Судебный акт
Обеспечение жильем детей-сирот
Документ от 16.08.2016, опубликован на сайте 06.09.2016 под номером 61382, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кочергаева О.П.                                                                     Дело № 33-3868/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               16 августа 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Казаковой М.В.,

судей  Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

с участием прокурора  Колгановой Е.А.

при секретаре  Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 30 мая 2016 года, с учетом определения того же суда от 28 июня 2016 года об исправлении описки, по которому постановлено:

 

Исковые требования  прокурора г.Димитровграда   в  интересах  Нурмухаметовой Д.А. удовлетворить.

Признать    незаконным    бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального  комплекса  и  транспорта  Ульяновской  области  по  своевременному обеспечению Нурмухаметовой Д*** А***  жилым помещением по договору социального найма специализированного жилого помещения.

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта  Ульяновской области  обеспечить Нурмухаметову Д*** А*** жилым  помещением по  договору социального найма специализированного  жилого помещения в  муниципальном  образовании  «город  Димитровград» Ульяновской области.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., мнение прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Мелекесского района Ульяновской области, действуя в интересах Нурмухаметовой Д.А., обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о признании бездействия незаконным, понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что Нурмухаметова Д.А., *** года рождения,  относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Нурмухаметова Д.А. является выпускницей О*** и планирует трудоустройство в городе Димитровграде. Решением координационного совета по защите прав несовершеннолетних от ***.2015 Нурмухаметова Д.А. включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилой площади, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.

Просил признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению жилым помещением по договору социального найма специализированного жилого помещения; обязать Министерство  строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить истца жилым помещением по договору социального найма специализированного жилого помещения на территории г. Димитровграда Ульяновской области.

Определением суда от 31.05.2016 производство по делу в части исковых требований к отделу опеки и попечительства Управления образования администрации МО «Мелекесский район» о признании незаконным бездействия по своевременному обеспечению Нурмухаметовой Д.А. жилым помещением по договору социального найма специализированного жилого помещения прекращено в связи с отказом истца от указанной части исковых требований и  принятием его  судом.

Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое. Указывает, что жилое помещение не представлено истице по причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых помещений. Кроме того, считает, что предоставление Нурмухаметовой Д.А. первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма, нарушает права других детей-сирот, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в том же порядке, что и истица. Дополнительно указывает, что на основании постановления Правительства Ульяновской области от 14.10.2014 №466-П, Нурмухаметова Д.А. может обратиться в Министерство с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в размере 3000 рублей с приложением соответствующих документов.

В возражении на апелляционную жалобу прокурор города Димитровграда Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а жалобу Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как  следует из материалов дела, Нурмухаметова Д.А., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением  Мелекесского районного суда Ульяновской области от ***.2006  одинокая мать  истицы – Н*** Л.М. была лишена в отношении дочери родительских прав.

Согласно справки о рождении сведения об отце Нурмухаметовой Д.А. внесены в актовую запись со слов матери.

Постановлением Главы администрации Мелекесского района Ульяновской области  за № *** от ***.2005  на Нурмухаметовой Д.А. установлена опека, опекуном назначена ее бабушка – Н*** Л.Р.

Истица зарегистрирована по месту жительства опекуна, в двухкомнатной квартире общей площадью 26.29 кв.м., расположенной по адресу р.п. М***. В указанной квартир кроме нее зарегистрированы и проживают 4 человека.

Решением  комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении от ***.2015  был установлен факт невозможности проживании истицы по месту регистрации.

По сведениям УОГУП БТИ и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в собственности объектов недвижимости Нурмухаметова Д.А. не имеет.

Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области от ***2015  Нурмухаметова Д.А. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, однако до настоящего времени жилое помещение не представлено.

Исходя из этого, суд правильно пришел к выводу о том, что Нурмухаметова Д.А.  не обеспечена жилым помещением.  При этом, вывод суда о том, что исковые требования прокурора Мелекесского района Ульяновской области, действующего в интересах Нурмухаметовой Д.А. к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области подлежат удовлетворению, мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что и истица, не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований об  обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Право истицы на компенсацию расходов за наем (поднаем) жилья в размере 3000 руб. в месяц, не лишает ее права на своевременное обеспечение жильем по договору найма специализированного жилого помещения в установленном законом порядке.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Постановлением Правительства Ульяновской  области от 04.04.2016 № 7\141-П  «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 02.10.2013 № 454-П» внесены в постановление  Правительства  Ульяновской области от 02.10.2013 № 454-П  «Об утверждении Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области» изменения: наименование после слов «о Министерстве» дополнено словом  «промышленности».

Таким образом, наименование надлежащего ответчика – Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 30 мая 2016 года, с учетом определения того же суда от 28 июня 2016 года об исправлении описки оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий  

 

Судьи: