Судебный акт
Об обеспечении специализированным жилым помещением
Документ от 13.09.2016, опубликован на сайте 21.09.2016 под номером 61611, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кочергаева О.П.                                               Дело № 33-4378/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                    13 сентября 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре  Власовой М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 27 июня 2016 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования    прокурора г.Димитровграда   в  интересах Артемовой А.С. к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и  транспорта Ульяновской области удовлетворить.  

Признать    незаконным    бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального  комплекса  и  транспорта  Ульяновской  области  по  своевременному обеспечению Артемовой А*** С***  жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения. 

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса  и транспорта  Ульяновской  области  обеспечить Артемову А*** С***  жилым  помещением  по   договору найма специализированного  жилого помещения  в  муниципальном  образовании  «***» Ульяновской области. 

В удовлетворении исковых требований прокурора г.Димитровграда в интересах Артемовой А*** С***   к Правительству Ульяновской области, отделу опеки и попечительства управления образования администрации г.Димитровграда  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Артемовой А.С., прокурора Сальникова А.А., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор г.Димитровграда Ульяновской области, действуя в интересах Артемовой А.С., обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (в настоящее время – Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 04 апреля 2016 года №7/141-П), отделу опеки и попечительства администрации муниципального образования «Город Димитровград», Правительству Ульяновской области о признании бездействия незаконным, понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование иска указал, что Артемова А.С. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одинокая мать Артемовой А.С. - А*** Н.П. умерла *** года. Согласно постановлению администрации г.Димитровграда от *** 2012 года № *** «Об установлении попечительства над несовершеннолетней Артемовой А.С.» несовершеннолетняя А*** А.С. была передана на попечительство П*** В.М. Пунктом 3 данного постановления за Артемовой А.С. было сохранено право собственности на 1/8 долю в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по ул.П*** в г.Димитровграде. Артемова А.С. имеет право на получение жилого помещения в г.Димитровграде по месту выявления и устройства, по месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения, где для Артемовой А.С. установлена невозможность проживания. В настоящее время Артемова А.С. вынуждена проживать в общежитии О*** поскольку жилье по ул.П*** не отвечает по площади  предъявляемым требованиям. В список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, она включена *** года, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. Просил суд признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительства Ульяновской области, отдела опеки и попечительства администрации г.Димитровграда по своевременному обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения; обязать Министерство  строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительство Ульяновской области, отдел опеки и попечительства администрации г.Димитровграда обеспечить истца жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения на территории *** Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что Артемова А.С. включена в Список  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Не обеспечена жильем по причине отсутствия специализированного государственного жилого фонда в Ульяновской области. Кроме того, считает, что предоставление истцу первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма нарушает права других детей-сирот, включенных в соответствующий Список.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как  установлено судом и следует из материалов дела, Артемова А.С., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Одинокая мать истца – А*** Н.П. умерла *** года.

Постановлением главы администрации города Димитровграда № *** от *** 2012 года над несовершеннолетней Артемовой А.С. было установлено попечительство, попечителем назначена П*** В.М.; за несовершеннолетней А*** А.С. сохранено право собственности на 1/8 долю в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: У***.

Решением комиссии от *** 2014 года по установлению факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области установлен факт невозможности проживания Артемовой А.С. в ранее занимаемом жилом помещении по названному выше адресу.

*** 2014 года Артемова А.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, однако до сегодняшнего дня жилое помещение ей не предоставлено.

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что истец не обеспечен жилым помещением.  При этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора г. Димитровграда Ульяновской области, действующего в интересах Артемовой А.С., подлежат удовлетворению, мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истец, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 27 июня 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

Указать в решении суда наименование ответчика – Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи