Судебный акт
О постановке на учет нуждающихся, ребенок-инвалид
Документ от 13.09.2016, опубликован на сайте 19.09.2016 под номером 61624, 2-я гражданская, о признании нуждающимися в улучшении жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Матвеева Л.Н.                                                                         Дело № 33-4412/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             13 сентября 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей  Чурбановой Е.В., Фоминой  В.А.

при секретаре  Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Никифоровой Т*** В***, действующей в своих интересах и  интересах несовершеннолетнего Сафонова К*** А*** на решение  Ленинского районного суда города Ульяновска от 28 июня 2016 года, по которому постановлено:

 

Отказать в удовлетворении иска Никифоровой Т*** В***, действующей в своих интересах  и интересах несовершеннолетнего Сафонова К*** А***,  к администрации города Ульяновска о возложении обязанности признать нуждающимися во внеочередном улучшении жилищных условий.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истицы Никифоровой  Т.В., третьего лица  Никифорова А.Н., поддержавших  доводы апелляционной жалобы,  полагавших решение суда подлежащим отмене,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Никифорова Т.В., действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Сафонова К. А., обратилась в суд с иском к администрации города Ульяновска о возложении обязанности признать нуждающимися во внеочередном улучшении жилищных условий. 

В обоснование иска указала, что  она со своей семьёй в составе из 4-х человек (муж Н*** А*** Н***, сын С*** К*** А*** *** года рождения, дочь Н*** В*** А***, *** года рождения) проживает по адресу г.У***. Кроме того, в доме проживают  мама истицы, ее отец, брат, сын брата, бывший супруг, то есть, еще 5 человек.

В указанном доме полезной площадью 85,34 кв.м. истице  принадлежит 1/6 доли, которые были приобретены ее родителями на её имя по договору купли-продажи от ***1997. На дату заключения указанного договора  истица была несовершеннолетней.

Согласно договору купли-продажи от ***.2015 с использованием средств материнского капитала были приобретены 18/100 доли в праве общей долевой собственности на пятикомнатную квартиру по адресу г.У*** общей площадью 92,3 кв.м. - по 18/400 доли каждому члену семьи. Данная квартира является коммунальной. С ***.2016 г. истица  и ее дети зарегистрированы в данной коммунальной квартире, однако фактически они там не проживают, так как жилищные условия (небольшая жилая площадь, общие туалет и кухня) не позволяют там проживать с сыном К***, являющимся инвалидом с детства.

Поскольку ее сын К*** страдает рядом хронических расстройств, в том числе эпилепсией, при которых, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378 невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, она обратилась в КУГИГ Администрации города Ульяновска о признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако решений ответчика ей было отказано в праве на внеочередное предоставление жилой.

Просила признать ее семью в составе четырёх человек нуждающейся во внеочередном улучшении жилищных условий, как семью, имеющую ребёнка-инвалида.

 

Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Никифорова Т.В., действующая в своих интересах и  интересах несовершеннолетнего С*** К.А. не соглашается с решением суда, просит его изменить как незаконное и необоснованное, удовлетворив ее исковые требования в полном объеме. При этом указывает, что суд не принял во внимание, что в спорном жилом помещении по адресу г. У*** проживает пять отдельных семей, которые ведут отдельное хозяйство. В связи с отсутствием необходимой жилой площади ее сын-инвалид С*** К.А. не имеет отдельного спального места.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика  администрации города Ульяновска, Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска, извещенного о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Никифорова Т.В. с ***.2016 с составом семьи 3 человека (она, сын Сафонов К*** А***, ***2000 года рождения, дочь Н*** В.А., *** года рождения) зарегистрированы в одной комнате общей площадью 16,61 кв. м коммунальной квартиры по адресу: город Ульяновск,  ул. Д***.

До 13.01.2016 истица и ее  дети были зарегистрированы в частном доме общей площадью 85,34 кв. м по адресу: г. У*** где всего было зарегистрировано 8 человек.

Собственниками жилого помещения являетеся истица ( 1/6 доля),   ее мать - А*** В*** Н*** и ее отец - А*** В*** С***.

Согласно техническому  паспорту на данное домовладение от 29 июня 2015 года общая площадь жилого дома составляет 135. 6 кв.м., площадь квартиры истицы составляет 78 кв.м. Жилой дом расположен на земельном участке площадью 900 кв.м.

Супруг истицы - Н*** А.Н. один - зарегистрирован в жилом доме общей площадью 53,2 кв. м по адресу: У***, который является собственником указанного жилого помещения и земельного участка площадью 2 000 кв.м.  по указанному выше адресу. Согласно справке ГУ МЧС  по Ульяновской области от 02.12.203 года  данный дом сгорел в 2013 году, огнем уничтожена кровля дома, внутренняя отделка, надворные постройки и имущество, находящееся в доме и надворных постройках.

Фактически Никифорова Т.В., ее муж Н*** А.Н. и дети  С*** К.А., Н*** В.А. проживают в жилом доме  по адресу город У***.  

Сафонов К.А. является  р***. Сафонов К.А. страдает  заболеванием -  шифр *** входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378

Истица обратилась в администрацию города Ульяновска с заявлением о внеочередном улучшении жилищных условий в связи с хроническим заболеванием  сына - С*** К*** А***

Заявление  рассмотрено на заседании Комиссии по учёту и распределению жилой площади администрации города Ульяновска от ***.2016 (протокол № ***).

Решением Комиссии по учёту и распределению жилой площади истице отказано в праве на внеочередное предоставление жилой площади по договору социального найма. Причиной отказа  явилось то, что истица не является нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Дав верную правовую оценку,  представленным доказательствам и правильно применив нормы материального права закон, суд обоснованно пришел к выводу о законности данного решения комиссии.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

В связи с этим, Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 01.03.2005, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма. 

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире

По общим правилам жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет. Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди  хотя и не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации. 

Сторонами не оспаривался тот факт, что несовершеннолетний сын истицы – Сафонов К.А. страдает  тяжелой формой хронического заболевания, включенного в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от  16 июня 2006 № 378.

Однако впервые с заявлением о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий Никифорова Т.В. обратилась в отдел по учету и распределению жилой площади КУГИГ администрации г. Ульяновска только в январе 2016 года. Решением комиссии от ***.2016  в удовлетворении заявления ей было отказано.

Таким образом, на момент обращения  с настоящим исковым заявлением  ни истица, ни члены ее семьи не  состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, соответственно право на внеочередное обеспечение  жилым помещением по договору социального найма у них отсутствовало.

Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке (ст.49 ЖК РФ).

В соответствии с законом Ульяновской области № 83-ЗО от 06.06.2007 «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма и порядке определения общей площади жилого помещения , предоставляемого гражданам по договорам социального найма»  признание граждан малоимущими осуществляется местными администрациями поселений и городских округов Ульяновской области.

В целях признания малоимущим  гражданин представляет непосредственно  в местную администрацию по месту своего жительства, в форме электронного документа через единый портал государственных и муниципальных услуг или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг соответствующее заявление, в котором должно содержаться его согласие и согласие  членов его семьи  на проверку местной администрацией сведений, содержащихся в предоставляемых одновременно с заявлением документах. Одновременно с указанным заявлением  предоставляется пакет документов, предусмотренный ст.2 настоящего закона.

В соответствии  со ст.3 Закона Ульяновской области № 49-ЗО от 06.05.2006  принятие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, осуществляется на основании заявления, поданного гражданином в уполномоченный орган по месту  своего жительства в письменной форме. К заявлению о принятии на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении прилагается в том числе и решение органа местного самоуправления о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в случаях, не установленных частью 3 статьи 49 ЖК РФ.

Таким образом,   жилое помещение  лицам, страдающим тяжелой формой хронических заболеваний, Перечень которых утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378, предоставляется при соблюдении, в том числе и общих условий, в частности признания гражданина малоимущим. Поскольку  Никифорова Т.В., законный представитель н*** Сафонова К.А.,  в установленном законом порядке с заявлением о признании его, а также членов семьи малоимущими в администрацию  города Ульяновска не обращалась и таковыми  они не были признаны, соответственно  решение об отказе в признании Никифоровой Т.В. и членов ее семьи нуждающимися в обеспечении жилым помещением по договору социального найма является законным.

Кроме того, при решении вопроса о нуждаемости семьи истицы в том числе и несовершеннолетнего С*** К.А.  в жилом помещении суд правомерно исходил из того, что они  фактически  проживают в частном доме общей площадью 85,34  кв.м., где всего проживают 8 человек.  Кроме того, Никифорова Т.В, и ее дети  зарегистрированы и являются сособственниками в размере 18\400 долей каждый  коммунальной квартиры общей площадью 92,3 кв.м. Мужу истицы Н*** А.Н. на праве собственности принадлежит жилой дом общей площадью 53,2 кв.м. по адресу У***. В настоящее время дом после пожара, однако непригодным для проживания в установленном законом порядке  данный дом не признан.

Поскольку истицей не представлено доказательств того, что Сафонов К.А. не является членом семьи собственников  жилого дома *** по ул.Г*** г. У***, а также того, что жилое помещение по данному адресу представляет собой коммунальную квартиру, в которой проживают различные семьи,  суд обоснованно  отказал в удовлетворении исковых требований.

Доводы  апелляционной жалобы в части того, что  в доме по ул.Г*** проживают пять различных семей доказательствами не подтверждены, а потому не ставят под сомнение правильность принятого судом решения.

В остальной части доводы  апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым судом решением,  фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для рассмотрения спора, либо опровергали  выводы суда первой инстанции, не содержат, в связи с чем  являются несостоятельными и не влекут отмену судебного решения.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно  применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решении, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 28 июня 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу  Никифоровой Т*** В***, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего С*** К*** А*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: