Судебный акт
Решение
Документ от 11.05.2016, опубликован на сайте 23.09.2016 под номером 61812, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

Дело № 3а-18/2016

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

11 мая 2016 года                                                                  город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Нефёдова О.Н.,

при секретаре Годуновой Е.А.,

с участием прокурора Колгановой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Ульяновская сетевая компания» о признании недействующим в части приказа Министерства экономического развития Ульяновской области от 24 декабря 2015 г. № 06-794 «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2016 год»,

 

У С Т А Н О В И Л :

 

24 декабря 2015 г. приказом Министерства экономического развития Ульяновской области № 06-794 установлены на период с 1 января 2016 г. по
31 декабря 2016 г. единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Ульяновской области, поставляемой прочим потребителям, единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Ульяновской области, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, и цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций, обслуживающих преимущественно одного потребителя.

В приложении № 1 к приказу указано, что при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации учтена необходимая валовая выручка сетевых организаций без учета оплаты потерь.

АО «Ульяновская сетевая компания» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Министерства экономического развития Ульяновской области от 24 декабря 2015 г. № 06-794
«Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2016 год» в части установления необходимой валовой выручки АО «Ульяновская сетевая компания» в размере 468 897,18 тыс. руб., указав, что приказ в оспариваемой части не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, – статьям 6, 20, 21, 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пунктам 15-20, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от
29 декабря 2011 г. № 1178.

При установлении необходимой валовой выручки уровень условных единиц, учтенный в расчетах величины подконтрольных расходов, принят с необоснованным снижением относительно предложенной величины на 3935,65 условных единиц, связи с этим также приняты со снижением расходы по статье «Отчисления на социальные нужды». Расходы по статье «Аренда всего» приняты со снижением относительно предложенной величины и уровня, утвержденного на 2015 год. В составе необходимой валовой выручки не учтены расходы по статье «Оплата услуг ПАО «ФСК ЕЭС». Снижение по вышеназванным статьям, а также снижение объема условных единиц, принятого при расчете подконтрольных расходов, обусловлено исключением из состава обслуживаемого АО «Ульяновская сетевая компания» имущества электросетевого хозяйства по договору от 29 декабря 2010 г., заключенному с Комитетом по управлению имуществом города Димитровграда, по договору от 8 июня 2011 г., заключенному с ОАО «Семеноводческое хозяйство «Тимирязевское», и по договору от 1 сентября 2007 г., заключенному с МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Ульяновский район», срок действия которых истекал 31 декабря 2015 г. Однако перечисленные договоры являются действующими, АО «Ульяновская сетевая компания» продолжает исполнять обязательства по ним, несет бремя содержания и эксплуатации имущества. Решениями УФАС по Ульяновской области действия соответствующих органов местного самоуправления по подготовке и проведению торгов признаны не соответствующими законодательству, выданы предписания аннулировать конкурсы на право заключения договоров аренды указанного имущества. Между АО «Ульяновская сетевая компания» и ОАО «ФСК ЕЭС» имеется действующий договор на оказание услуг по передаче электрической энергии, заключенный 21 декабря 2012 г.

Несмотря на наличие соответствующей инвестиционной программы, в состав необходимой валовой выручки не включены расходы АО «Ульяновская сетевая компания» на финансирование капитальных вложений из прибыли.

На основании обращения Комитета по управлению имуществом города Димитровграда в прокуратуру города Димитровграда по вопросу неисполнения обязательств по выполнению ремонта электрохозяйства необходимая валовая выручка на 2016 год секвестрирована на сумму 15 857,04 тыс. руб. по статье «Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка». Однако АО «Ульяновская сетевая компания» все обязательства по договору выполнены должным образом. Наличие упомянутого обращения не является законным основанием для исключения указанных расходов из состава необходимой валовой выручки.

Представитель административного истца Лукьянчук Т.Я. в судебном заседании заявление поддержала и дала аналогичные изложенным в нем пояснения. Дополнительно указала, что АО «Ульяновская сетевая компания» несет затраты на оплату услуг ОАО «ФСК ЕЭС» по факту использования оборудования, подключенного к сетям указанной организации, находящегося не только в
г. Димитровграде, но и в г. Барыше Ульяновской области.

Представитель Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области (Минконкуренции Ульяновской области) Катрачева С.И. просила в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на то, что оспариваемый приказ издан административным ответчиком в соответствии с его компетенцией, порядок принятия и порядок опубликования оспариваемого нормативного правового акта соблюдены, Федеральному закону
«Об электроэнергетике» и Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике
он не противоречит.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Колгановой Е.А., полагавшей заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ
«Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике).

Согласно статье 23 указанного Федерального закона государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. № 1178
«О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила государственного регулирования).

Исходя из положений статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и(или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.

Статьей 24 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного Закона.

Как указано в п. 63 Основ ценообразования, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая: единые (котловые) тарифы; тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями; цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций, обслуживающих преимущественно одного потребителя. Указанные цены (тарифы) устанавливаются в отношении сетевых организаций, соответствующих критериям отнесения территориальных сетевых организаций к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя.

В Ульяновской области органом исполнительной власти субъекта федерации в области государственного регулирования тарифов является Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области (наименование до 1 мая 2016 г. – Министерство экономического развития Ульяновской области), положение о котором утверждено постановлением Правительства Ульяновской области от 14 апреля 2014 г. № 8/125-П.

К полномочиям Минконкуренции Ульяновской области в сфере электроэнергетики отнесено установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).

Согласно пунктам 4.3, 4.3.8 утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 14 апреля 2014 г. № 8/125-П Положения, для определения основных направлений деятельности Министерства и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется правление Министерства; решения правления оформляются протоколами и реализуются правовыми актами Министерства.

В пункте 4.2 Положения указано, что Министерство в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты в форме приказов и распоряжений.

Тарифы применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики. Установление тарифов производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел. Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявления) об установлении тарифов. К заявлениям прилагаются обосновывающие документы, в том числе расчет расходов и необходимой валовой выручки от осуществления регулируемой деятельности (в том числе расчет фактических выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, определяемых в соответствии с методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой) с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой. Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов (пункты 8, 12, 17, 22, 35 Правил государственного регулирования).

Вопросы об установлении цен (тарифов, надбавок, платы, ставок) в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, деятельности организаций коммунального комплекса подлежат обязательному рассмотрению на заседании правления Минконкуренции Ульяновской области согласно пункту 1.2 Порядка деятельности Правления, утвержденного приказом Министерства экономики Ульяновской области от 13 марта 2012 г. № 06-58.

Как следует из пунктов 4.1, 4.3 указанного Порядка, заседание правления считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов. Решение принимается большинством голосов членов правления, присутствующих на заседании. Голос председателя правления при равенстве голосов членов правления является решающим.

Из приведенных положений нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации следует, что установленный в Ульяновской области порядок принятия решений об установлении цен (тарифов, надбавок, платы, ставок) в сфере электроэнергетики соответствует как Правилам государственного регулирования, так и Регламенту установления цен (тарифов) и(или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и(или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденному приказом ФСТ России от 28 марта 2013 г. № 313-э.

Таким образом, Минконкуренции Ульяновской области (до изменения наименования – Министерство экономического развития Ульяновской области) является уполномоченным органом исполнительной власти Ульяновской области, осуществляющим государственное регулирование в сфере установления тарифов в сфере электроэнергетики, как на момент издания оспариваемого приказа, так и на момент рассмотрения настоящего дела судом.

24 декабря 2015 г. на заседании правления Минконкуренции Ульяновской области были рассмотрены вопросы об утверждении и корректировке необходимой валовой выручки сетевых организаций на 2016 год, в том числе вопрос о корректировке необходимой валовой выручки на 2016 год для АО «Ульяновская сетевая компания» (пункт 23 повестки), а также утверждение цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по сетям на 2016 год (пункт 43 повестки).

По пункту 23 повестки большинством голосов членов правления принято решение для АО «Ульяновская сетевая компания» на 2016 год включить сумму необходимой валовой выручки 594 070,29 тыс. руб. в расчет единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Ульяновской области. Данная величина складывается из НВВ всего (без ТСО и покупки потерь) – 468 897,18 руб. и затрат на электроэнергию, приобретаемую в целях компенсации потерь, – 125 173,11 руб. Решением правления также был утвержден проект приказа Министерства экономического развития Ульяновской области «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2016 год».

На основании решений правления и принятых НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь приказом Министерства экономического развития Ульяновской области от 24 декабря 2015 г. № 06-794 установлены на период с
1 января 2016 г. по 31 декабря 2016 г. единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Ульяновской области, поставляемой прочим потребителям (приложение № 1) с указанием НВВ сетевых организаций, включая
АО «Ульяновская сетевая компания».

Указанный приказ опубликован 30 декабря 2015 г. в газете «Ульяновская правда» № 192.

В силу статьи 5 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 г. №136-ЗО «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая публикация их полного текста в газетах «Народная газета», «Ульяновская правда» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Таким образом, процедура принятия и опубликования оспариваемого приказа Министерства экономического развития Ульяновской области была соблюдена.

Рассматривая доводы административного истца о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта статьям 6, 20, 21, 23 Закона об электроэнергетике и пунктам 15-20, 38 Основ ценообразования, суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 23 Закона об электроэнергетике при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы:

определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов);

обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии;

учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).

Согласно пункту 2 Основ ценообразования под необходимой валовой выручкой понимается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.

Исходя из пункта 12 Основ ценообразования при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Как следует из материалов дела, АО «Ульяновская сетевая компания» является территориальной сетевой организацией, владеет объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуги по передаче электрической энергии.

Для АО «Ульяновская сетевая компания» первый долгосрочный период регулирования деятельности начался с 1 января 2012 г., последним годом этого периода являлся 2015 год. На основании заявления АО «Ульяновская сетевая компания», в соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования было принято решение о продлении срока действия долгосрочного периода регулирования
до 5 лет – 2012-2016 гг.

Методом формирования необходимой валовой выручки АО «Ульяновская сетевая компания», принимаемой к расчёту при установлении тарифов, был определён метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

В соответствии с пунктом 12 Правил государственного регулирования организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в регулирующие органы предложения (заявление об установлении тарифов с прилагаемыми обосновывающими материалами) об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.

АО «Ульяновская сетевая компания» предоставило пакет документов для утверждения тарифов на 2016 год 30 апреля 2015 г.

При проведении экспертизы предложений АО «Ульяновская сетевая компания» экспертами Департамента по регулированию цен и тарифов Министерства экономического развития Ульяновской области было подготовлено заключение по экономически обоснованной необходимой валовой выручке на
2016 год: НВВ всего (без ТСО и покупки потерь) – 468 897,18 тыс. руб., затраты на электроэнергию, приобретаемую в целях компенсации потерь, – 125 173,11 тыс. руб.

Из протокола заседания правления Министерства экономического развития Ульяновской области от 24 декабря 2015 г. следует, что при расчете в составе необходимой валовой выручки подконтрольных расходов снижено количество условных единиц оборудования относительно предложенной величины, в связи с чем приняты со снижением расходы по отчислениям на социальные нужды; неподконтрольных расходов – исключены расходы по оплате услуг субъекта ОРЭМ ОАО «ФСК ЕЭС», снижены затраты по статье «Аренда», исключены средства на осуществление мероприятий инвестиционной программы из прибыли, в связи с фактическим неисполнением исключены затраты по ремонтной программе в 2015 году имущества в г. Димитровграде.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования:

базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами;

индекс эффективности подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой;

коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов, определяемый в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой;

величина технологического расхода (потерь) электрической энергии (начиная с 2014 года для первого и (или) последующих долгосрочных периодов регулирования – уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям);

уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг), устанавливаемый в соответствии с пунктом 8 данного документа и применяемый при регулировании тарифов с даты вступления в силу методических указаний по расчету уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг).

Долгосрочные параметры регулирования АО «Ульяновская сетевая компания» были определены приказом Министерства экономического развития Ульяновской области от 25 декабря 2014 г. № 06-959.

Согласно пункту 38 Основ ценообразования перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов:

индекс потребительских цен, определенный в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации;

размер активов, определяемый регулирующими органами. При установлении индекса изменения количества активов количество активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности на соответствующий расчетный год долгосрочного периода регулирования, определяется регулирующими органами на основании данных за последний отчетный период текущего года о фактически введенных в эксплуатацию в соответствии с долгосрочной инвестиционной программой объектах электросетевого хозяйства с учетом степени их фактической загрузки, определяемой в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Министерством энергетики Российской Федерации;

величина неподконтрольных расходов, рассчитанная в соответствии с перечнем расходов, утвержденным в методических указаниях по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и содержащим в том числе расходы, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в плату за технологическое присоединение, а также величина расходов на оплату технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства к сетям смежной сетевой организации в размере, определенном исходя из утвержденной для такой смежной сетевой организации платы за технологическое присоединение;

величина мощности, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии потребителям услуг в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг;

величина полезного отпуска электрической энергии потребителям услуг территориальной сетевой организации;

цена (тариф) покупки потерь электрической энергии, учитываемая при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются регулируемыми организациями.

На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.

Снижая при утверждении необходимой валовой выручки на 2016 год количество активов АО «Ульяновская сетевая компания», административный ответчик обоснованно исходил из того, что с 1 января 2016 г. у административного истца прекращается право аренды имущества, предназначенного для передачи и распределения электрической энергии в г. Димитровграде и в Ульяновском районе Ульяновской области.

Согласно заключенному 29 декабря 2010 г. между Комитетом по управлению имуществом города Димитровграда и административным истцом договору аренды имущества, предназначенного для осуществления производства, передачи и распределения электрической энергии, срок его действия истекал
31 декабря 2015 г.

6 октября 2015 г. на Интернет-сайте torgi.gov.ru было размещено извещение о проведении Комитетом по управлению имуществом города Димитровграда на основании постановления администрации г. Димитровграда открытого конкурса на право заключения договора аренды имущества, предназначенного для производства, передачи и распределения электрической энергии в
г. Димитровграде.

Согласно протоколу рассмотрения заявок от 19 ноября 2015 г., к участию в конкурсе допущены ЗАО «Самарская сетевая компания», АО «Ульяновская сетевая компания», ООО «С-групп» и ООО «Энергомодуль». Победителем конкурса признано ООО «Энергомодуль».

4 декабря 2015 г. ООО «Энергомодуль» и Комитет по управлению имуществом города Димитровграда подписали договор аренды соответствующего имущества. 17 декабря 2015 г. данный договор был зарегистрирован Управлением Росреестра по Ульяновской области.

Договор от 1 сентября 2007 г. № 550/24 аренды объектов электроэнергетики между АО «Ульяновская сетевая компания» и МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Ульяновский район» Ульяновской области был заключен на срок 11 месяцев и ежегодно продлевался на аналогичный срок. Последний раз продление срока действия договора на
11 месяцев имело место на основании дополнительного соглашения от 7 октября 2014 г., вступившего в силу с 7 сентября 2014 г.

По результатам проведения МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Ульяновский район» открытого конкурса на право заключения договора аренды на 5 лет внешних электрических сетей с местоположением: Ульяновский район, на основании протокола № 3 оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе от 17 декабря 2015 г. победителем конкурса признано ООО «Энергетическая промышленная группа». Договор аренды с победителем торгов заключен 21 декабря 2015 г.

Оценку обоснованности заключенных с другими сетевыми организациями договоров аренды имущества сетевого хозяйства, включенного административным истцом в свой расчет, административный ответчик был давать не вправе. Поскольку на дату рассмотрения тарифного дела указанные договоры не были расторгнуты либо признаны недействительными в судебном порядке, Министерство экономического развития Ульяновской области обоснованно расценило указанное имущество выбывшим из владения АО «Ульяновская сетевая компания» при установлении индекса изменения количества активов и уменьшения неподконтрольных расходов в части аренды.

Принятие УФАС по Ульяновской области 7 декабря 2015 г. решения о признании действий Комитета по управлению имуществом г. Димитровграда не соответствующими требованиям антимонопольного законодательства и возбуждение производства по поступившим 22, 23 и 24 декабря 2015 г. жалобам на действия МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Ульяновский район» оснований учета спорного имущества в составе необходимой валовой выручки административного истца не давало, поскольку у него документы, подтверждающие право на эксплуатацию указанных объектов производства, передачи и распределения электрической энергии в 2016 году, отсутствовали.

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 апреля 2016 г. (дело № А72-19277/2015), которым были признаны недействительными торги в форме открытого конкурса на право заключения договора аренды имущества, предназначенного для передачи и распределения электрической энергии в городе Димитровграде Ульяновской области (извещение №061015/0982069/01), и договор аренды от 4 декабря 2015 г., заключенный между Комитетом по управлению имуществом г. Димитровграда и ООО «Энергомодуль», не подтверждает прав административного истца на аренду упомянутого имущества в очередном календарном году долгосрочного периода регулирования.

На момент издания оспариваемого приказа регулирующий орган не располагал сведениями о том, что указанные выше договоры аренды признаны недействительными либо расторгнуты, в связи с чем оснований учитывать в составе затрат АО «Ульяновская сетевая компания» расходы по содержанию соответствующего арендованного имущества не имелось. Кроме того, оценка законности сделок, на основании которых регулируемые организации владеют и (или) пользуются имуществом, не относится к компетенции регулирующего органа.

Согласно пункту 32 Основ ценообразования расходы на инвестиции в расчетном периоде регулирования определяются на основе утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, включающих мероприятия по повышению энергоэффективности в рамках реализации законодательства Российской Федерации об энергосбережении. Объем финансовых потребностей, необходимых для реализации отдельных мероприятий инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в том числе организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций, не должен превышать объем финансовых потребностей, определенный в соответствии с утвержденными Министерством энергетики Российской Федерации укрупненными нормативами цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики.

Расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли организации, тарифы на услуги по передаче электрической энергии для которой устанавливаются с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, не могут превышать 12 процентов необходимой валовой выручки и определяются в соответствии с утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (пункт 32 Основ ценообразования).

Поскольку распоряжением Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 11 августа 2015 г. № 430-од была скорректирована инвестиционная программа АО «Ульяновская сетевая компания» на период 2015-2019 гг., предусматривающая источниками финансирования как прибыль на капитальные вложения, так и амортизацию основанных средств, у Министерства экономического развития Ульяновской области, с учетом прогноза Минэкономразвития РФ, имелись основания для исключения из расчетов прибыли на капитальные вложения.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. № 98-э утверждены Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее – Методические указания
№ 98-э).

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э неподконтрольные расходы включают в себя:

- расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли
(в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования);

- оплату налогов на прибыль, имущество и иных налогов (в соответствии с пунктами 20 и 28 Основ ценообразования);

- амортизацию основных средств (в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования);

- расходы на возврат и обслуживание долгосрочных заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования;

- расходы, связанные с компенсацией выпадающих доходов, предусмотренных пунктом 87 Основ ценообразования;

- расходы на оплату продукции (услуг) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, рассчитанные исходя из размера тарифов, установленных в отношении товаров и услуг указанных организаций;

- прочие расходы, учитываемые при установлении тарифов на i-й год долгосрочного периода регулирования.

Исключая из расчета неподконтрольных расходов оплату услуг ОАО «ФСК ЕЭС», эксперты Департамента по регулированию цен и тарифов и правление Министерства экономического развития Ульяновской области исходили из того, что с 1 января 2016 г. у АО «Ульяновская сетевая компания» отсутствует оборудование, подключенное к соответствующим сетям.

Однако, как следует из заключенного 21 декабря 2012 г. между ОАО «ФСК ЕЭС» (исполнитель) и АО «Ульяновская сетевая компания» (заказчик) договора
№ 664/П оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, с учетом протокола урегулирования разногласий, точками присоединения сетей заказчика к сетям исполнителя являлась в том числе подстанция 220/110/10 кВ «Барыш», расположенная: Ульяновская область, Барышский район, окраина г. Барыш, в районе ул. Механизаторов, д. 70А.

Наличие у административного истца объектов электроэнергетики в
г. Барыше подтверждается договором аренды с ООО «С-Групп» от 19 июля 2010 г., оплата в 2016 году предоставленных ОАО «ФСК ЕЭС» услуг по договору
21 декабря 2012 г. – актами за январь, февраль и март 2016 года.

Как следует из экспертного заключения, протокола заседания правления и пояснений представителя административного ответчика, сохранение у
АО «Ульяновская сетевая компания» точки подключения к единой национальной (общероссийской) электрической сети при определении НВВ не учитывалось.

Таким образом, регулирующий орган не вправе был определять неподконтрольные расходы по статье «Оплата услуг ОАО «ФСК ЕЭС» в нулевом размере, поскольку наряду с выбывшими из владения подключенными к сетям ОАО «ФСК ЕЭС» объектами передачи и распределения электроэнергии в
г. Димитровграде, у АО «Ульяновская сетевая компания» сохранились соответствующие объекты в г. Барыше.

Доводы административного ответчика о том, что административным истцом в пакете документов для утверждения тарифов на 2016 год не был предоставлен договор с ОАО «ФСК ЕЭС», и регулирующий орган не мог установить наличие спорной точки подключения к общероссийской электрической сети в г. Барыше, подлежат отклонению.

В соответствии с пунктом 19 Правил государственного регулирования в случае, если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а регулируемые организации представляют их в течение 7 дней со дня поступления запроса.

Согласно пункту 24 указанных Правил в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных этими Правилами, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов).

В 2012, 2013 и 2014 гг. регулирующим органом на очередной год долгосрочного периода регулирования утверждались неподконтрольные расходы по оплате услуг ОАО «ФСК ЕЭС», что свидетельствует о наличии в его распоряжении необходимых обосновывающих документов.

Пунктом 38 Основ ценообразования предусмотрено, что в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 данного документа. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.

Ссылки Минконкуренции Ульяновской области на письмо Комитета по управлению имуществом г. Димитровграда прокурору г. Димитровграда о неисполнении АО «Ульяновская сетевая компания» ремонтной программы
2015 года в отношении имущества, принятого в аренду по договору от 29 декабря 2010 г., не свидетельствуют о наличии у регулирующего органа достаточных оснований по статье «Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка» установить уменьшение на 15 857,04 тыс. руб.

Согласно пункту 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

Однако этой же нормой предусмотрено, что к экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала и метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки).

Как указывалось выше, в отношении АО «Ульяновская сетевая компания» применяется метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, что исключает отнесение фактически не понесенных в действующем периоде регулирования расходов к категории экономически необоснованных.

В силу изложенного, суд приходит к выводу о несоблюдении при определении итоговой величины необходимой валовой выручки АО «Ульяновская сетевая компания» принципов государственного регулирования, установленных статьей 23 Закона об электроэнергетике.

С учетом совокупности выявленных противоречий приказа Министерства экономического развития Ульяновской области от 24 декабря 2015 г. № 06-794
«Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2016 год» в части установленной приложением № 1 необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации, для АО «Ульяновская сетевая компания», положениям Закона об электроэнергетике, Основам ценообразования и Методическим указаниям № 98-э, суд считает поданное административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 215 КАС РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку оспариваемый приказ до вынесения решения применялся, порождая правовые последствия, суд полагает необходимым признать его недействующим со дня вступления решения в законную силу.

Указанное согласуется с правовой позицией, содержащейся в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1998 г. № 19-П, от 11 апреля 2000 г. № 6-П, от 27 января 2004 г. № 1-П, согласно которой решение суда общей юрисдикции о признании закона субъекта Российской Федерации противоречащим федеральному закону не является подтверждением недействительности закона, его отмены самим судом, тем более лишения его юридической силы с момента издания, а означает лишь признание его недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в силу не подлежащим применению. При таких обстоятельствах оснований для признания приказа в оспариваемой части недействующим со дня его принятия не имеется.

В силу статьи 111 КАС РФ с Минконкуренции Ульяновской области в пользу АО «Ульяновская сетевая компания» следует взыскать в счет возмещения расходов по уплате при подаче заявления в суд государственной пошлины 4500 рублей.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л :

 

Административное исковое заявление акционерного общества «Ульяновская сетевая компания» удовлетворить.

Признать приказ Министерства экономического развития Ульяновской области от 24 декабря 2015 г. № 06-794 «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2016 год» в части установленной приложением № 1 необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации, для АО «Ульяновская сетевая компания» в размере 468897,18 тысяч рублей недействующим со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области в пользу акционерного общества «Ульяновская сетевая компания» в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины 4500 рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                              Нефёдов О.Н.