Судебный акт
Объекты культурного наследия имеют собственника в лице районной администрации
Документ от 06.09.2016, опубликован на сайте 09.09.2016 под номером 61445, 2-я гражданская, о принятии мер к постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов культурного наследия регионального значения, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Шакурова Н.К.                                                                         Дело № 33-4341/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                             06 сентября 2016  года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Аладина П.К.,

судей Подгорновой О.С., Калашниковой Е.В.,

при секретаре Насыбулловой Э.Ф.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 28 июня 2016 года, по которому постановлено:

 

уточненное исковое заявление прокурора Карсунского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия по принятию мер к постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов культурного наследия регионального значения, возложении обязанности по принятию мер к постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов культурного наследия регионального значения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области по принятию мер к постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов культурного наследия регионального значения следующих объектов: «Братской могилы 69 жертв кулацкого Чапанного восстания и комиссара уездного комитета Репинского. 1919 г.» (р.п. Карсун, центральный парк), поставленного на государственную охрану Решением исполкома Ульяновского областного Совета депутатов трудящихся от 16 марта 1957 года № 223/5; «Могилы Вишнякова Владимира Леонтьевича, секретаря уездного исполкома делегата II съезда Советов, убитого анархистами. 1918 г.» (р.п. Карсун, поселковое кладбище), поставленной на государственную охрану Решением исполкома Ульяновского областного Совета депутатов трудящихся от 16 марта 1957  года № 223/5; «Могилы Денисова Максима Яковлевича, Героя Советского Союза. 1913-1970 гг.» (р.п. Карсун, кладбище, в 15 м от восточной ограды), поставленной на государственную охрану Решением исполкома Ульяновского областного Совета депутатов трудящихся 06 декабря 1973 года № 834; «Могилы Лебедева Алексея Сергеевича, начальника волостной милиции, убитого контрреволюционерами. 1894-1918 гг.» (р.п. Карсун, поселковое кладбище), поставленной на государственную охрану Решением исполкома Ульяновского областного Совета депутатов трудящихся от 06 декабря 1973 года № 834.

Обязать администрацию муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области принять меры к постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов культурного наследия следующих объектов: «Братской могилы 69 жертв кулацкого Чапанного восстания и комиссара уездного комитета Репинского. 1919 г.» (р.п. Карсун, центральный парк), поставленного на государственную охрану Решением исполкома Ульяновского областного Совета депутатов трудящихся от 16 марта 1957 года № 223/5; «Могилы Вишнякова Владимира Леонтьевича, секретаря уездного исполкома делегата II съезда Советов, убитого анархистами. 1918 г.» (р.п. Карсун, поселковое кладбище), поставленной на государственную охрану Решением исполкома Ульяновского областного Совета депутатов трудящихся от 16 марта 1957  года № 223/5; «Могилы Денисова Максима Яковлевича, Героя Советского Союза. 1913-1970 гг.» (р.п. Карсун, кладбище, в 15 м от восточной ограды), поставленной на государственную охрану Решением исполкома Ульяновского областного Совета депутатов трудящихся 06 декабря 1973 года № 834; «Могилы Лебедева Алексея Сергеевича, начальника волостной милиции, убитого контрреволюционерами. 1894-1918 гг.» (р.п. Карсун, поселковое кладбище), поставленной на государственную охрану Решением исполкома Ульяновского областного Совета депутатов трудящихся от 06 декабря 1973 года № 834.

 

Заслушав доклад судьи Подгорновой О.С., объяснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Ульяновской области Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Карсунского района обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия по принятию мер к постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов культурного наследия регионального значения, возложении обязанности по принятию мер к постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов культурного наследия регионального значения.

Требования мотивированы тем, что проведенной прокуратурой Карсунского района проверкой было установлено, что администрацией муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области не реализуются требования федерального законодательства об объектах культурного наследия.

По состоянию на 25 марта 2016 года объекты культурного наследия: «Братская могила 69 жертв кулацкого Чапанного восстания и комиссара уездного комитета Репинского. 1919 г.»; «Могила Вишнякова Владимира Леонтьевича, секретаря уездного исполкома делегата II съезда Советов, убитого анархистами. 1918 г.»; «Могила Денисова Максима Яковлевича, Героя Советского Союза. 1913-1970 гг.»; «Могила Лебедева Алексея Сергеевича, начальника волостной милиции, убитого контрреволюционерами. 1894-1918 гг.» не поставлены на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии но Ульяновской области. Согласно информации, представленной Министерством искусства и культурной политики Ульяновской области, данные объекты культурного наследия регионального значения не имеют собственника - являются бесхозяйными.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области, муниципальное образование Карсунское городское поселение Карсунского района Ульяновской области.

Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Карсунский район», не соглашаясь с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что спорные объекты культурного наследия регионального значения включены в реестр имущества муниципального образования Карсунское городское поселение в составе муниципальной казны. Реестр имущества муниципального образования Карсунское городское поселение является действующим документом, не признанным недействительным, чему суд не дал правовой оценки. Также судом не учтено, что право собственности на объекты, указанные в реестре имущества муниципального образования, никем не оспорено, и    администрация муниципального образования «Карсунский район» не имеет возможности принять меры к постановке на учет как бесхозяйного имущества, у которого имеется собственник. 

В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор Карсунского района просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Поскольку участие в суде апелляционной инстанции является правом участвующих в деле лиц, с учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.

Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, апелляционная инстанция приходит к следующему.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражений на жалобу.

В соответствии с ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В ч. 3 названной федеральной нормы оговорено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 14, п. 9 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения, расположенных на территории поселения.

В собственности поселения могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения.

Как следует из материалов дела, в сводный список объектов культурного  наследия (памятников истории и культуры) Карсунского района Ульяновской области и подлежащих государственной охране, с 1999 года включены «Братская могила 69 жертв кулацкого Чапанного восстания и комиссара уездного комитета Репинского. 1919 г.», местонахождение пгт. Карсун, центральный парк; «Могила Вишнякова Владимира Леонтьевича, секретаря уездного исполкома делегата II съезда Советов, убитого анархистами. 1918 г.», местонахождение пгт. Карсун, поселковое кладбище; «Могила Денисова Максима Яковлевича, Героя Советского Союза. 1913-1970 гг.», местонахождение  пгт. Карсун, кладбище, в 15 м от восточной ограды; «Могила Лебедева Алексея Сергеевича, начальника волостной милиции, убитого контрреволюционерами. 1894-1918 гг.», местонахождение пгт. Карсун, поселковое кладбище.

Данные объекты культурного наследия в реестр объектов государственной собственности Ульяновской области, объектов федерального имущества не включены. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним  сведения о зарегистрированных правах на спорные объекты также отсутствуют.

Указанные обстоятельства, по мнению районного суда, являлись основанием для удовлетворения исковых требований.

Однако, как следует из представленного в материалы дела реестра имущества  образования Карсунское городское поселение, в составе муниципальной казны числятся: Братская могила Чапанного восстания, расположенная по адресу: Ульяновская область область, Карсунсикй район район, р.п. Карсун, ул. Куйбышева,  д. 11А, за номером ***; могилы Вишнякова Владимира Леонтьевича, секретаря II съезда Советов, убитого анархистами, Денисова Максима Яковлевича, Героя Советского Союза, Лебедева Алексея Сергеевича, начальника волостной милиции, убитого контрреволюционерами, расположенные по адресу: Ульяновская область, Карсунский район, р.п. Карсун, ул. Тельмана, д. 7, в составе кладбища, за номером ***.

Районный суд, удовлетворяя исковые требования прокурора, указал на ненадлежащее ведение реестра имущества муниципального образования и не принял этот реестр в качестве доказательства включения спорных объектов культурного наследия регионального значения в реестр объектов муниципальной собственности р.п. Карсун.

По мнению судебной коллегии, этот вывод сделан без учета всех существенных обстоятельств рассматриваемого дела.

В силу п. 1 ст. 11 ГК РФ, судебной защите подлежат оспариваемые или нарушенные права.

Из положений ст. 46 Конституции РФ и требований ч. 1 ст. 3 ГПК РФ следует, что судебная защита прав заинтересованного лица возможна только в случае реального нарушения прав, свобод и законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. При этом, бремя доказывания нарушения прав лежит на самом истце, который при обращении в суд должен доказать, какие права и охраняемые интересы будут восстановлены в случае удовлетворения его искового заявления.

Согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года №2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением №3 к Постановлению №3020-1.

Документами, подтверждающими право муниципальной собственности на отдельные объекты, является реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности, а до момента внесения объектов в указанные реестры - перечень объектов, определяется в соответствии с Приложением №3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №3020-1.

Исходя из положений ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

При этом, согласно ст. 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества утвержден Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30 августа 2011 года № 424.

Согласно пункту 2 названного Порядка объектами учета в реестрах является находящиеся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости).

До принятия в 2011 году указанного Порядка ведения реестров каким-либо нормативным документом содержание таких реестров не регламентировалось.

По мнению судебной коллегии, как возможное нарушение порядка ведения реестра, так и отсутствие в материалах дела документов, на основании которых спорное имущество было включено в муниципальную казну, не свидетельствует в бесспорном порядке об их бесхозяйности и не может явиться основанием для удовлетворения иска, поскольку такой учет носит вторичный характер и является производным от действительных прав на соответствующее имущество.

Право собственности муниципального образования на спорные объекты культурного наследия регионального значения никем не оспорено. Само по себе  несоблюдение процедуры регистрации права собственности муниципального имущества вещных прав муниципального образования как собственника имущества не нарушает. При наличии оснований публичное образование не лишено возможности защищать право собственности на имущество независимо от того, зарегистрировано оно в установленном порядке или нет. В соответствии с абз. 3 п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска у суда не имелось,  в удовлетворении иска следует отказать.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 28 июня 2016 года отменить.

В удовлетворении исковых требований прокурора Карсунского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия по принятию мер к постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов культурного наследия регионального значения, возложении обязанности по принятию мер к постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов культурного наследия регионального значения отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи: