Судебный акт
О взыскании компенсации морального вреда в связи с незаконным привлечением к уголовной ответственности
Документ от 13.09.2016, опубликован на сайте 23.09.2016 под номером 61678, 2-я гражданская, о взыскании компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Рыбалко В.И.                                                                       Дело № 33-4401/2016                                                                         

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                   13 сентября 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Нефёдова О.Н.

судей Кинчаровой О.Е. и Пулькиной Н.А.,

при секретаре Кондаковой Н.В.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе  Карепина Д*** Е*** на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 6 июня 2016 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Карепина Д*** Е*** к Управлению Федерального казначейства по Ульяновской области,  Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области о взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 руб. – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Кинчаровой О.Е., объяснения представителя УМВД России по Ульяновской области Борисовой И.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Карепин Д. Е.  обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Управлению Федерального казначейства по Ульяновской области о взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 руб.

В обоснование иска указал, что приговором Ульяновского областного суда от  5 сентября 2012 года он  был оправдан  по эпизоду хищения чужого имущества в отношении потерпевшей А*** С.А., за ним было признано право на реабилитацию. Незаконным привлечением к уголовной ответственности ему был причинен моральный вред.

Судом к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленное требование по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Карепин Д.Е., не соглашаясь с решением  суда, просит его отменить, как незаконное и необоснованное.   В обоснование жалобы указывает, что каждый незаконно осужденный имеет право на реабилитацию и компенсацию морального вреда. Решение суда вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.

 

Карепин Д.Е. отбывает наказание в местах лишения свободы, в апелляционной жалобе просил рассмотреть дело в его отсутствие, о дне и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен. Представители Министерства финансов Российской Федерации, Управления Федерального казначейства по Ульяновской области в суд не явились, о дне и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены. При таких обстоятельствах судебная коллегия посчитала необходимым рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Карепина Д.Е., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В силу части 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на неё.

Согласно статьям 12, 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

Материалами дела установлено, что приговором Ульяновского областного суда от 5 сентября 2012 года Карепин Д. Е. был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. 131 ч. 2 п. «б» УК РФ (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2009 года 377-ФЗ), ст.162 ч. 1 УК РФ (в редакции Федерального закона от 7 марта 2011 года 26-ФЗ) (по эпизоду в отношении А*** Н. Г.), ст. 162 ч. 2 УК РФ (в редакции Федерального закона от 7 марта 2011 года 26-ФЗ) (по эпизоду в отношении Ш*** Е.А.), ст. 162 ч. 1 УК РФ (в редакции Федерального закона от 7 марта 2011 года 26-ФЗ) (по эпизоду в отношении З*** Ю.Ф.), ст. 132 ч. 4 п. «б» УК РФ (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2009 года 377-ФЗ), ст. 119 ч. 1 УК РФ (в редакции Федерального закона от 7 марта 2011 года 26-ФЗ).

В соответствии со ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений Карепину Д. Е. назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 20 (двадцать) лет с отбыванием первых 5 (пяти) лет в тюрьме и последующих в исправительной колонии особого режима с ограничением свободы сроком на 2 (два) года, с установлением следующих ограничений: не выезжать за пределы территории муниципального образования «г.Димитровград», не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, возложив обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, два раза в месяц для регистрации.

Приговором постановлено срок отбытия наказания исчислять с 5 сентября 2012 года и зачесть в срок отбытия наказания время предварительного содержания Карепина Д. Е. под стражей в период с 11 ноября 2011  года по 4 сентября 2012 года включительно.

Данным приговором суда  Карепин Д. Е. был оправдан по ст. 162 ч. 2 УК РФ по обвинению в совершении разбойного нападения в отношении А*** С. А. по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 2 ст. 302 УПК РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава преступления, и за Карепиным Д. Е. признано право на реабилитацию.

Карепин Д.Е.  обратился в суд с иском о компенсации морального вреда, причиненного ему незаконным уголовным преследованием по ст. 162 ч. 2 УК РФ по обвинению в совершении разбойного нападения в отношении А*** С. А.

Отказывая в удовлетворении искового требования Карепина Д.Е., суд первой инстанции исходил из того, что оснований для взыскания в его пользу компенсации морального вреда не имеется, доказательств причинения ему физических и нравственных страданий в связи с уголовным   преследованием его по ст. 162 ч. 2 УК РФ по обвинению в совершении разбойного нападения в отношении А*** С. А. не представлено.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на установленных по делу обстоятельствах и соответствуют требованиям гражданского законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

В соответствии со статьей 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу возмещается за счет казны Российской Федерации в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

В отношении лиц, незаконно или необоснованно подвергнутых уголовному преследованию, такой порядок определен Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (статьи 133-139, 397 и 399).

В силу ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах.

Согласно ч. 2 ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию, в том числе,  право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеют, в том числе подсудимый, в отношении которого постановлен оправдательный приговор, осужденный - в случаях полной или частичной отмены вступившего в законную силу обвинительного приговора суда и прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части первой статьи 27 настоящего Кодекса.

Установив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями действующего законодательства, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения искового требования Карепина Д.Е. о взыскании компенсации морального вреда, мотивированного незаконным привлечением к уголовной ответственности по ст.162 ч. 2 УК РФ по  эпизоду в отношении А*** С. А.

В силу положений статей 151, 1070, 1099, 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 133 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации оправдание по уголовному делу в отношении Карепина Д.А. в части необоснованно вмененного эпизода преступления в отношении потерпевшей А*** С.А., само по себе не свидетельствует о бесспорности  его требования о взыскании компенсации морального вреда, поскольку этим же вступившим в законную силу приговором он осужден к лишению свободы на значительный срок за совершение  тяжких и особо тяжких преступлений.

Исследованные в судебном заседании доказательства  не свидетельствуют о наступлении для Карепина Д.Е. каких-либо неблагоприятных последствий в связи с незаконным привлечением его к уголовной ответственности по одному эпизоду.

Допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих факт реального причинения ему морального вреда (физических и нравственных страданий) незаконным уголовным преследованием по данному обвинению, не представлено.

Задержание истца в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, и избрание в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу было обусловлено совершением им преступлений, по которым он был признан виновным, и ему назначено наказание в виде лишения свободы (в срок отбытия которого зачтено время содержания под стражей в ходе предварительного и судебного следствия).

Таким образом, положение Карепина Д.Е., как лица арестованного, обвиненного, затем осужденного, помещенного в условия изоляции, обусловлено совершением им преступлений, по которым его вина доказана вступившим в законную силу приговором суда. Избранная мера пресечения  Карепина Д.Е. до конца срока следствия и в период рассмотрения дела в суде не изменялась.

С учетом изложенного судебная коллегия находит решение суда первой инстанции об отказе Карепину Д.Е. в удовлетворении искового требования  о взыскании компенсации морального вреда законным и обоснованным.

Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам.

Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, они аналогичны заявленным основаниям иска, направлены на иное толкование норм материального права, в связи с чем они не могут служить основанием к отмене решения суда, постановленного в соответствии с действующим законодательством.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, и по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от  6 июня 2016 года, а апелляционную жалобу Карепина Д*** Е*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи