Судебный акт
Об обеспечении лекарственным препаратом
Документ от 27.09.2016, опубликован на сайте 30.09.2016 под номером 61892, 2-я гражданская, об обязании обеспечить ребенка-инвалида лекарственным препаратом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Чапайкина Е.П.                                                                     Дело № 33-4629/2016                                                            

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             27 сентября 2016 года                                                                                 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей  Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Штукатурове С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 04 июля 2016 года, по которому постановлено:

 

Уточненные исковые требования прокурора г.Димитровграда Ульяновской области  в интересах У*** Е*** С*** удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить ребенка-инвалида У*** Е*** С*** медицинским препаратом Т*** в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор г.Димитровграда Ульяновской области, действуя в интересах несовершеннолетней У*** Е.С., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области (в настоящее время на основании Постановления Губернатора Ульяновской области от 26 февраля 2016 года № 18 – Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области), федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» (далее - ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России) о признании бездействия незаконным, понуждении обеспечить ребенка-инвалида лекарственным препаратом. В обоснование иска указал,  что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что Уварова С.В. является матерью У*** Е.С., *** года рождения, которая является р***, в связи с чем имеет право на бесплатное получение всех лекарственных средств по рецептам врача. 21 января, 23 марта, 04 мая 2016 года  лечащим врачом ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России У*** Е.С. были  выписаны рецепты на получение лекарственного препарата Т***. Однако, при обращении законного представителя У*** Е.С. в аптечные пункты АО «УльяновскФармация», осуществляющие льготный отпуск лекарственных препаратов на территории г.Димитровграда, в выдаче указанного медицинского препарата по рецепту отказано по причине его отсутствия в наличии. С учетом уточнения исковых требований просил обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Уварову Е.С. медицинским препаратом Т*** в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. При этом указывает, что обязанность Министерства по обеспечению У*** Е.С. лекарственным препаратом Т*** исполняется, что подтверждается сведениям Региональной информационной системы. Обеспечение лекарственными средствами должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению.

В возражениях на жалобу Уварова С.В. и прокурор г. Димитровграда Ульяновской области просят оставить жалобу  Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области без удовлетворения, решение суда – без изменения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, У*** Е.С., *** года рождения, является р***, нуждается в постоянном приеме лекарственного препарата Т*** в связи с наличием такого заболевания как «м***». Инвалидность установлена на срок до 15 февраля 2017 года. 

21 января, 23 марта, 04 мая 2016 года У*** Е.С. лечащим врачом ФГБУЗ КБ №172 ФМБА были выписаны рецепты серии *** №*** соответственно для получения лекарственного препарата Т***).

Установлено, что вышеуказанный  лекарственный препарат  по рецептам  от 21 января, 23 марта и 04 мая 2016 года У*** Е.С. не предоставлен, в связи с чем прокурор г. Димитровграда Ульяновской области обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в интересах несовершеннолетней У*** Е.С.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного  закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней.

На основании  п.1.2 действовавшего до 22 июня 2016 года Положения о Министерстве  здравоохранения   Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 18 мая 2015 года №11/204-П «О Министерстве здравоохранения  Ульяновской области»   Министерство   здравоохранения Ульяновской области являлось правопреемником Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области по всем правам и обязательствам в пределах  установленных полномочий.

В силу п.п.3 п.2.1.2 вышеуказанного Положения Министерство  здравоохранения Ульяновской области осуществляло  организацию обеспечения граждан, включенных  в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение  государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной   пунктом 1 части 1 ст.6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими  изделиями, а также специализированными  продуктами лечебного питания для детей инвалидов.

Постановлением Губернатора Ульяновской области от 26 февраля 2016 года № 18 «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области» с 01 июня 2016 года упразднены Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области, Министерство здравоохранения Ульяновской области, образовано с указанной даты Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области с передачей ему функций и полномочий Правительства Ульяновской области в сфере реализации семейной и демографической политики и упраздненных Министерства здравоохранения Ульяновской области и Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области в сфере социального развития и социальной защиты населения.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года № 14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Заболевание «м***» (у детей), которым страдает несовершеннолетняя У*** Е.С., включено в Перечень заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года №890.

В соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2015 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2014 года №2782-р (утратил силу с 01 марта 2016 года), а также Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2016 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 года № 2724-р, лекарственный препарат  Т*** внесен в указанный перечень, и  У*** Е.С. на основании ст. ст. 6.1, 6.2, 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которых входят социальные услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.

Учитывая, что Федеральным законом «О государственной социальной помощи» отдельным категориям граждан не предусмотрено положение о предоставлении социальной услуги только при ее наличии, отказ в предоставлении указанной социальной услуги является незаконным.

Ссылка ответчика на то, что несовершеннолетняя Уварова Е.С. обеспечена указанным препаратом по рецепту от 06 июня 2016 года,  не ставит под сомнение правильность принятого судом решения, поскольку не опровергает факт необеспечения истца лекарственным препаратом до указанной даты по рецептам врача от января, марта и мая 2016 года.  

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда также служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах. 

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 04 июля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

Указать в решении суда наименование ответчика – Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи