газораспределительной организации количество поданного природного газа поставщиком определяется по данным средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями поставщика газа. При отсутствии либо неисправности средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у потребителя количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями.

 

Судом первой инстанции установлено, что 01 ноября 2013 года Ином Л.В. заключен договор поставки газа № *** с ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск», по условиям которого (с учетом дополнительного соглашения от 1 ноября 2014 года) последнее, как поставщик по договору, обязалось с даты заключения договора по 31 декабря 2015 года поставлять природный газ в жилой дом № *** по ул. *** в г. Д*** У*** области, а Ин Л.В., как покупатель по договору, – получать и оплачивать газ (стоимость газа, снабженческо-сбытовые услуги, расходы по транспортировке газа от ГРС № 21 ООО «Газпром трансгаз Самара» по сетям ГРО и специальную надбавку к тарифу на услуги по транспортировке для финансирования программ газификации).

 

Согласно пункту 2.1 договора покупатель подтверждает, что поставка газа осуществляется на сертифицированное газоиспользующее оборудование, принадлежащее ему на законном основании, которое подключено в соответствии с техническими условиями на присоединение к газораспределительной системе и техническими условиями по эффективному использованию газа и соответствует проекту газоснабжения, а также то, что все требования нормативно-технической документации для получения газа им выполнены и соблюдены.

 

По условиям договора (пункт 3.2) количество поставляемого газа определяется по контрольно-измерительным приборам, установленным на узлах учета газа покупателя.

 

Пунктом 3.9 договора предусмотрены случаи, когда количество поданного газа определяется по максимальной проектной мощности неопломбированного газоиспользующего оборудования, исходя из 24 часов работы его в сутки с момента предыдущей проверки приборов учета работниками поставщика.

 

Обращаясь в суд с иском, Ин Л.В. ссылался на то обстоятельство, что пункт 3.9 договора поставки газа № *** противоречит Правилам учета газа, утверждённым приказом Министерства энергетики РФ № 961 от 30 декабря 2013 года, поскольку в соответствии с Правилами единственное условие, при котором обсчет количества поданного газа определяется по проектной мощности газораспределяющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ – это отсутствие либо неисправность средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у потребителя. Иные условия, указанные в договоре поставки, по его мнению, являются ничтожными и в силу статьи 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» ущемляющими его права.

 

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал на то, что сторонами договора при его подписании были согласованы все его условия, которые нормам действующего законодательства не противоречат.

 

Кроме того, суд первой инстанции указал, что на отношения сторон в данном случае действие Закона РФ «О защите прав потребителей» не распространяется.

 

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным в судебном заседании обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права и исследованных доказательствах, которым в решении суда дана должная правовая оценка, оснований считать их неправильными судебная коллегия не усматривает.

 

Доводы апелляционной жалобы Ина Л.В. подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании закона.

 

Из оспариваемого пункта договора поставки газа следует, что все изложенные в нём условия согласуются с нормами действующего законодательства, а также иными пунктами данного договора, обеспечивающими безопасность процесса получения газа покупателем.

 

Из материалов дела следует, что при заключении договора истец со всей информацией об оказываемой ему услуге был ознакомлен и с предложенными условиями договора поставки газа согласился.

 

Как указывалось выше, из договора поставки газа следует, что он заключен между ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск» и Ином Л.В., как собственником жилого дома № *** по ул. *** флота в г. Д*** У*** области площадью 4886 кв.м.

 

Ранее ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск» обращалось в суд с иском к Ину Л.В. о взыскании с него задолженности за потребленный газ по указанному выше дому. В рамках рассмотрения данного иска Ин Л.В. обратился со встречным иском о взыскании денежных средств, оспаривая сумму начисленной задолженности.

 

Решением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 29 сентября 2015 года исковые требования ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск» были удовлетворены, в удовлетворении встречного иска – отказано.

 

Из данного решения суда, вступившего в законную силу, следует, что право собственности на здание № *** по ул. *** в г. Д*** как на жилой дом за кем-либо не зарегистрировано. Более того, ранее решением суда на Ина Л.В. и ООО «Партнер» была возложена обязанность снести самовольно возведённые второй и третий этажи и привести в соответствие с проектной документацией первый этаж данного здания, в удовлетворении иска Инна Л.В. о признании права собственности на самовольно возведённое на земельном участке № *** по ул. *** в г. Д*** строение отказано.

 

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Ин Л.В. по указанному выше договору поставки газа не является потребителем, использующим поставленный газ для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в связи с чем Закон РФ «О защите прав потребителей» на отношения по договору поставки газа, заключенному между сторонами, не распространяется.

 

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

 

Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 21 июля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ина Л*** В*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: