Судебный акт
О признании незаконным распоряжения о нежелательности проживания
Документ от 13.09.2016, опубликован на сайте 23.09.2016 под номером 61717, 2-я гражданская, об оспаривании распоряжения о нежелательности пребывания в РФ, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

                                                                                                                                       

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Богомолов С.В.                                                          Дело № 33а-4292/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                              13 сентября 2016 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Королёвой А.В.,

судей Васильевой Е.В.  и Трифоновой Т.П.,

при секретаре Шумеевой Е.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Сергиенко Г*** Т*** на решение Ленинского районного суда
г. Ульяновска от 26 апреля 2016 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении административного иска Сергиенко Г*** Т*** к Министерству юстиции Российской Федерации, Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области о признании незаконным распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя УМВД России по Ульяновской области Халитовой А.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Сергиенко Г.Т. обратился в суд с административным иском к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области о признании незаконным распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации от 18.03.2013 № 373-рн. В обоснование иска указал, что родился *** в г. П*** К*** ССР. В мае 1992 года он с семьей прибыл в Российскую Федерацию. Его супруга С*** Д., *** года рождения, и дети С*** Ю.Г., *** года рождения, и С*** А.Г., *** года рождения приобрели гражданство Российской Федерации. Он не смог оформить гражданство РФ причине утраты паспорта СССР и осуждения по приговору суда. Гражданином К*** он не является, родственников и имущества в К*** не имеет. По прибытии с семьей на территорию РФ он был зарегистрирован в селе У*** К*** района У*** области. Оспариваемое распоряжение Минюста России принято без учета положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, закрепляющей право каждого на уважение его личной и семейной жизни. Все его близкие родственники проживают в России, и он с ними поддерживает тесную связь. С момента приезда в Россию он полностью адаптировался к условиям жизни в Российской Федерации, русскому языку, культуре. Согласно характеристике от 11.02.2016, данной администрацией ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области, за время отбывания наказания наложенные на него взыскания сняты и погашены, он имеет поощрения за добросовестное отношение к труду, активное участие в общественной жизни колонии.; вину в совершенном преступлении признал полностью, раскаивается; связь с родственниками поддерживает путем переписки. Его пребывание на территории Российской Федерации не создает реальную угрозу общественному порядку, правам и свободам граждан РФ. Признание нежелательным пребывания (проживания) на территории РФ влечет его депортацию из России и невозможность последующего въезда на территорию РФ, где постоянно проживает его семья- жена и дети, не является необходимой мерой, соразмерной преследуемой цели, и свидетельствует о необоснованном вмешательстве со стороны публичных властей в осуществление его права на уважение личной и семейной жизни.

Судом привлечены к участию в деле в качестве административного соответчика - Министерство юстиции Российской Федерации, в качестве заинтересованного лица – Управление министерства внутренних дел по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные Сергиенко Г.Т. требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Сергиенко Г.Т. просит отменить решение суда как незаконное и вынести новое решение об удовлетворении его административного иска. Указывает, что оспариваемое распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от 18.03.2013 № 373-рн, а также решение суда приняты без учета положений ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2013  № 21 «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней» и нарушают его право на уважение личной и семейной жизни, ведут к разрыву общения с семьей, детьми, проживающими на территории Российской Федерации. Полагает, что пропущенный срок на обжалование распоряжения Минюста России от 18.03.2013 № 373-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации подлежит восстановлению, поскольку на руки данное распоряжение он не получал, а только был уведомлен о нем, право на обжалование распоряжения ему не разъяснялось.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство юстиции Российской Федерации, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области, УМВД России по Ульяновской области просят решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседание судебной коллегии не явились представители административных ответчиков, административный истец, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще. Сергиенко Г.Т. извещен  по месту отбывания наказания в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области, правом ведения административного дела в суде через представителя не воспользовался.

Судебная коллегия, с учетом мнения представителя УМВД России по Ульяновской области, определила рассмотреть дело при данной явке согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 219 КАС РФ).

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).

В соответствии с ч. 5 ст. 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Из материалов дела усматривается, что Сергиенко Г.Т., являясь лицом без гражданства, был осужден приговором Сенгилеевского районного суда  Ульяновской области от 27.02.2007 по ч. 4 ст. 111 Уголовного кодекса Российской Федерации к 9 годам 11 месяцам лишения свободы. Конец срока отбывания наказания 10.10.2016, срок погашения судимости после освобождения – 8 лет.

18.03.2013 Министерством юстиции Российской Федерации принято распоряжение № 373-рн о нежелательности пребывания (проживания) Сергиенко Г.Т. на территории Российской Федерации сроком до 10.10.2024.

Данное распоряжение принято на основании ч. 3 ст. 25.10. Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Согласно указанной норме Федерального закона в редакции, действующей на дату вынесения Минюстом России оспариваемого распоряжения, в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, - нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом (ч. 4 ст. 25.10 Федерального закона N 114-ФЗ).

Полномочия Минюста России по принятию решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений закреплены в Положении о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313.

Порядок подготовки документов и принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства регламентируется Инструкцией о порядке предоставления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденной Приказом Минюста России от 20.08.2007 N 171.

Согласно п. 3 Инструкции и в соответствии со ст. 25.10 Федерального закона   N 114-ФЗ решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящегося в Российской Федерации может быть принято в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящегося в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения.

С распоряжением Минюста России № 373-рн от 18.03.2013 о нежелательности пребывания (проживания) на территории Российской Федерации Сергиенко Г.Т. был ознакомлен 17.04.2013. Данное обстоятельство подтверждается распиской административного истца от 17.04.2013, согласно которой он обязуется покинуть территорию Российской Федерации после освобождения.

Принимая во внимание, что с требованиями о признании незаконным указанного распоряжения Минюста России от 18.03.2013 Сергиенко Г.Т. обратился в суд со значительным пропуском установленного законом срока для его обжалования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении административного иска на основании ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Доказательств наличия обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с требованиями об отмене оспариваемого распоряжения, Сергиенко Г.Т. не представлено.

Довод Сергиенко Г.Т. в апелляционной жалобе о незаконности распоряжения Минюста России от 18.03.2013 № 373-рн, как нарушающего его право на уважение личной и семейной жизни, не может служить основанием для отмены принятого по делу решения суда, поскольку в иске административному истцу отказано в связи с пропуском срока обращения в суд.

Решение суда отвечает требованиям статей 176 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 26 апреля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Сергиенко Г*** Т*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                              

 

Судьи