Судебный акт
Бездействие ИК по пожарной безопасности
Документ от 13.09.2016, опубликован на сайте 23.09.2016 под номером 61727, 2-я гражданская, о понуждении к устранению нарушений норм действующего законодательства в сфере материально-бытового обеспечения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Петрова С.А.                                                                      Дело № 33а-4465/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                   13 сентября 2016 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Зуевой Н.В. и Васильевой Е.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 11 апреля 2016 года, по которому постановлено:

 

исковые требования Ульяновской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области о возложении обязанностей по устранению нарушений норм действующего законодательства в сфере материально- бытового обеспечения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области» и Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области в части, касающейся непринятия мер к обеспечению надлежащего материально-бытового обеспечения.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области» и Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области в шестимесячный  срок с момента вступления решения суда в законную силу принять исчерпывающие меры к устранению нарушений законов и обеспечить надлежащее материально-бытовое обеспечение, а также обеспечить безопасность работников и иных лиц: обеспечить эксплуатацию светильников с колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников в помещении ШИЗО, ПКТ, швейном цехе, больнице, отрядах №№ 4, 5, 7, 8;  установить дымовые пожарные извещатели автоматической пожар­ной сигнализации в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности в больнице, отрядах №№ 4, 12; помещение для покраски, тамбур у комнаты электрика больницы, столярную мастерскую, здание приема посылок и передач, отряд участка коло­нии-поселения оборудовать автоматической пожарной сигнализацией; провода соединительной линии системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре в отряде №8, больнице, штабе проложить закры­тым способом; привести в рабочее состояние автоматическую пожарную сигнализа­цию в  раздевалке  столовой,  отрядах  №№ 4, 5, 6,  помещении для проведения

длительных свиданий; укомплектовать пожарные шкафы в актовом зале клуба и столярной мастерской.

 

Заслушав доклад судьи Зуевой Н.В., представителя УФСИН России по Ульяновской области Гасанова М.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Колганову Е.А., просившую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Ульяновский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд  с иском в  интересах  неопределенного круга лиц к  Федеральному казенному учреждению  «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» (далее ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области) и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области (далее УФСИН России по Ульяновской области) о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по устранению нарушений законодательства в сфере материально-бытового обеспечения.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе прокурорских проверок, проведенных в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области в 2015 году и ранее, были выявлены многочисленные нарушения требований действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности". Несмотря на принятые меры реагирования выявленные нарушения  в полной мере не устранены.

Так, в нарушение требований ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области:

- допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников (в помещениях ШИЗО, ПКТ, швейный цех, больница, отряды №№ 4, 5, 7, 8);

- отсутствуют дымовые пожарные извещатели автоматической пожарной сигнализации, установленные в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности (больница, отряды №№ 4, 12);

- помещения для покраски , тамбур у комнаты электрика, столярная мастерская, здание приема посылок и передач, отряд участка колонии-поселения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией;

- провода соединительной линии системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре в отряде №8, больнице, штабе проложены открыто;

- в раздевалке столовой, отрядах №№ 4, 5, 6, помещении для проведения длительных свиданий автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии;

- пожарные шкафы в актовом зале клуба и столярной мастерской разукомплектованы.

В связи с  этим прокурор просил  признать незаконным бездействие ответчиков, выразившееся в непринятии мер по надлежащему материально-бытовому обеспечению;  обязать ответчиков  в шестимесячный срок принять исчерпывающие меры к устранению указанных  выше  нарушений и обеспечить надлежащее материально-бытовое обеспечение, а также обеспечить безопасность работников и иных лиц.

 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе УФСИН России по Ульяновской области указывает на то, что возложенная судом на ответчиков обязанность принять исчерпывающие меры к устранению нарушений закона должным образом не конкретизирована.  При этом судом не учтено, что согласно п. 4 Положения, утвержденного приказом ФСИН России от 11.06.2015 № 518, УФСИН России по Ульяновской области является распорядителем (получателем) бюджетных средств и в отношении ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств.

В связи с изложенным просит изложить абзац 3 резолютивной части решения в соответствии с приведенными положениями законодательства, а именно исключить указание на обязанность УФСИН России по Ульяновской области принять исчерпывающие меры к устранению нарушений законов и обеспечить надлежащее материально-бытовое обеспечение, а также обеспечить безопасность работников и иных лиц; возложить на УФСИН России по Ульяновской области обязанность обеспечить доведение бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) до ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. 

 

Из материалов дела следует, что ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренных в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности (п. 1.1 Устава ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области).

Предметом и целями деятельности Учреждения являются, в том числе, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных; обеспечение безопасности содержания в Учреждении осужденных, а также обеспечение безопасности работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территории учреждения (п. 2.1 Устава).

В соответствии с п. 2.5.1 Устава для достижения целей, указанных в подпункте 2.1 настоящего Устава Учреждение обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации пожарную безопасность, предупреждение и тушение пожаров на объектах Учреждения.

 

Частью 2 статьи 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" установлены обязанности руководителей организаций в области пожарной безопасности, в том числе соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц   пожарной    охраны;    разрабатывать   и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

 

В ходе проверок, проведенных в 2015 году Ульяновской прокуратурой по надзору за  соблюдением  законов  в  исправительных  учреждениях,  в  ФКУ  ИК-9 УФСИН России   по   Ульяновской   области   выявлены   нарушения   требований   действующего законодательства, а именно Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

 

29.10.2015 в адрес руководителя ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области заместителем Ульяновского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях было внесено представление об устранении нарушений закона, в том числе, в области противопожарной безопасности.

 

Из справки Врио начальника ФКУ ИК-9 следует, что по состоянию на 01.03.2016 не устранены следующие недостатки:

- допускается эксплуатация светильников со снятыми колпа­ками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников (поме­щение ШИЗО, ГОСТ, швейный цех, больница, отряды №№ 4, 5, 7, 8);

- в больнице, отрядах №№ 4, 12 отсутствуют дымовые пожарные извещатели автоматической пожарной сигнализации, установленные в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности;

- помещение для покраски, тамбур у комнаты электрика больницы, столяр­ная мастерская, здание приема посылок и передач, отряд участка колонии-поселения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией;

- провода соединительной линии системы оповещения и управления эваку­ации людей при пожаре проложены открыто (отряд №8, больница, штаб);

- автоматическая пожарная сигнализация в раздевалке столовой, отрядах №№ 4, 5, 6, помещении для проведения длительных свиданий находится в неис­правном состоянии;

- в актовом зале клуба и столярной мастерской пожарные шкафы разуком­плектованы.

Данные нарушение не устранены до настоящего времени.

 

Учитывая положения действующего законодательства, суд первой инстанции обоснованно возложил на ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области обязанность устранить выявленные нарушения.

 

Вместе с тем возложенная судом на УФСИН России по Ульяновской области обязанность в шестимесячный  срок с момента вступления решения суда в законную силу принять исчерпывающие меры к устранению нарушений законов и обеспечить надлежащее материально-бытовое обеспечение, а также обеспечить безопасность работников и иных лиц, не конкретизирована.

ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области по своей организационно-правовой форме является федеральным казенным учреждением и имеет статус исправительного учреждения, является юридическим лицом - получателем бюджетных средств.

Согласно п. 4.1 Устава ФКУ ИК-9 управление Учреждением осуществляют ФСИН России, УФСИН России по Ульяновской области и руководство Учреждения.

УФСИН России по Ульяновской области в отношении Учреждения осуществляет, в том числе, доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств (п. 4.3 Устава ФКУ ИК-9).

УФСИН России по Ульяновской области в соответствии с п. 4 Положения, утвержденного приказом ФСИН России от 11 июня 2015 года № 518, является юридическим лицом, участником бюджетного процесса – распорядителем (получателем) бюджетных средств.

В соответствии с пунктом 2 части 2 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ распорядитель   бюджетных   средств   распределяет  бюджетные  ассигнования,  лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.

 

Учитывая вышеизложенное, обеспечение УФСИН России по Ульяновской области выполнения ФКУ ИК-9 мероприятий в целях устранения нарушений в области противопожарных требований заключается в доведении до ФКУ ИК-9 бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств).

 

В связи с этим судебная коллегия считает необходимым изложить абзац 3 резолютивной части решения суда в иной редакции, конкретизировав возложенную на УФСИН России по Ульяновской области обязанность.

 

Руководствуясь ст.ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 11 апреля 2016 года оставить без изменения, изложить абзац 3 резолютивной части решения суда в следующей редакции:

 

«Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области» в шестимесячный  срок с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к устранению нарушений законов и обеспечить надлежащее материально-бытовое обеспечение, безопасность работников и иных лиц в сфере пожарной безопасности, а именно:

- обеспечить эксплуатацию светильников с колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников в помещении ШИЗО, ПКТ, швейном цехе, больнице, отрядах №№ 4, 5, 7, 8; 

- установить дымовые пожарные извещатели автоматической пожар­ной сигнализации в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности в больнице, отрядах №№ 4, 12;

- оборудовать автоматической пожарной сигнализацией помещение для покраски, тамбур у комнаты электрика больницы, столярную мастерскую, здание приема посылок и передач, отряд участка коло­нии-поселения;

- провода соединительной линии системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре в отряде №8, больнице, штабе проложить закры­тым способом;

- привести в рабочее состояние автоматическую пожарную сигнализа­цию в раздевалке столовой, отрядах №№ 4, 5, 6, помещении для проведения длительных свиданий;

- укомплектовать пожарные шкафы в актовом зале клуба и столярной мастерской,                   

а Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) до Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области» обеспечить выполнение указанных мероприятий в целях устранения нарушений.».

 

Председательствующий

 

Судьи: