Судебный акт
Об обеспечении специализированным жилым помещением
Документ от 20.09.2016, опубликован на сайте 26.09.2016 под номером 61768, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кочергаева О.П.                                                                     Дело № 33-4522/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                    20 сентября 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре  Штукатурове С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 06 июля 2016 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования  прокурора г.Димитровграда  в  интересах Шурыгиной А.З. к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и  транспорта Ульяновской области удовлетворить.  

Признать    незаконным    бездействие Министерства промышленности, строительства, жилищно - коммунального  комплекса  и  транспорта  Ульяновской  области  по  своевременному обеспечению Шурыгиной А*** З***  жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения. 

Обязать Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса  и транспорта  Ульяновской  области  обеспечить Шурыгину А*** З***  жилым  помещением  по   договору найма специализированного  жилого помещения  в  муниципальном  образовании  «***» Ульяновской области. 

В удовлетворении исковых требований прокурора г.Димитровграда в интересах Шурыгиной А*** З***   к Правительству Ульяновской области, отделу опеки и попечительства управления образования администрации г.Димитровграда  отказать. 

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор г.Димитровграда Ульяновской области, действуя в интересах в Шурыгиной А.З., обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (в настоящее время – Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 04 апреля 2016 года №7/141-П), отделу опеки и попечительства администрации муниципального образования «Город Димитровград», Правительству Ульяновской области о признании бездействия незаконным, понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что Шурыгина А.З., *** года рождения,  относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одинокая мать Шурыгиной А.З. решением суда от *** 2003 года лишена родительских прав, в связи с чем Шурыгина А.З. была помещена и воспитывалась в детском учреждении. Жилое помещение за ней не закреплялось. Собственником какого-либо жилья Шурыгина А.З. не является, имеет  право на получение жилого помещения в г.*** по месту обучения. В настоящее время она проживает в общежитии образовательного учреждения. В список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области она включена *** 2014 года, однако до настоящего времени жилье ей не предоставлено. Просил признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительства Ульяновской области, отдела опеки и попечительства администрации г.Димитровграда по своевременному обеспечению жилым помещением по договору социального найма специализированного жилого помещения; обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительство Ульяновской области, отдел опеки и попечительства администрации г.Димитровграда обеспечить истца жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения на территории г.*** Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что жилое помещение не предоставлено по причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых помещений. Кроме того, считает, что предоставление истцу первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма, нарушает права других детей-сирот, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Дополнительно указывает, что на основании постановления Правительства Ульяновской области от 14 октября 2014 года №466-П  Шурыгина А.З. может обратиться в Министерство с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в размере 3000 рублей с приложением соответствующих документов.

В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура города Димитровграда Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а жалобу Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей ответчиков и третьих лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как  установлено судом и следует из материалов дела, Шурыгина А.З., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Мелекесского районного суда Ульяновской области от *** 2003 года одинокая мать истца – Ш*** Л.В. лишена родительских прав.

Постановлением Главы Мелекесского района Ульяновской области № *** от *** 2004 года несовершеннолетняя Ш*** А.З. была помещена в общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В отделе образования администрации Мелекесского района Ульяновской области несовершеннолетняя Шурыгина А.З. была поставлена на учет как не имеющая жилой площади.

На срок с 09 сентября 2015 года по 30 июня 2016 года Шурыгина А.З. была зарегистрирована по месту пребывания в общежитии образовательного учреждения по адресу: Ульяновская область, г. Д***

*** 2014 года Шурыгина А.З. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, однако до сегодняшнего дня жилое помещение ей не предоставлено.

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что истец не обеспечен жилым помещением.  При этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора Мелекесского района Ульяновской области, действующего в интересах Шурыгиной А.З., подлежат удовлетворению, мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истец, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Установленная постановлением Правительства Ульяновской области от 14 октября 2014 года № 466-П возможность получения детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, ежемесячной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения не освобождает ответчика от обязанности по обеспечению истца из числа лиц указанной категории жилым  помещением  по   договору найма специализированного  жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 06 июля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи