Судебный акт
Взыскание компенсации морального вреда
Документ от 13.09.2016, опубликован на сайте 10.10.2016 под номером 62128, 2-я гражданская, о компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Санатуллова Ю.Р.                                                                     Дело № 33-4105/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                        13 сентября 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Коротковой Ю.Ю.,

судей Аладина П.К., Парфеновой И.А.,

при секретаре Насыбулловой Э.Ф.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области, Министерства финансов Российской Федерация на решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 09 июня 2016 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Темирова Т*** А*** удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Темирова Т*** А*** компенсацию морального вреда 7000 рублей.

В удовлетворении остальной части иска, в иске к изолятору временного содержания подозреваемых и обвиняемых УМВД России по г. Ульяновску  Темирову Тимуру Аронгуловичу отказать.

 

Заслушав доклад судьи Аладина П.К., объяснения представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области – Халитовой А.А., представителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Ульяновску – Флегонтовой И.Г., просивших удовлетворить апелляционные жалобы по доводам, в них изложенным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Темиров Т.А. обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ, изолятору временного содержания (далее – ИВС) подозреваемых и обвиняемых Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Ульяновску о взыскании компенсации морального вреда.

Требования мотивировал тем, что в период с 9 июня 2008 года по 24 июня 2008 года он содержался в ИВС МО МВД России г. Ульяновска в условиях, унижающих его личное достоинство, подрывающих здоровье, создающих угрозу возникновения хронических заболеваний. В камере практически полностью отсутствовало естественное освещение, при этом искусственное электрическое освещение в утреннее и дневное время суток являлось недостаточным для чтения. Камера не была оборудована системой приточно-вытяжной вентиляции, столами и скамейками по лимиту мест, а также шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов питания. Санитарный узел не соответствовал требованиям приватности, отсутствовали вешалки для одежды, урна для мусора, таз для гигиенических целей и стирки белья, кнопка  вызова дежурного. Указанные условия содержания унизили его человеческое достоинство, причинили ему физические и нравственные страдания.

 

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Ульяновску.

 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил указанное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство финансов Российской Федерации просит решение суда отменить.

Жалоба мотивирована тем, что истцом не было представлено доказательств в подтверждение нарушения условий его содержания в ИВС и причинения ему морального вреда. Справки комиссионного обследования ИВС Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Ульяновску, проведенного 23 ноября 2011 года, доказательством обоснованности требований истца не служат, так как он содержался в ИВС в 2008 году. Министерство финансов Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по делу. Министерство внутренних дел Российской Федерации, как главный распорядитель средств федерального бюджета, должно возместить истцу убытки, причиненные незаконными действиями должностных лиц органов внутренних дел. Поскольку истец своевременно не обжаловал действия и решения, нарушающие его права и свободы, то есть пропустил как специальный, так и общий срок исковой давности, то суд должен был отказать в удовлетворении иска.

 

В апелляционной жалобе Управление Министерства внутренних дел России по Ульяновской области просит решение суда отменить.

Жалоба мотивирована тем, что истец не представил доказательств причинения ему действиями ИВС МО МВД России г. Ульяновска физических и нравственных страданий. В связи с этим права Темирова Т.А. при содержании в ИВС нарушены не были. Каких-либо вредных последствий из-за нахождения в ИВС у Темирова Т.А не возникло.

 

Истец Темиров Т.А. отбывает наказание в местах лишения свободы, о времени и месте рассмотрения дела извещен, надлежащим образом, ему разъяснено право о ведении дела в суде лично или через представителя, ходатайства об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи от него не поступило.

 

Поскольку участие в суде апелляционной инстанции является правом участвующих в деле лиц, с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.

 

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

 

В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

 

Пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса РФ установлено, что в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

 

Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.

 

Указом Президента Российской Федерации от 01 марта 2011 года № 248 утверждено Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации.

 

В соответствии с подпунктом 63 пункта 12 данного Положения Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства внутренних дел России и реализацию возложенных на него задач, является получателем средств федерального бюджета, а также главным администратором (администратором) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

В рассматриваемом случае с учетом приведенных выше норм действующего законодательства Министерство финансов Российской Федерации не несет ответственности за вред, причиненный Темирову Т.А. в результате необеспечения ИВС МО МВД России г. Ульяновска надлежащих условий содержания его в ИВС, поскольку не является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.

 

В связи с этим решение суда о взыскании компенсации морального вреда с ненадлежащего ответчика подлежит отмене.

 

В случае, когда заявлено требование о взыскании вреда в соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса РФ, к участию в деле в качестве ответчика следует привлекать соответствующего Главного распорядителя бюджетных средств.

 

Поскольку, разрешая исковые требования Темирова Т.А., суд не привлек к участию в деле в качестве соответчика Министерство внутренних дел Российской Федерации, в ведении которого находятся бюджетные средства, необходимые для обеспечения надлежащих условий содержания в специальных изоляторах лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений, суд апелляционной инстанции определением от 30 августа 2016 года перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции с привлечением Министерства внутренних дел Российской Федерации к участию в деле в качестве надлежащего ответчика.

 

Возражений от Темирова Т.А. о привлечении в дело в качестве надлежащего ответчика Министерства внутренних дел Российской Федерации не поступило.

 

При рассмотрении дела по правилам производства в суде первой инстанции представитель Министерства внутренних дел России, УМВД Российской Федерации по Ульяновской области – Халитова А.А. и представитель УМВД Российской Федерации по городу Ульяновску – Флегонтова И.Г. исковые требования не признали.

 

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании суда апелляционной инстанции, рассмотрев доводы апелляционных жалоб, изучив материалы дела, апелляционная инстанция приходит к следующему.

 

Приговором Новосибирского областного суда от 07 октября 2009 года Темиров Т.А. осужден к отбытию наказания в виде пожизненного лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.

 

Согласно справке начальника ИВС УМВД России по городу Ульяновску Темиров Т.А. содержался в ИВС при УВД по Ульяновской области в период с 09 по 21 июня 2008 года.

 

Ссылаясь на содержание его в указанный период в здании ИВС, где отсутствовали установленные условия содержания, Темиров Т.А. предъявил в суд настоящий иск.

 

В соответствии со статьей 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в г. Риме 04.11.1950, никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

 

В силу статьи 13 указанной Конвенции каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

 

Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (статья 17). Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (статья 21).

 

Статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

 

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

 

Из указанных правовых норм следует, что гражданско-правовая ответственность, в том числе и по требованиям о компенсации морального вреда, наступает при доказанности причинения вреда, противоправности поведения причинителя вреда, а также причинно-следственной связи между противоправными действиями и наступившими неблагоприятными последствиями.

 

Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом № 103-ФЗ от 15 июля 1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

 

Данным Законом (в редакции, действовавшей на момент содержания истца в изоляторе временного содержания) предусмотрено, что:

- содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые) (статья 4);

- в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (статья 15);

- подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров (статья 23).

 

Согласно п. 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14 октября 2005 года № 189, действовавших на момент содержания истца в изоляторе временного содержания, камеры СИЗО оборудуются: одноярусными или двухъярусными кроватями (камеры для содержания беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, - только одноярусными кроватями); столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником, вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора; напольной чашей (унитазом), умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией.

 

В соответствии с п. 42 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 года № 950 (далее – Правил), подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека.

 

В соответствии с п. 43 Правил подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом, постельными принадлежностями (матрацем, подушкой, одеялом), постельным бельем (двумя простынями, наволочкой), полотенцем, столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи; для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдают: мыло хозяйственное, бумагу для гигиенических целей, настольные игры, издания периодической печати, предметы для уборки камеры, уборочный инвентарь для поддержания чистоты в камере.

 

Как следует из п. 45 Правил, камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.

 

В справке Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области от 25 марта 2011 года указано, что в здании ИВС при УВД по Ульяновской области требуется проведение капитального ремонта с заменой водопроводных и канализационных труб, покраской стен, заменой покрытия пола.

 

Согласно справке начальника ЦГСЭН – Главного государственного санитарного врача по результатам комиссионного обследования ИВС УМВД России по г. Ульяновску по адресу: г. Ульяновск, пер. Воровского, 30, проведенного 23 ноября 2011 года, были выявлены следующие нарушения требований санитарного законодательства и нормативно-методических документов МВД России: в камерах отсутствует общее освещение; в кабинах санитарных узлов отсутствуют двери; система приточно-вытяжной вентиляции не функционирует.

 

30 декабря 2011 года Прокуратурой Ульяновской области в адрес заместителя начальника УМВД России по Ульяновской области вынесено представление об устранении нарушений закона, согласно которому прокуратурой Железнодорожного района г. Ульяновска и прокуратурой Ульяновской области совместно с представителем Уполномоченного по правам человека в Ульяновской области проведены проверки условий содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в изоляторе временного содержания УМВД России по г.Ульяновску, в ходе которых установлены многочисленные факты явного несоответствия помещений изолятора противопожарным, санитарно-эпидемиологическим требованиям, а также требованиям в сфере материально-бытового обеспечения указанных лиц.

 

Так, в камерах практически полностью отсутствует естественное освещение, при этом искусственное электрическое освещение даже в утреннее и дневное время суток является недостаточным для чтения. Камеры не оборудованы системой приточно-вытяжной вентиляции.

 

Кроме того, установлены факты несоответствия камер изолятора требованиям ст. 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», в частности, камеры не оборудованы столами и скамейками по лимиту мест в камере, а также шкафами для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, санитарные узлы не соответствуют требованиям приватности, отсутствуют в необходимом количестве вешалки для одежды, камеры не оборудованы кнопкой вызова дежурного, не имеется урн для мусора, не обнаружены тазы для гигиенических целей и стирки одежды. Камеры, в которых содержатся подозреваемые (обвиняемые) в совершении преступлений, не соответствуют требованиям санитарного законодательства. Также в ИВС выявлены нарушения требований пожарной безопасности. Согласно справке специалиста Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области в здании ИВС требуется проведение капитального ремонта с заменой водопроводных и канализационных труб, покраской стен, заменой покрытия пола, в том числе, в камерах, предназначенных для временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

 

В ходе проведения 23 апреля 2013 года ФКУЗ «МСЧ МВД России по Ульяновской области» мероприятий по надзору установлено, что предписания ЦГСЭН, данные в ходе предыдущих проверок, выполнены не полностью.

 

В частности, в ИВС система общего освещения не оборудована антивандальными светильниками, устанавливающимися на потолке, система приточно-вытяжной вентиляции не функционирует.

 

Доказательств того, что выявленные в 2011 году нарушения не имели место в момент нахождения в ИВС истца в период с 09 по 21 июня 2008 года, ответчиками, третьими лицами не представлено.

 

Таким образом, нарушения, выявленные в 2011 году, носят длительный характер, и, следовательно, имели место в оспариваемый период времени.

 

Факт содержания истца в ИВС в условиях, не соответствующих установленным нормам, влечет нарушение прав истца, гарантированных законом, и сам по себе является достаточным для того, чтобы причинить страдания и переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, что является основанием для признания требований истца о взыскании компенсации морального вреда правомерными.

 

Доводы апелляционных жалоб (Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области и Министерства финансов Российской Федерация) о том, что доказательств того, что ненадлежащие условия содержания не повлекли причинение истцу нравственных страданий, не влекут отмену судебного решения.

 

Достоинство личности, соблюдение которого гарантируется любому гражданину в соответствии со ст. 21 Конституции РФ, относится к числу нематериальных благ.

 

Как указано выше ненадлежащее содержание Темирова Т.А. в ИВС свидетельствует об умалении достоинства личности и, как следствие, не может не причинять ему нравственные и физические страдания, влекущие компенсацию морального вреда.

 

Глава 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, на которую в данном случае ссылается Министерство финансов Российской Федерации в своей апелляционной жалобе, в данном случае неприменима (утратила силу с 15 сентября 2015 года в связи с принятием Федерального закона от 08 марта 2015 года № 23-ФЗ).

 

Таким образом, срок исковой давности для обращения в суд с иском в силу ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации истцом не пропущен.

 

Иные доводы апелляционных жалоб не могут быть приняты во внимание, так как их авторами неправильно толкуются нормы материального права.

 

Определяя размер компенсации морального вреда, судебная коллегия принимает во внимание положения пунктов 2, 3 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которых размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда; при определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

 

Оценив характер и степень причиненных истцу нравственных страданий, фактических обстоятельств дела, период времени, в течение которого он находился в ненадлежащих условиях содержания, судебная коллегия приходит к выводу о взыскании в пользу Темирова Т.А. компенсации морального вреда в размере 7000 рублей.

 

Данный размер компенсации, по мнению судебной коллегии, соответствует принципу разумности и справедливости и степени причиненных истцу физических и нравственных страданий.

 

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований Темирова Т.А. в остальной части, а также требований, предъявленных к Министерству финансов Российской Федерации, изолятору временного содержания подозреваемых и обвиняемых Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Ульяновску,  не имеется.

 

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение  Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 09 июня 2016 года отменить, принять по делу новое решение.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации в пользу Темирова Т*** А*** за счет средств казны Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере 7000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований Темирова Т*** А***, в том числе исковых требований о взыскании компенсации морального вреда, предъявленных к Министерству финансов Российской Федерации, изолятору временного содержания подозреваемых и обвиняемых Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Ульяновску,  отказать. 

 

Председательствующий

 

Судьи: