Судебный акт
По ст. 6.3 КоАП РФ
Документ от 08.09.2016, опубликован на сайте 23.09.2016 под номером 61736, Админ. 1 пересмотр, КоАП: ст. 6.3, Оставлено без изменения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

СудьяРыбаков И.А.                                                                                    Дело № 12-193/2016

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                             08 сентября 2016 года

 

Судья Ульяновского областного суда Зуева Н.В.

при секретаре Власовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью «Благо» Фетисовой Е.А. на постановление судьи Мелекесского районного суда Ульяновской области от 14 июня 2016 года,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Постановлением судьи Мелекесского районного суда Ульяновской области от 14 июня 2016 года ООО «Благо» привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 19 000 рублей.

 

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, представитель ООО «Благо» Фетисова Е.А. не соглашается с указанным постановлением, полагает его подлежащим отмене.

 

В обоснование доводов указывает на отсутствие доказательств нарушений ООО «Благо» СанПин 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».

Считает, что не подтвержден факт нарушения обществом п. 4.2 СанПин 2.1.7.1038-01 в части отсутствия забетонированной и заасфальтированной территории хозяйственной зоны, отсутствие легкого ограждения, поскольку к акту не были приложены фото-видео материалы, между тем указывает, что территория хозяйственной зоны заасфальтирована.

Полагает, что не представлено доказательств того, что котлован с целью получения грунта не обустроен. Программа производственного контроля по запросу была направлена в Прокуратуру 17.05.2016, ранее программа не запрашивалась.

Вменение ООО «Благо» нарушения п. 6.8, 6.9 СанПин 2.1.7.1038-01 в части отсутствия на момент проверки протоколов лабораторных исследований воздуха, также считает необоснованной, поскольку в программе производственного контроля ООО «Благо» от 2016 года в п. 6 «План-график производственного лабораторного контроля» установлено, что состояние атмосферного воздуха, почв, уровней шума на границе СЭЗ контролируется 1 раз в или 1 раз в 5 лет.

Указывает, что в настоящее время на полигоне ТБО отсутствуют отработанные участки, прием ТБО на ООО "Благо" не осуществлялся с 1996 года. Процесс биохимического разложения ТБО, ранее размещенных (до 1996 г.) уже закончился, а принятых за последнее время (после получения лицензии) еще не начался. Таким образом, полагает, что ежеквартальный мониторинг нецелесообразен. В районе расположения предприятия ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха отсутствуют. Расстояние до ближайшей жилой застройки 3 км. в направлении Юг, Запад, 2 км в направлении Юго-Запад. Так как полигон длительное время не функционировал, замеры на протяжении нескольких последних лет проводились раз в год, замечаний со стороны надзорных органов не поступало, превышения ПДК на границе санитарно-защитной зоны не было обнаружено. В последующие годы при выходе работы полигона на полную мощность будет налажен график контроля за загрязнением атмосферного воздуха ежеквартально.

Подробно позиция Фетисовой Е.А. изложена в жалобе.

 

Изучив дело в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ в полном объеме, проверив доводы жалобы, заслушав представителя ООО «Благо», поддержавшую доводы жалобы, прихожу к выводу о том, что судьей районного суда совершенное ООО «Благо» деяние верно квалифицировано по ст. 6.3 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

 

В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 г. N 16 утверждены Санитарные правила "СП 2.1.7.1038-01 Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" (далее СП 2.1.7.1038-01).

 

Согласно пунктам 1.1 и 1.2 данных Правил настоящие Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к устройству, содержанию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов. Требования настоящих правил являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией полигонов для твердых бытовых отходов.

 

Согласно п. 3.7 СП 2.1.7.1038-01 по всей площади участка складирования предусматривается устройство котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО. Грунт из котлованов складируется в отвалах по периметру полигона.

 

Территория хозяйственной зоны бетонируется или асфальтируется, освещается, имеет легкое ограждение (п. 4.2 СП 2.1.7.1038-01).

 

По требованию территориального ЦГСЭН на выезде из полигона предусматривается контрольно - дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России. Размеры ванны должны обеспечивать обработку ходовой части мусоровозов (п. 4.3 СП 2.1.7.1038-01).

 

Складирование ТБО допускается только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов. Согласно п.2.4 "Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов" (утв. Минстроем России 02.11.1996) не допускается беспорядочное складирование ТБО по всей площади полигона, за пределами площадки, отведенной на данные сутки (рабочие карты) (п. 5.1 СП 2.1.7.1038-01).

 

Переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте (п. 5.3 СП 2.1.7.1038-01).

 

Система производственного контроля должна включать постоянное наблюдение за состоянием воздушной среды. В этих целях ежеквартально необходимо производить анализы проб атмосферного воздуха над отработанными участками полигона и на границе санитарно - защитной зоны на содержание соединений, характеризующих процесс биохимического разложения ТБО и представляющих наибольшую опасность. Объем определяемых показателей и периодичность объема проб обосновываются в проекте производственного контроля полигонов и согласовываются с контролирующими органами. Обычно при анализе проб атмосферного воздуха определяют метан, сероводород, аммиак, окись углерода, бензол, трихлорметан, четыреххлористый углерод, хлорбензол. В случае установления загрязнения атмосферы выше ПДК на границе санитарно - защитной зоны и выше ПДК в рабочей зоне должны быть приняты соответствующие меры, учитывающие характер и уровень загрязнения (п. 6.8 СП 2.1.7.1038-01).

 

Система производственного контроля должна включать постоянное наблюдение за состоянием почвы в зоне возможного влияния полигона. С этой целью качество почвы контролируется по химическим, микробиологическим, радиологическим показателям. Из химических показателей исследуется содержание тяжелых металлов, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, органического углерода, pH, цианидов, свинца, ртути, мышьяка. В качестве микробиологических показателей исследуются: общее бактериальное число, коли - титр, титр протея, яйца гельминтов. Число химических и микробиологических показателей может быть расширено только по требованию территориального ЦГСЭН (п. 6.9 СП 2.1.7.1038-01).

 

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, общество с ограниченной ответственностью «Благо» в целях реализации своей деятельности занимается приемом, хранением и реализацией ТБО, имеет лицензию № 073 0029 на размещение (хранение и утилизацию) и обезвреживание ТБО 3-4 классов опасности, выданную 30.06.2015 Управлением Росприроднадзора по Ульяновской области. Для указанных целей по договору аренды от 24.05.2013 № 00128 ООО «Благо» арендовало земельный участок, расположенный по адресу: г. Димитровград, Тиинское шоссе, 5.

 

Прокуратурой Мелекесского района Ульяновской области с участием привлеченных специалистов Роспотребнадзора по Ульяновской области, Управления Росприроднадзорапо Ульяновской области 27.04.2016 проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в деятельности ООО «Благо» по обращению жителей г. Димитровграда, в ходе которой установлен факт нарушения ООО «Благо» на территории полигона, расположенного по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, Тиинское шоссе, 5, требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в следующем:

1. Контрольно-дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов должным образом не обустроена, что является нарушением п. 4.3 СП 2.1.7.1038-01.

2. Территория хозяйственной зоны не забетонирована и не заасфальтирована, не имеет легкого ограждения, что является нарушением п. 4.2 СП 2.1.7.1038-01.

3. Котлован с целью получения грунта не обустроен,  что является нарушением п. 3.7 СП 2.1.7.1038-01. 

4. Промежуточная изоляция уплотненного слоя ТБО не осуществляется, что является нарушением п. 5.1 СП 2.1.7.1038-01.

5. На момент проверки программа производственного контроля, предусматривающая контроль за состоянием атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного влияния полигона не предоставлена, что является нарушением п. 6.4 СП 2.1.7.1038-01.

6. В связи с отсутствием на момент проверки протоколов лабораторных исследований не представляется установить периодичность отбора проб атмосферного воздуха и почвы, что является нарушением п.п. 6.8, 6.9 СП 2.1.7.1038-01.

Кроме того,  в нарушение п. 5.3 Санитарные правила СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте.

На момент проверки на рабочей карте полигона ТБО отсутствовали переносные сетчатые ограждения.

Помимо изложенного один раз в десять дней силами обслуживающего персонала полигона и спецавтохозяйства должен проводиться осмотр территории санитарно-защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге, и в случае загрязнения их должна обеспечиваться тщательная уборка и доставка мусора на рабочие карты полигона.

В то же время, на момент проверки на территории санитарно-защитной зоны полигона ТБО обнаружены отходы легкой фракции (пакеты, бумага, ПВХ-изделия). Произведена фотофиксация отходов.

 

Судья районного суда установил наличие нарушения ООО «Благо» п.п. 3.7, 4.2, 4.3, 5.1, 5.3, 6.8, 6.9 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов». Пункт 6.4 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов» исключен из объема предъявленного обвинения. Не доказанным судья районного суда обоснованно посчитал и тот факт, что один раз в десять дней силами обслуживающего персонала полигона и спецавтохозяйства не проводится осмотр территории санитарно - защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге, и в случае загрязнения их не обеспечивается тщательная уборка и доставка мусора на рабочие карты полигона (п. 5.6 СП 2.1.7.1038-01), т. к. не проведение осмотра и не обеспечение уборки установлено лишь один день 27.04.2016.

 

Виновность юридического лица в совершении вмененного правонарушения подтверждается исследованными в судебном заседании и подробно изложенными в постановлении судьи доказательствами, включая постановление о возбуждении дела об административном правонарушении; сообщение (справку) Территориального  отдела Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в г. Димитровграде, согласно которому в ходе проверки деятельности ООО «Благо» выявлены нарушения в области санитарно-эпидемиологического благополучия; справку государственного инспектора РФ по охране природы, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ульяновской области, согласно которой выявлены нарушения гигиенических требований к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов; объяснением директора ООО «Благо» Рябова С.Н. от 6 мая 2016 года, в котором он, подтверждает, что отсутствовали переносные сетчатые ограждения, иными доказательствами, которые оценены в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

 

Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 26.2 КоАП РФ, и обоснованно положены в основу постановления.

 

В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

 

Не согласиться с оценкой указанных доказательств оснований не имеется. В связи с чем довод об отсутствии доказательств выявленных нарушений ООО «Благо» не обоснован.

 

При настоящем рассмотрении жалобы обоснованность выводов судьи районного суда в данной части не опровергнута.

 

Довод жалобы о том, что необоснованно обществу вменено нарушение п. 6.8, 6.9 СанПиН 2.1.7.1038-01 считаю несостоятельным, поскольку указанными пунктами установлено, что система производственного контроля должна включать постоянное наблюдение за состоянием воздушной среды и почвы в зоне возможного влияния полигона, в частности в отношении взятия проб атмосферного воздуха над отработанными участками полигона и на границе санитарно - защитной зоны на содержание соединений, характеризующих процесс биохимического разложения ТБО и представляющих наибольшую опасность предусмотрена ежеквартальная периодичность. Как следует из плана-графика проведения лабораторных исследований в ООО «Благо» установлена периодичность взятия проб атмосферного воздуха и почвы – 1 раз в год, что однозначно не свидетельствует о постоянном наблюдении за состоянием воздушной среды и почвы в зоне возможного влияния полигона и нарушает требования вышеуказанных пунктов СаНПиН.

 

При таких обстоятельствах постановленный судебный акт является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

 

Руководствуясь ст. ст. 30.1 – 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

 

Постановление судьи Мелекесского районного суда Ульяновской области от 14 июня 2016 года оставить без изменения, жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью «Благо» Фетисовой Е.А. – без удовлетворения.

 

Судья                                                                                                      Н.В.Зуева