Судебный акт
Оспаривание бездействия комиссии ФСИН России
Документ от 13.09.2016, опубликован на сайте 21.09.2016 под номером 61608, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия должностных лиц, признании права в постановке на учёт на получение единовременной социальной выплаты, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Санатуллова Ю.Р.                                             Дело № 33-4361/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                    13 сентября 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре  Штукатурове С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Панкова С*** В*** на решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 15 июня 2016 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Панкова С*** В*** к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконным бездействия в связи с нарушением сроков рассмотрения заявления для получения единовременной социальной выплаты, признании права на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Панкова С.В., его представителя – адвоката Курашова В.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области Мошкова А.Ю.,  полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Панков С.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области (далее – УФСИН России по Ульяновской области), Федеральной службе исполнения наказаний (далее – ФСИН России) о признании незаконным бездействия в связи с нарушением сроков рассмотрения заявления для получения единовременной социальной выплаты, признании права на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В обоснование исковых требований указал, что с *** 2011 года по *** 2016 года проходил службу в должности м***, уволен по выслуге лет, период службы в календарном исчислении составляет более 15 лет. 09 июля 2014 года в установленном порядке он обратился в Территориальную подкомиссию УФСИН России по Ульяновской области с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья и представил необходимые документы. По результатам рассмотрения его заявления и документов 22 октября 2014 года Территориальной подкомиссией было принято решение о направлении пакета его документов в Комиссию ФСИН России для решения вопроса о постановке его с составом семьи четыре человека на учет в целях получения единовременной социальной выплаты. Однако до настоящего времени Комиссией ФСИН России не рассмотрены его заявление и документы, решение по существу не принято. Просил признать незаконным бездействие ФСИН России в связи с нарушением сроков рассмотрения его заявления, признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты, обязать ответчиков поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи четыре человека.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Панков С.В. считает решение суда незаконным, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Не соглашается с выводами суда об отсутствии со стороны ответчика бездействия, а также с тем, что снятие его с регистрационного учета по адресу: г.Д*** является намеренным ухудшением жилищных условий. Его документы находятся на рассмотрении в комиссии ответчика более установленного законом срока - три месяца. Жилищные условия он не ухудшал, поскольку в квартиру ***, дома *** по ул. К*** в г. Д*** он никогда не вселялся, не проживал, право пользования помещением не приобретал, и не был членом семьи проживающей там К*** Л.Н. Его регистрация по указанному адресу носила формальный характер, была необходима для трудоустройства в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области. С регистрационного учета он снялся по требованию К*** Л.Н., и временно зарегистрировался по адресу своей семьи – супруги и дочерей. Фактически он с семьей проживает в комнате в общежитии ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

С 01 января 2013 года отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулирует Федеральный закон от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 283-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 4 указанного Федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы (далее - единовременная социальная выплата).

Частью 3 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ установлено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник в том числе: не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; проживает в  общежитии (пункты 1, 2, 6).

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 6 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ0).

Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369 (далее – Правила).

Пунктом 3 Правил определено, что единовременная социальная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти или уполномоченного им руководителя, которое оформляется приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.

К федеральным органам исполнительной власти в целях названных Правил относится в том числе Федеральная служба исполнения наказаний.

Принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4 Правил).

Пунктом 5 Правил определен перечень документов, которые сотрудник должен представить в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения и в которых указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи.

На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.

Согласно пункту 23 Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Панков С.В., с***, уволен в связи с выходом на пенсию по выслуге лет 11 апреля 2016 года.

09 июля 2014 года истец, имеющий на указанную дату выслугу лет 16 лет 5 месяцев 14 дней, обратился в Территориальную подкомиссию УФСИН России по Ульяновской области с заявлением и документами о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в целях предоставления единовременной социальной выплаты.

Заявление истца было рассмотрено Территориальной подкомиссией 22 октября 2014 года, принято решение о направлении пакета документов, представленных Панковым С.В. в УФСИН России по Ульяновской области, в Комиссию ФСИН России для решения вопроса о постановке истца с составом семьи 4 человека на учет в целях получения единовременной социальной выплаты.

11 ноября 2014 года истец был уведомлен о принятии Территориальной подкомиссией решения о направлении пакета документов в Комиссию ФСИН России для решения вопроса о постановке на учет в целях получения единовременной социальной выплаты.

Сведений о принятии Комиссией ФСИН России решения по вопросу постановки Панкова С.В. на учет в целях получения единовременной социальной выплаты либо об отказе ему в этом до настоящего времени не имеется, как пояснил представитель ответчиков в судебном заседании суда апелляционной инстанции.

Отказывая в удовлетворении требований Панкова С.В. о признании незаконным бездействия ответчика по длительному нерассмотрению документов, суд первой инстанции сослался на приведенный выше п. 23 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года №369.

Однако данный пункт Правил устанавливает порядок предоставления единовременной социальной выплаты сотрудникам в зависимости от очередности принятия их на учет, а не очередность рассмотрения самих заявлений о постановке на учет.

Пунктом 7 Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного Приказом ФСИН России от 29 августа 2013 года № 496 и действовавшего до 13 декабря 2014 года (далее – Порядок), в целях своевременного, полного и объективного рассмотрения вопросов предоставления сотрудникам и гражданам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утверждена система комиссий из комиссии ФСИН России; комиссий территориальных органов ФСИН России; комиссий образовательных учреждений ФСИН России.

К компетенции комиссии ФСИН России данным Приказом было отнесено принятие решений о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной социальной выплаты, отказе в указанной постановке на учет и снятии с него (пункт 8.1.2 Порядка).

На комиссии территориальных органов ФСИН России, в свою очередь, были возложены функции принятия документов для получения единовременной выплаты, проверки содержащихся в них сведений, подготовки для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты (пункт 10.1 Порядка).

В соответствии с пунктом 11 Порядка территориальные подкомиссии в течение 3 рабочих дней со дня принятия ими решений о направлении документов для получения единовременной выплаты в Комиссию ФСИН России в целях принятия решения о постановке на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет осуществляют подготовку для направления в ФСИН России пакета документов.

Документы для получения единовременной выплаты должны быть рассмотрены Комиссией ФСИН России в течение 3 месяцев с даты приема (получения) указанных документов, отраженной в Книге учета заявлений (пункт 19 Порядка).

Приказом ФСИН России от 16 октября 2014 года № 550 «Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения» (далее – Приказ № 550), отменившим действие Приказа № 496 от 29 августа 2013 года, принятие решений о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет и снятии с него отнесено к компетенции комиссий всех уровней (пункт 7.1.2).

Согласно пункту 4 данного Приказа, заявления (рапорты), поданные сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уволенными со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, до вступления в силу настоящего приказа, рассматриваются комиссией ФСИН России.

В соответствии с п. 16 Приказа № 550 документы для получения единовременной выплаты должны быть рассмотрены комиссией в течение 3 месяцев с даты приема (получения) указанных документов, отраженной в Книге учета заявлений.

Согласно п. 17 Приказа № 550 комиссия принимает одно из следующих решений:

о постановке сотрудника, гражданина на учет для получения единовременной выплаты;

об отказе в постановке сотрудника, гражданина на учет для получения единовременной выплаты;

о внесении директору ФСИН России, начальнику территориального органа ФСИН России, образовательной организации ФСИН России предложения о предоставлении единовременной выплаты сотрудникам и гражданам из числа лиц, состоящих на учете для получения единовременной выплаты;

о снятии сотрудника, гражданина с учета для получения единовременной выплаты.

В течение 1 месяца со дня принятия решения о постановке (снятии) сотрудника, гражданина на соответствующий учет либо отказе в постановке на такой учет комиссия уведомляет его (их) в письменном виде о принятом решении (п. 20 Приказа № 550).

Указанные выше обстоятельства о длительном нерассмотрении заявления и документов Панкова С.В. (на дату вынесения обжалуемого решения - 1 год и 8 месяцев с момента направления документов в комиссию ФСИН России) свидетельствуют об обоснованности требований Панкова С.В. в части признания незаконным бездействия ФСИН России.

Доказательств того, что решение не принято по вине самого истца, не представлено.

Значительный объем поданных сотрудниками уголовно-исполнительной системы документов для принятия решений о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты не может служить оправданием незаконного бездействия и, как следствие, основанием для отказа в иске.

Таким образом, исковые требования о признании незаконным бездействия ФСИН России, выразившегося в нерассмотрении заявления от 09 июля 2014 года о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в трехмесячный срок были заявлены Панковым С.В. обоснованно, решение суда об отказе в удовлетворении указанных требований не может быть признано законным, поскольку постановлено с неправильным применением норм материального права.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В отсутствие решения комиссии ФСИН России, принятого по результатам рассмотрения заявления Панкова С.В., а тем самым и самого спора о наличии (отсутствии) у Панкова С.В. права на получение единовременной социальной выплаты, не имеется оснований для рассмотрения по существу требований Панкова С.В. о признании за ним права на получение единовременной социальной выплаты и возложении на ФСИН России обязанности поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты.

С учетом изложенного решение суда об отказе в полном объеме в удовлетворении требований Панкова С.В. к ФСИН России является незаконным, подлежит отмене.

По делу надлежит принять новое решение, которым требования Панкова С.В. к ФСИН России удовлетворить частично, признать незаконным бездействие ФСИН России, выразившееся в нерассмотрении в трехмесячный  срок заявления Панкова С.В. от 09 июля 2014 года о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

В удовлетворении остальной части исковых требований Панкову С.В. следует отказать, поскольку, как было указано выше, требования о признании права на получение единовременной социальной выплаты, возложении на ФСИН России обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения заявлены Панковым С.В. преждевременно.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 15 июня 2016 года отменить.

Принять новое решение, которым исковые требования Панкова С*** В*** к Федеральной службе исполнения наказаний удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Федеральной службы исполнения наказаний, выразившееся в нерассмотрении в трехмесячный  срок заявления Панкова Сергея Владимировича от 09 июля 2014 года о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

В удовлетворении остальной части исковых требований Панкову С*** В*** отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи