Судебный акт
Обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение
Документ от 06.09.2016, опубликован на сайте 14.09.2016 под номером 61511, 2-я гражданская, о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сапрыкина Е.В.                                                 Дело № 33-4242/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                    06 сентября 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре  Штукатурове С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Насырова И*** З*** на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 15 июня 2016 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Насырова И*** З*** к областному государственному казенному учреждению социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Насыров И.З. обратился в суд с иском к областному государственному казенному учреждению социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске» (далее – Центр) о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. В обоснование иска указал, что является инвалидом *** группы по общему заболеванию. Обратился к ответчику с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, которое было зарегистрировано 10 января 2014 года за № ***. До настоящего времени путевкой он так и не обеспечен. Просил суд признать незаконным бездействие ответчика, выразившиеся в не предоставлении в течении длительного времени путевки на санаторно-курортное лечение, обязать ответчика предоставить ему путевку на санаторно-курортное лечение за счет средств федерального бюджета

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Насыров И.З. не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные доводам искового заявления. Обращает внимание, что судом не исследовались документы, отражающие состояние очередности получения санаторно-курортного лечения по группе «***». Судом также не были получены пояснения от ответчика о возможной альтернативе реализации им права на получение государственной социальной помощи.

В возражениях на апелляционную жалобу ОГКУ СО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске» просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Насыров И.З. является инвалидом *** группы бессрочно, имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение.

10 января 2014 года Насыров И.З. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки с приложением всех необходимых документов, в ответ на которое получил уведомление о том, что поставлен на учет для получения путевки на санаторно-курортное лечение, по состоянию на 06 мая 2016 года порядковый номер истца по профилю заболевания ***

Поскольку путевка на санаторно-курортное лечение истцу за 2014 год не предоставлена, Насыров И.З. обратился в суд настоящим иском.

Принимая решение об отказе в иске, суд пришел к верному выводу, что оснований, предусмотренных законом, для удовлетворения требований Насырова И.З. не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований считать его неправильным не имеется.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.

В состав набора социальных услуг включается согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).

В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).

Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 3.3 Порядка).

Согласно п.п. 3.7, 3.8 Порядка заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, подается гражданином в уполномоченный орган по месту жительства, где оно регистрируется не позднее 10 дней с момента поступления.

24 декабря 2009 года между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Ульяновской области заключено соглашение о передаче Правительству Ульяновской области части федеральных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам, в том числе санаторно-курортного лечения, 29 декабря 2009 года заключено соглашение между Фондом социального страхования и Департаментом социальной защиты населения Ульяновской области (в настоящее время – Министерство труда и социального развития Ульяновской области) о передаче федеральных полномочий в области предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, которые затем вменены в обязанность ОГКУСО «ЦОТСиР» (абз. 5 п.1.1 Устава ОГКУСО «ЦОТСиР»).

Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.

В целях обеспечения реализации прав граждан на получение социальных услуг, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).

Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1294).

Оплата стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.

Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

На основании указанных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 года № 686-О).

Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.

Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.

Поскольку заявление Насырова И.З. о предоставлении санаторно-курортной путевки в 2014 году было рассмотрено ответчиком в установленном законом порядке, суд правильно указал, что путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена Насырову И.З. исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления, в силу чего основания для удовлетворения его исковых требований отсутствуют.

Доводы, приведенные Насыровым И.З. в апелляционной жалобе, не могут повлечь отмену решения суда, так как не основаны на вышеуказанных нормах действующего законодательства.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 15 июня 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Насырова И*** З*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи