Судебный акт
Оспаривание предписания государственной инспекции труда
Документ от 13.09.2016, опубликован на сайте 21.09.2016 под номером 61613, 2-я гражданская, о признании незаконным предписания, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Подгорнова О.С.                                              Дело № 33-4414/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                    13 сентября 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре  Власовой М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Тарасова Б*** Ю*** на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 19 апреля 2016 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Тарасова Б*** Ю*** к Государственной инспекции труда в Ульяновской области о признании незаконным предписания № *** от *** 2016 года отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Тарасова Б.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Тарасов Б.Ю. обратился в суд с иском к Государственной инспекции труда в Ульяновской области о признании незаконным предписания № *** В обоснование иска указал, что оспариваемым предписанием от *** 2016 года, выданным Государственной инспекцией труда в Ульяновской области, на него как директора общества с ограниченной ответственностью «Э*** возложена обязанность устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно: внести в Федеральную государственную информационную систему учета результатов специальной оценки условий труда (далее - ФГИС СОУТ) сведения о результатах проведения специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) на предприятиях за 2014 - 2015 годы в срок до 11 марта 2016 года. Информацию о проведенной специальной оценке труда он предоставлял в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости и в Федеральную службы по труду и занятости (далее – Роструд) на бумажном носителе, порядок функционирования автоматизированной системы учета результатов СОУТ до ноября 2015 года  строго определен не был, а потому основания для внесения результатов СОУТ за 2014-2015 годы в специальную автоматизированную систему отсутствуют. Просил признать незаконным и отменить предписание Государственной инспекции труда в Ульяновской области №*** от *** 2016 года.

 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Тарасов Б.Ю. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение. По мнению автора жалобы, судом не были объективно исследованы доказательства, подтверждающие факт невозможности использования специальной автоматизированной системы с начала 2014 года по 01 января 2016 года. В указанный период времени полномочия организации по использованию автоматизированной системы были ограничены. Просит учесть, что ввиду установленного Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ  «О специальной оценке условий труда» переходного периода с 01 января 2014 года по 01 января 2016 года все отчёты о результатах СОУТ в территориальный орган Роструда в бумажном и электронном виде он сдал, принимал меры по сдаче отчётности в федеральную автоматизированную систему с момента получения квалифицированной электронной подписи (19 октября 2015 года); со службой технической поддержки автоматизированной системы с 23 октября 2015 года обменивался информацией о затруднениях, загрузил в систему 12 отчетов. Согласен с тем, что в период с 12 ноября по 31 декабря 2015 года допустил нарушения существующего порядка передачи сведений о результатах проведения СОУТ.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Государственной инспекции труда в Ульяновской области, извещенного о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулирует Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», который также устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда (далее – Закон о специальной оценке условий труда).

Согласно ч. 1 ст. 8 названного Федерального закона обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 Закона о специальной оценке условий труда и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (часть 2 ст. 8).

Статья 15 Закона о специальной оценке условий труда возлагает на организацию, проводящую специальную оценку условий труда, обязанность по составлению отчета о ее проведении (часть 1).

Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету (часть 2 ст. 15).

Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (часть 3 ст. 15).

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона о специальной оценке условий труда результаты проведения специальной оценки условий труда, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Обязанность по передаче результатов проведения специальной оценки условий труда возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда.

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о ее проведении передает в информационную систему учета в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, сведения, предусмотренные частью 2 ст. 18 Закона о специальной  оценке условий труда (ч. 3 ст. 18).

Порядок формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в информационной системе учета, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (часть 7 ст. 18).

Оператором информационной системы учета является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (часть 9 ст. 18).

Статьей 28 Закона о специальной оценке условий труда, определяющей порядок его вступления в силу, установлено, что до 1 января 2016 года сведения, указанные в статье 18 Закона, передаются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01 сентября 2012 года № 875, федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда).

Порядок и правила передачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в период до 01 января 2016 года были установлены приказом Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 03 июля 2014 года №436н «Об  утверждении порядка передачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда».

Пунктом 2 указанного Порядка было установлено, что сведения о результатах проведения специальной оценки условий труда передаются организацией, проводящей специальную оценку условий труда, в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о ее проведении, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, и с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных: на бумажных и (или) электронных носителях - в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по месту нахождения рабочих мест, в отношении условий труда, на которых проводилась специальная оценка условий труда, а в случае проведения специальной оценки условий труда в отношении условий труда на рабочих местах, расположенных на территории нескольких субъектов Российской Федерации - в Федеральную службу по труду и занятости; в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, в автоматизированную систему анализа и контроля в области охраны труда.

Отказывая Тарасову Б.Ю. в удовлетворении требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что передача со стороны организации, проводящей специальную оценку условий труда сведений (отчета) о такой оценке в форме электронного документа, подписанного квалифицированной  электронной подписью, в автоматизированную систему анализа и контроля в области охраны труда является составной частью законодательно регламентированного порядка проведения специальной оценки условий труда.

Выводы суда соответствуют нормам материального права и основаны на фактических обстоятельствах дела, из которых следует, что ООО «Э***», руководителем которой является Тарасов Б.Ю., осуществляет деятельность по сертификации организации работ по охране труда, проведению специальной оценки условий труда

11 февраля 2016 года Государственной инспекцией труда в Ульяновской области в адрес директора ООО «Э***» было выдано предписание об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно: истцу было предписано в срок до 11 марта 2016 года внести в ФГИС СОУТ сведения о результатах проведения СОУТ на предприятиях за 2014-2015 годы на основании статей 18, 28 Закона о специальной оценке условий труда, п. 2 приказа Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 03 июля 2014 года № 436н.

В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции истец не отрицал, что не в полном объеме (не по всем предприятиям) передал сведения в ФГИС СОУТ о результатах проведения СОУТ на предприятиях за 2014-2015 годы.

В апелляционной жалобе истец по сути данное обстоятельство также не оспаривает.

Утверждения истца об отсутствии технической возможности передачи данных в единую автоматизированную систему опровергаются его же пояснениями и данными о передаче в систему отчетов по результатам СОУТ по отдельным предприятиям. 

Порядок передачи данных в единую автоматизированную систему до 01 января 2016 года на законодательном уровне был урегулирован, на что прямо указано в ст. 28 Закона о специальной оценке условий труда, в связи с чем утверждения истца об отсутствии такого порядка и, как следствие, о незаконности предписания несостоятельны.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 19 апреля 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Тарасова Б*** Ю***  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи