Судебный акт
Налог на имущество и пени
Документ от 13.09.2016, опубликован на сайте 03.10.2016 под номером 61755, 2-я гражданская, о вызскании налога и пеней, решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Санатуллова Ю.Р.                                                                   Дело № 33а-3990/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                        13 сентября 2016 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Зуевой Н.В. и Васильевой Е.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Преткель И*** В*** – Шнейдмиллера Р*** В*** на решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 23 мая 2016 года, по которому постановлено:

Административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району города Ульяновска удовлетворить.

Взыскать с Преткель И*** В***, *** года рождения, уроженки г.Ульяновска, ИНН ***, зарегистрированной по адресу: г.У***, ул. П***, д. ***, кв. ***, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району города Ульяновска налог на имущество физических лиц в размере 330 346 руб. 00 коп. и пени в размере 64 285 руб. 19 коп.

Взыскать с Преткель И*** В***в доход муниципального образования «город Ульяновск» государственную пошлину в размере 7 146 руб. 31 коп.

 

Заслушав доклад судьи Зуевой Н.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Инспекция Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска обратилась в суд с административным иском к Преткель И.В. о взыскании обязательных платежей и санкций. В обоснование административных исковых требований указано, что Преткель И.В. является собственником недвижимого имущества: строения, расположенного по адресу: г. У***, 1-й проезд И***, д. ***, инвентаризационной стоимостью 35 234 469 руб.; строения, расположенного по адресу: г. У***, 1-й проезд И***, д. ***, инвентаризационной стоимостью 911 893 руб.; строения, расположенного по адресу: г. У***, пр-кт Г*** ***, д. ***, инвентаризационной стоимостью 52 973 руб. В адрес Преткель И.В. было направлено налоговое уведомление № *** об уплате налога на имущество физических лиц за 2014 год. В соответствии с указанным налоговым уведомлением Преткель И.В. была обязана в срок до 01.10.2015 оплатить налог за строение, расположенное по адресу: г. У***, 1-й проезд И***, д. ***, инвентаризационной стоимостью 35 234 469 руб. в размере 311 754 руб. 58 коп.; за строение, расположенное по адресу: г. У***, 1-й проезд И***, д. ***, инвентаризационной стоимостью 911 893 руб. в размере 18 237 руб. 86 коп., за строение, расположенное по адресу: г. У***, пр-кт Г*** ***, д. ***, инвентаризационной стоимостью 52 973 руб. – в размере 353 руб. В связи с неуплатой налога в сроки, указанные в уведомлении, было выставлено требование №*** от 16.10.2015 об уплате налога на имущество физических лиц за 2014 год в размере 330 346 руб. 00 коп., пени за период с 15.11.2014 по 16.10.2015 в размере 64 285 руб. 19 коп. В связи с чем, административный истец просил взыскать с Преткель И.В. налог на имущество физических лиц за 2014 год в размере 330 346 руб. 00 коп. и пени в размере 64 285 руб. 19 коп.

 

Рассмотрев заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе представитель Преткель И.В. – Шнейдмиллер Р.В. просит отменить решение суда. Указывает на то, что исковые требования ИФНС по Заволжскому району г. Ульяновска в отношении объекта недвижимого имущества по адресу: 432072 г. У***, 1-ый проезд И***, ***, инвентаризационная стоимость 35 234 469 руб., доля в праве 4424/10000, были определены исходя из налогового периода – 12 месяцев. Однако в отношении указанного объекта в 2011 году было подписано соглашение с остальными долевыми собственниками о реальном разделе объекта недвижимости, по которому Преткель И.В. были выделены следующие отдельные нежилые помещения, общей площадью 7 485 кв.м., состоящие из следующих помещений: 24,25,159,177 – площадью 1517,6 кв.м., 27, 93, 94, 178-197, 226 – площадью 1544,2 кв.м., 28-31, 255 – площадью 1909 кв.м., 198, 256 – площадью 2006,8 кв.м., 5, 64, 134, 221 – площадью 506,7 кв.м. В мае-июне указанные помещения были проданы С*** К.П. и Т.М., и обязанность Преткель И.В. по уплате налога с этого момента была прекращена. В связи с чем решением суда с Преткель И.В. взыскан налог с июля 2014 года на имущество, которое ей не принадлежит. Кроме того, считает, что судом неверно были применены положения ст. 291 КАС РФ, поскольку судебное разбирательство было проведено в одно судебное заседание, при этом позиция ответчика о применении порядка упрощенного производства судом не исследовалась. Судом также в связи с этим не были исследованы все обстоятельства дела, а ответчик не имел возможности заявить о необходимости применения ст. 333 ГК РФ в отношении заявленного размера пени, как несоразмерной последствиям нарушения обязательства.

 

В судебное заседание не явились представитель ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска, Преткель И.В. О дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

 

Частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налогового органа (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.

Согласно пункту 1 статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Порядок налогообложения имущества физических лиц на территории Российской Федерации в спорный период регулировался Законом Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее Закон).

Плательщиками налогов на имущество физических лиц являются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения (пункт 1 статьи 1 Закона).

Согласно пункту 1 статьи 2 указанного Закона объектами налогообложения признаются, в том числе жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, доля в праве общей собственности на указанное имущество.

Исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами (пункт 1 статьи 5 Закона).

Согласно пункту 2 статьи 5 Закона налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

 

Судом установлено, что Преткель И.В. принадлежит недвижимое имущество:

строение, расположенное по адресу: г. Ульяновск, 1-й проезд И***, д. ***, инвентаризационной стоимостью 35 234 469 руб.;

строение, расположенное по адресу: г. У***, 1-й проезд И***, д. ***, инвентаризационной стоимостью 911 893 руб.;

строение, расположенное по адресу: г. У***, пр-кт Г*** ***, д. ***, инвентаризационной стоимостью 52 973 руб.

 

Суд также установил, что налог на имущество Преткель И.В. за 2014 год не был уплачен.

 

Согласно частей 1 - 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

В связи с неисполнением обязанности по уплате налога, на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации ИФНС по Заволжскому району г. Ульяновска в адрес Преткель И.В. направлено требование № *** от 16 октября 2015 года об уплате налога на имущество физических лиц и пени, согласно которому у административного ответчика имеется недоимка по уплате налога на имущество за 2014 год в размере 330 346 руб.  и пени за период с 15.11.2014 по 16.10.2015 в сумме 64 285 руб. 19 коп., установлен срок для исполнения требования - до 10 февраля 2016 года.

 

Поскольку требование административным ответчиком не было исполнено, то это послужило основанием для обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по налогам, пени в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

 

Суд первой инстанции, проверив представленные административным истцом материалы, расчеты задолженности по уплате налога и пени, порядок и сроки направления требования пришел к обоснованному выводу, что обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2014 года административным ответчиком не исполнена.

 

Вместе с тем, суд первой инстанции при удовлетворении административных исковых требований не учел того обстоятельства, что Преткель И.В. часть имущества, на которое налоговым органом был исчислен налог за полный налоговый период – 12 месяцев, а именно  объект недвижимого имущества по адресу: 432072 г. У***, 1-ый проезд И***, ***, инвентаризационной стоимостью 35 234 469 руб., доля в праве 4424/10000, продала в мае 2014 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, имеющейся в материалах дела.

 

В соответствии с п. 5 ст. 408 НК РФ в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

 

Таким образом, Преткель И.В. надлежало уплатить налог за 2014 год за объект недвижимого имущества по адресу: 432072 г. У***, 1-ый проезд И***, ***, инвентаризационной стоимостью 35 234 469 руб., доля в праве 4424/10000 за 4 месяца в следующей сумме:

35 234 469 х 4424/10000 х 2% : 12 мес. х 4 мес. = 103 918 руб. 19 коп.

При этом суд апелляционной инстанции исходит из имеющихся данных об инвентаризационной стоимости спорных нежилых помещений в сумме 35 234 469 руб. и доли собственника 4424/10000, поскольку выдел имущества в натуре, на который ссылается административный истец, производился в 2011 году с учетом доли, приходящейся собственнику, а иной инвентаризационной оценки нежилых помещений, выделенных в натуре, на 2014 год не имеется.

 

С учетом всего имущества, с которого подлежал взысканию налог, недоимка Преткель И.В. по налогу на имущество физических лиц за 2014 год составляет 122 509 руб. 05 коп. (103 918 руб. 19 коп. + 18 237 руб. 86 коп. + 353 руб.). В связи с чем решение суда первой инстанции в части размера взыскиваемого налога на имущество физических лиц за 2014 год подлежит изменению.

 

В связи с вышеизложенным, подлежит изменению решение суда и в части размера взыскиваемых пени на недоимку по налогу на имущество за период с 15.11.2014 по 16.10.2015, которые будут составлять 63 427 руб. 86 коп. (60 109 руб. 31 коп. + 3 318 руб. 55 коп.) согласно следующему расчету:

за период с 15.11.2014 по 01.10.2015: 681 987 руб. 51 коп. х 321 ден. х 0,00275 = 60 109 руб. 31 коп.

за период с 02.10.2015 по 16.10.2015 (681 987 руб. 51 коп. + 122 509 руб. 05 коп.) х 15 дн. х 0,000275 = 3 318 руб. 55 коп.

 

В связи с изменением взыскиваемой суммы налога и пени подлежит изменению и сумма государственной пошлины, подлежащей взысканию с Преткель И*** В*** в доход муниципального образования «город Ульяновск» пропорционально удовлетворенным требованиям: с 7 146 руб. 31 коп. до 4 918 руб. 74 коп.

 

Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 23 мая 2016 года изменить, снизив взыскиваемую с Преткель И*** В*** в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району города Ульяновска сумму налога на имущество физических лиц за 2014 год с 330 346 руб. до 122 509 руб. 05 коп., сумму пени за период с 15.11.2014 по 16.10.2015 с 64 285 руб. 19 коп. до 63 427 руб. 86 коп.; изменить подлежащую взысканию с Преткель И*** В*** в доход муниципального образования «город Ульяновск» государственную пошлину с 7 146 руб. 31 коп. на 4 918 руб. 74 коп.

 

Председательствующий

 

Судьи: