Судебный акт
О предоставлении жилья
Документ от 06.09.2016, опубликован на сайте 19.09.2016 под номером 61583, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия и обязании обеспечить специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Мяльдзина С.Н.                                                Дело № 33-4221/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 06 сентября 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Фоминой В.А., Герасимовой Е.Н.

с участием прокурора Сальникова А.А.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 30 мая 2016 года, по которому постановлено:

Исковые требования прокурора Цильнинского района Ульяновской области удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению Ивановой Е*** С***, *** года рождения, жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Иванову Е*** С*** в Цильнинском районе Ульяновской области жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

В удовлетворении исковых требований к отделу опеки и попечительства - МУ Комплексный центр социального обслуживания населения МО «Цильнинский район» Ульяновской области прокурору Цильнинского района Ульяновской области отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., заключение прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Цильнинского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Ивановой Е.С. к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, МУ КЦСОН МО «Цильнинский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия и предоставлении специализированного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование иска указано, что Иванова Е.С. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения в собственности не имеет. ***.2015 Иванова Е.С. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области, с правом на предоставление жилого помещения на территории Ульяновской области, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.

Просил признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и отдела опеки и попечительства МУ Комплексный центр социального обслуживания населения МО «Цильнинский район» Ульяновской области по несвоевременному обеспечению Ивановой Е.С. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения и обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Иванову Е.С. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма в Цильнинском районе Ульяновской области

Рассмотрев данный спор, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что жилое помещение не представлено по причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых помещений. Кроме того, считает, что предоставление истцу первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, нарушает права других детей-сирот, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Из материалов дела следует, что Иванова Е.С., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепленного жилого помещения не имеет.

Родители истицы - И*** С.М. и А*** О.Н. лишены родительских прав решением Майнского районного суда Ульяновской области от *** года.

Постановлением Главы администрации МО «Майнский район» № *** от ***2006 Иванова Е.С. помещена в детское государственное образовательной учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за ней закреплено жилье по адресу: М***.

С ***.1999 Иванова Е.С. зарегистрирована по адресу: У***

С 01.08.2006 по 30.08.2008 Иванова Е.С. обучалась в О***, с 30.08.2008 по 14.12.2010 - воспитывалась в О***», находилась на полном государственном обеспечении.

Постановлением администрации МО «Майнский район» № *** от ***.2010 над Ивановой Е.С. установлена опека по договору о приемной семье, опекуном назначена Н*** Г.И., проживающая по адресу: У***

Постановлением администрации МО «Цильнинский район» № *** от ***2016 Н*** Г.И. освобождена от обязанностей опекуна по договору о приемной семье над Ивановой Е.С., с ***.2016 договор о приемной семьей с Н*** Г.И. расторгнут.

Заключением межведомственной комиссии МО «Выровское сельское поселение» от ***2015 жилое помещение, закрепленное за Ивановой Е.С., расположенное по адресу: У*** признано непригодным для постоянного проживания.

Постановлением администрации МО «Майнский район» № *** от ***2015 внесено изменение в постановлением Главы администрации МО «Майнский район» от ***2006 № *** «О помещении несовершеннолетней И*** Е*** С*** *** года рождения, в детское государственное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пункты 2 (о закреплении за Ивановой Е.С. жилья) и 3 указанного постановления признаны утратившими силу.

С 05.09.2015 по настоящее время Иванова Е.С. является студенткой О***, проживает в общежитии данного образовательного учреждения, зарегистрирована по месту пребывания на срок с 11.03.2016 по 30.06.2016 по адресу: У***.

Согласно сведениям, представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Иванова Е.С. собственником объектов недвижимости не является.

***.2015 Иванова Е.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.

Поскольку жилое помещение Ивановой Е.С. не предоставлено, прокурор, действуя в ее интересах, обратился в суд с вышеуказанным иском.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обеспечение Ивановой Е.С. благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения должно осуществляться независимо от времени постановки на очередь.

С выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 №15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что и истица, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 30 мая 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: