Судебный акт
Бездействие администрации по дорогам
Документ от 20.09.2016, опубликован на сайте 11.10.2016 под номером 61914, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Грачева Т.Л.                                                                            Дело № 33а-4745/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                        20 сентября 2016 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Королёвой А.В.,

судей Зуевой Н.В. и Васильевой Е.В.,

при секретаре Шумеевой Е.Ю.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации г. Ульяновска на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 30 июня 2016 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Заволжского района г. Ульяновска удовлетворить.

Признать бездействие муниципального образования «город Ульяновск», выраженное в неисполнении возложенных на него обязательств по содержанию проезжей части по улице Фестивальная, улице Квартальная 2, улице Квартальная 3, улице Мирная, улице Зеленая, улице Центральная, переулок Удачный незаконным.

Обязать муниципальное образование «город Ульяновск» произвести ремонт проезжей части на улице Фестивальная, улице Квартальная 2, улице Квартальная 3, улице Мирная, улице Зеленая, улице Центральная, переулок Удачный в Заволжском районе г.Ульяновска.

 

Заслушав доклад судьи Зуевой Н.В., возражения прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Заволжского  района г. Ульяновска обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «город Ульяновск» с возложением на администрацию муниципального образования «город Ульяновск» обязанности произвести ремонт проезжей части улиц Фестивальная, Квартальная 2, Квартальная 3, Мирная, Зеленая, Центральная, переулок Удачный в пос. Ленинский Заволжского района г. Ульяновска.

Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки в деятельности органов местного самоуправления выявлены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, а именно, нарушены требования ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», устанавливающего перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Указанные требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Так, в соответствии с требованиями п. 3, п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Согласно п. 3.1.2 указанного ГОСТа предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

Согласно актам проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог и улиц, составленных прокуратурой Заволжского района г. Ульяновска совместно с ОГИБДД УМВД России по г. Ульяновску, выявлены нарушения обязательных требований государственного стандарта: в нарушение п. 3, п. 3.1.1, п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 на проезжей части улиц Фестивальная, Квартальная 2, Квартальная 3, Мирная, Зеленая, Центральная, переулок Удачный в пос. Ленинский Заволжского района г. Ульяновска имеются выбоины (ямы, колейность), затрудняющие движение транспортных средств.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа; формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 15.11.1995 № 195-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

В силу указанных норм муниципальное образование «город Ульяновск» наделено полномочиями по осуществлению дорожной деятельности, в том числе обеспечению безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе представитель администрации г. Ульяновска Гаранина Ю.В. просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Считает данное решение незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

Указывает, что оценка технического состояния автомобильных дорог производится отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска - Управлением дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска в порядке, установленном Министерством транспорта РФ. По результатам оценки технического состояния автомобильных дорог, в соответствии с проектами организации дорожного движения, с учетом анализа аварийности автомобильных дорог, а также объемов выделенного финансирования, Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска формирует план по ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Отмечает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Указывает, что согласно п. 18 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» выделяются следующие категории автомобильных дорог: первой, второй, третьей, четвертой, пятой категории. На основании Постановления Правительства РФ от 28.09.2009 № 767 классификации автомобильных дорог в Российской Федерации" отнесение эксплуатируемых автомобильных дорог к категориям автомобильных дорог осуществляется в соответствии с основными показателями транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог. Согласно Перечню автомобильных дорог г. Ульяновска установлено, что дороги по ул. Зеленая, ул. Центральная, ул. Мирная, пер. Удачный, ул. Фестивальная, ул. Квартальная в поселке Ленинском Заволжского района являются дорогами низшей категории (4). Для данной категории дорог согласно Приложению к Правилам классификации автомобильных дорог в РФ, характерно следующее: ширина полосы движения на них составляет 3-3,2 ширина обочины 1,5 - 2 м; в одном уровне пересечение с автомобильными и железными дорогами. К указанной категории относят дороги без специализированного покрытия; они являются грунтовыми, а не асфальтобетонными. На данных дорогах не обязательна укладка асфальта.

 

В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Заволжского района г. Ульяновска просит решение Ленинского районного суда г. Ульяновска оставить без изменения.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

 

В соответствии с ч. 9 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 257-ФЗ) автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения.

Согласно ч. 6 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

 

Согласно п. 5 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 указанного выше Федерального закона, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

 

Согласно п. 5 ст. 3 Устава муниципального образования «город Ульяновск» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

 

Как следует из положений ст. 13 Федерального закона РФ от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в частности, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. В силу ст. 3 указанного Закона, дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

 

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что в перечень автомобильных дорог г. Ульяновска включены автомобильные дороги по улицам Фестивальная, Квартальная 2, Квартальная 3, Мирная, Зеленая, Центральная, переулку Удачному в пос. Ленинский Заволжского района г. Ульяновска, которые являются собственностью муниципального образования «город Ульяновск». При этом улица Фестивальная имеет как асфальтобетонное (0,84км), так и грунтовое покрытие (0,36км.), остальные улицы имеют грунтовое покрытие.

 

В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

В силу ст. 5, ч. 4 ст. 6, ч. 1 ст. 21 указанного Федерального закона, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения. При этом, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения; полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований; мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

 

В силу п.п. 3, 3.1.1. ГОСТа Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств. При наличии таковых с размерами, превышающими предельно допустимые нормы, установлен срок ликвидации повреждений, составляющий от 5 до 10 суток.

В соответствии с п. 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93 предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п., не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

 

В соответствии с пп. «г», "з" п. 2 ч. 5, пп. "з" п. 2 ч. 6 главы IV Приказа Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» в состав работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог по дорожным одеждам входят:

- восстановление профиля щебеночных, гравийных и грунтовых улучшенных дорог с добавлением щебеночных или гравийных материалов в количестве до 900 м3 на один километр дороги (пп. "з" п. 2 ч. 5 главы III);

- восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильных дорог с щебеночным, гравийным или грунтовым покрытием без добавления новых материалов; профилировка грунтовых дорог; восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части гравийных и щебеночных покрытий с добавлением щебня, гравия или других материалов с расходом до 300 м3 на 1 километр (пп. "з" п. 2 ч. 6 главы IV);

- ликвидация колей глубиной до 50 мм и других неровностей методами фрезерования, термопрофилирования или холодной регенерации старых конструктивных слоев с добавлением органических и неорганических материалов и укладкой нового слоя покрытия или поверхностной обработки, защитного слоя (пп. «г» п. 2 ч. 5 главы III);

- ликвидация колей глубиной до 50 мм; фрезерование или срезка гребней выпора и неровностей по колеям (полосам наката) с заполнением колей черным щебнем или асфальтобетоном и устройством защитного слоя на всю ширину покрытия (пп. «д» п. 2 ч. 6 главы IV).

 

Согласно актам проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог и улиц от 28 июня 2016 года, составленных прокуратурой Заволжского района г. Ульяновска совместно с ОГИБДД УМВД России по г. Ульяновску, выявлены нарушения обязательных требований государственного стандарта: в нарушение п. 3, п. 3.1.1, п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 на проезжей части указанных улиц имеются выбоины (ямы, колейность), затрудняющие движение транспортных средств.

 

В ходе судебного разбирательства доказательств устранения указанных нарушений ответчиком не представлено. Не представлено доказательств и тому, что указанные дороги соответствует требованиям ГОСТа Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" в части отсутствия на них выбоин (ям, колейности), затрудняющих движение транспортных средств.

 

Непринятие администрацией г. Ульяновска надлежащих мер в указанной сфере является не только нарушением законодательства о безопасности дорожного движения, но и влечет повышение аварийности на дорогах, причинение имущественного ущерба автовладельцам, а также создает реальную угрозу жизни и здоровью жителей города.

 

С учетом изложенного, суд обоснованно пришел к выводу о том, что требования прокурора Заволжского района г. Ульяновска о возложении на администрацию г. Ульяновска обязанности по устранению нарушений действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения подлежат удовлетворению с возложением на ответчика обязанности произвести работы по ремонту проезжей части на улице Фестивальная, улице Квартальная 2, улице Квартальная 3, улице Мирная, улице Зеленая, улице Центральная, переулок Удачный в Заволжском районе г. Ульяновска.

 

При этом вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции при рассмотрении дела исследовался вопрос соответствия дорожного полотна п. 3, п. 3.1.1 ГОСТа Р 50597-93 (только в части наличия просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств) и возможность устранения только этих недостатков дорог и не разрешался вопрос необходимости и обязанности администрации г. Ульяновска обеспечить на указанных дорогах асфальтобетонное покрытие.

 

Доводы жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, правовых оснований, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, жалоба не содержит.

 

Довод апелляционной жалобы о том, что администрация г. Ульяновска не является надлежащим ответчиком, является необоснованным, поскольку в силу ст.  210 ГК РФ бремя содержания имущества, принадлежащего лицу на праве собственности, возлагается на собственника.

 

При таких обстоятельствах, оснований к отмене правильного по существу решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

 

Вместе с тем суд апелляционной инстанции полагает необходимым дополнить абзац 3 резолютивной части решения указанием на то, что на муниципальное образование «город Ульяновск» возложена обязанность произвести ремонт проезжей части на улице Фестивальная, улице Квартальная 2, улице Квартальная 3, улице Мирная, улице Зеленая, улице Центральная, переулок Удачный в Заволжском районе г.Ульяновска согласно актам проверки эксплуатационного состояния дорог и улиц от 28.06.2016.

 

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 30 июня 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации г. Ульяновска – без удовлетворения.

Дополнить абзац 3 резолютивной части решения фразой следующего содержания «согласно актам проверки эксплуатационного состояния дорог и улиц от 28.06.2016».

 

Председательствующий         

 

Судьи