Судебный акт
Ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ
Документ от 06.09.2016, опубликован на сайте 16.09.2016 под номером 61411, Админ. надзор, КоАП: ст. 8.2, ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТМЕНЕНО полностью С ПРЕКРАЩЕНИЕМ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ (в том числе с отменой последующих решений)

                                                                                         Дело №  4А - 296/2016

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                            06 сентября 2016 г.

 

Заместитель председателя Ульяновского областного суда Болбина Л.В., рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Логуновой Л*** Е*** на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Ульяновской области в области недропользования и природных ресурсов Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 01 марта 2016 года,  решение судьи Инзенского районного суда Ульяновской области от 04 апреля 2016 года и решение судьи Ульяновского областного от 09 июня 2016 года, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Логуновой Л*** Е*** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ,

 

у с т а н о в и л а:

 

постановлением старшего государственного инспектора Ульяновской области в области недропользования и природных ресурсов Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 01.03.2016 года индивидуальный предприниматель Логунова Л.Е. (далее ИП Логунова Л.Е.) привлечена к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ. За совершение этого правонарушения ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с этим постановлением, ИП Логунова Л.Е. обжаловала его в районный суд.

Решением судьи Инзенского районного суда Ульяновской области от 04.04.2016 указанное постановление оставлено без изменения.

Не согласившись и с решением судьи районного суда, ИП Логунова Л.Е. обжаловала его в областной суд.

Решением судьи Ульяновского областного суда от 09.06.2016 жалоба ИП Логуновой Л.Е. была удовлетворена частично, постановление старшего государственного инспектора Ульяновской области в области недропользования и природных ресурсов Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 01.03.2016,  решение судьи Инзенского районного суда Ульяновской области от 04.04.2016 о привлечении  индивидуального предпринимателя Логуновой Л.Е. к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ были изменены путем исключения из объема обвинения осуществление ИП Логуновой деятельности без определения класса опасности отходов для окружающей среды. В остальном обжалованные акты оставлены без изменения.

В жалобе на вступившие в законную силу постановление и судебные решения по делу ИП Логунова Л.Е. просит их отменить, производство по делу прекратить.

В обоснование жалобы указывает на то, что в ходе проведенной проверки установлено лишь осуществление ею деятельности, в процессе которой образуются отходы, но она не осуществляет прием отходов от физических и юридических лиц, не имеет специально оборудованных площадок для временного складирования отходов, не использует отходы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг либо получения энергии, не осуществляет деятельность по сжиганию и обеззараживанию отходов, транспортировку и перемещение отходов. В результате ее коммерческой деятельности образуются только твердые коммунальные отходы, которые собираются, транспортируются и утилизируются уполномоченной компанией, а именно ООО ТК «***», что подтверждается договором №437-И/16 от 11.01.2016.

Люминесцентные ртутьсодержащие лампы ею используются только для освещения помещения, в котором осуществляет коммерческую деятельность, но отработанные лампы ею не хранятся и не утилизируются, так как для их утилизации заключен еще один договор с ООО ТК «***» №220/16 от 11.01.2016 передачи отходов (люминесцентных ламп) на утилизацию.

В жалобе указано, что проверка проведена с нарушением Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», поскольку она не была заранее уведомлена о проведении проверки, распоряжение о проведении проверки ей не вручалось. Должностным лицом, проводившим проверку, не были названы цели и основания проверки, не подтверждены полномочия на ее проведение, что не было учтено судьей при вынесении решения.

В случае обнаружения признаков состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, просит принять во внимание фактические обстоятельства дела, отсутствие негативных последствий и применить положения ст. 2.9 КоАП РФ, признав правонарушение малозначительным.

Дело об административном правонарушении истребовано в Ульяновский областной суд, законность вступивших в законную силу постановления и решений по делу об административном правонарушении проверена.

В силу положений ч. 1 ст. 30.16 КоАП РФ по жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Из материалов дела усматривается, что ИП Логунова Л.Е. в помещении, расположенном по адресу: г. ***, осуществляет розничную торговлю продуктами питания и хозяйственными товарами.

В вину ИП Логуновой Л.Е. вменено то, что указанную выше деятельность она осуществляет с нарушением требований статей 1, 4, 11, 14, 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также с нарушением требований ст. 10 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В частности, в вину ИП Логуновой Л.Е. вменено отсутствие свидетельства о классе опасности отходов для окружающей среды, отсутствие паспорта на отходы I - IV класса опасности, отсутствие ведения учета образующихся отходов по установленной форме, не разработана инструкция по организации сбора накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и не назначено ответственное лицо за обращение с указанными отходами.

Как уже отмечалось выше, решением судьи Ульяновского областного суда от 09.06.2016 из объема обвинения ИП Логуновой исключено осуществление ею деятельности в отсутствие свидетельства о классе опасности отходов для окружающей среды. В остальном состоявшимися по делу постановлениями ИП Логунова Л.Е. была признана виновной и привлечена к ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.

Состоявшиеся по делу постановление и решения нельзя признать законными и обоснованными. При этом необходимо иметь в виду следующее.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).

В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона отходами производства и потребления признаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Положениями Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

Согласно ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить инвентаризацию (учет) отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

В силу п. 1 ст. 19 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Исходя из положений указанных норм, обязанность по проведению инвентаризации отходов и объектов их размещения и представлению необходимой информации в области обращения с отходами возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих предприятия, здания, строения, сооружения и иные объекты в связи с обращением с отходами; обязанность по учету образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов - на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами (деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов).

Однако из материалов дела не следует, что ИП Логунова Л.Е. осуществляет деятельность в области обращения с отходами, а также эксплуатирует занимаемое помещение в связи с обращением с отходами, доказательств тому не имеется.

Деятельность ИП Логуновой Л.Е. связана с осуществлением торговли. Занимаемые на основании договора аренды нежилые помещения она использует под магазин.

Привлекая ИП Логунову Л.Е. к административной ответственности за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, должностное лицо и судебные инстанции исходили из того, что ИП Логунова осуществляет временное накопление отходов, которые образуются в процессе торговой деятельности.

Однако материалы дела не содержат доказательств, которые бы позволяли сделать вывод о производстве ИП Логуновой Л.Е. в отношении отходов действий, отвечающих признакам накопления отходов, которым в силу ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ признается их временное складирование (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Данные, свидетельствующие об осуществлении ИП Логуновой Л.Е. такого складирования отходов, о наличии специально обустроенных мест (площадок) для их складирования в целях дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования, отсутствуют. Напротив, в материалах дела имеются копии договоров (л.д. 15, 16), заключенных ИП Логуновой Л.Е. со специализированной организацией ООО ТК «***», на вывоз твердых коммунальных отходов (договор № 437-И/16 от 11.01.2016) и на прием и утилизацию люминисцентных ламп (договор № 220/16 от 11.01.2016).

При таких обстоятельствах следует сделать однозначный вывод о том, что осуществляемая ИП Логуновой Л.Е. деятельность не связана с деятельностью по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению и иному обращению с отходами производства и потребления и согласиться с соответствующими доводами рассматриваемой жалобы.

С учетом этого вывода необходимо исключить из объема обвинения ИП Логуновой Л.Е. вмененные ей в вину действия (бездействие) по отсутствию ведения учета образующихся отходов по установленной форме, а также по отсутствию инструкции по организации сбора накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и отсутствию назначенного ответственного лица за обращение с указанными отходами, поскольку эти действия (бездействие) возможно вменить в вину, с целью привлечения к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, лишь юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению и иному обращению с отходами производства и потребления. Как уже отмечалось выше, ИП Логунова Л.Е. такой деятельностью не занимается.

Следует также учесть, что вступившим в законную силу решением Ульяновского областного суда от суда от 09.06.2016 из объема обвинения уже исключены вмененные в вину ИП Логуновой действия (бездействие)  по осуществлению деятельности без определения класса опасности отходов для окружающей среды.

При рассмотрении данной жалобы нет оснований входить в обсуждение законности решения областного суда в этой части, поскольку в силу требований ст. 30.17 КоАП РФ в этой стадии рассмотрения дела положение лица, привлекаемого к административной ответственности, не может быть ухудшено.

Таким образом, из всего объема обвинения, в вину ИП Логуновой Л.Е. обоснованно вменено лишь непринятие мер по составлению паспортов на отходы I - IV класса опасности, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны  составить паспорт на отходы I - IV класса опасности.

На момент проведения проверки ИП Логунова Л.Е. такого паспорта на отходы I - IV класса опасности не имела, следовательно, требования п. 3 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ ИП Логуновой Л.Е. были нарушены.

С учетом этого обстоятельства, следует прийти к выводу о том, что предыдущие инстанции пришли к правильному выводу о том, что в действиях (бездействии) ИП Логуновой Л.Е. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

При этом полагаю, что доводы жалобы ИП Логуновой Л.Е. о малозначительности правонарушения также заслуживают внимания.

В силу разъяснений, которые даны в п. 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Требования ст. 8.2 КоАП РФ направлены на защиту окружающей среды от негативного воздействия загрязняющих веществ. Вместе с тем в данном случае следует иметь в виду, что отсутствие на момент проверки у ИП Логуновой Л.Е. паспорта на отходы I - IV класса опасности является формальным нарушением, которое заключается лишь в ненадлежащем оформлении документов. Это нарушение негативного влияния на окружающую среду не оказывает. Указанные обстоятельства по конкретному делу позволяют сделать вывод о малозначительности этого правонарушения, поскольку существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений не произошло.

В силу положений ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Руководствуясь статьями 30.17 и 30.18 КоАП РФ,

 

п о с т а н о в и л а:

 

жалобу индивидуального предпринимателя Логуновой Л*** Е*** удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора Ульяновской области в области недропользования и природных ресурсов Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 01 марта 2016 года, решение судьи Инзенского районного суда Ульяновской области от 04 апреля 2016 года и решение судьи Ульяновского областного суда от 09 июня 2016 года (в части оставления без изменения постановлений предыдущих инстанций) о привлечении  индивидуального предпринимателя Логуновой Л*** Е*** к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ отменить.

Производство по делу прекратить по основаниям ст. 2.9 КоАП РФ - в связи с малозначительностью правонарушения.

 

Заместитель председателя                                                                            Ульяновского областного суда                                                             Л.В. Болбина