Судебный акт
По ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ
Документ от 22.08.2016, опубликован на сайте 12.09.2016 под номером 61381, Админ. 2 пересмотр, КоАП: ст. 5.27 ч.1, Вынесено решение по существу

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Хаустова Е.В.                                                                Дело № 7-313/2016

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                           18 августа 2016 года

 

Судья Ульяновского областного суда Зуева Н.В.

при секретаре Шумеевой Е.Ю.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе - главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Стоматологическая поликлиника города Ульяновска» Физюковой Г*** Г*** на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 09 июня 2016 года,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Постановлением заместителя начальника отдела – главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области от 16 мая 2016 главный врач Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Стоматологическая поликлиника города Ульяновска» Физюкова Г.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного  ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 3 000 руб.

 

Решением судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 09 июня 2016 года указанное постановление оставлено без изменения.

 

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, главный врач государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Стоматологическая поликлиника города Ульяновска» Физюкова Г.Г. не соглашается с вынесенными постановлением и решением судьи, полагает их подлежащими отмене.

В обоснование жалобы указывает, что раздел 4 трудового договора, заключаемого работниками с ГБУЗ «Стоматологическая поликлиника города Ульяновска», содержит размер должностного оклада работника в месяц, а также информацию о том, что за выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым договором, работнику устанавливается заработная плата в соответствии с «Положением об отраслевой системе оплаты труда работников ГБУЗ «Стоматологическая поликлиника города Ульяновска». Также в трудовом договоре указано, что стимулирующая часть устанавливается в размерах, основанных на критериях и показателях качества и результативности работы, утвержденных локальным актом учреждения, коллективным договором и соглашениями. Данным локальным актом является Положение о материальном стимулировании работников, утвержденное 01.08.2014 главным врачом ГБУЗ «Стоматологическая поликлиника города Ульяновска».

При этом считает, что в трудовых договорах работников содержатся все обязательные для включения в трудовой договор условия об оплате труда, в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, компенсационные выплаты, надбавки и поощрительные выплаты.

 

Указывает, что материальное стимулирование труда работников ГБУЗ «Стоматологическая поликлиника города Ульяновска» осуществляется в виде индивидуальной надбавки к заработной плате за выполнение качественных и количественных показателей деятельности, направленных на конечный результат.

В соответствии с Положением о материальном стимулировании работников источниками материального стимулирования, в том числе, являются средства ТФОМС (предназначенные для оплаты медицинской помощи, аккумулированные в ТФОМС Ульяновской области). ТФОМС Ульяновской области осуществляет финансирование медицинских учреждений в соответствии с Тарифным соглашением на 2016 год по утвержденным тарифам.

Таким образом, размер стимулирующих выплат не является фиксированным и зависит в том числе от поступлений средств ОМС и определяется в строгом соответствии с Тарифным соглашением в системе обязательного медицинского страхования Ульяновской области, планом финансово-хозяйственной деятельности и Уставом учреждения.

ТФОМС Ульяновской области согласно Тарифному соглашению на 2016 год осуществляет финансирование через страховую медицинскую организацию за оказанную медицинскую помощь в следующем за отчетным месяцем. Следовательно, выплаты осуществляются по итогам прощедщего месяца по результатам проведенной экспертизы, т.е. в следующем отчетном периоде.

На основании изложенного, в трудовом договоре не могут быть отражены конкретные размеры стимулирующих выплат в связи с тем, что отсутствуют ежемесячные утвержденные фиксированные суммы за оказанные медицинские услуги. Вместе с тем, процедура расчета и минимальные и максимальные величины стимулирующих выплат в трудовом договоре изложены. Кроме того, работник информируется о составных частях заработной платы в расчетном листке, что соответствует ст. 136 Трудового кодекса РФ.

 

Указывает, что начисление работникам стимулирующих выплат относится к категории прав, а не обязанностей работодателя. Право на начисление стимулирующих вьшлат возникает у работника при условии качественного вьшолнения им плановых объемов оказания медицинской помощи в соответствующем периоде.

Согласно справке о выполнении плана по случаям обращения за март 2016 года (по результатам февраля 2016 года) у перечисленных в протоколе работников отмечается вьшолнение плана индивидуальной нагрузки менее 95 %, следовательно, оплата им начислялась с учетом выполненных объемов, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС без стимулирующих вьшлат.

Полагает, что в связи с отсутствием в Коллективном договоре и Положении о материальном стимулировании работников обязательств о снижении и лишении стимулирующих выплат за невыполнение плана индивидуальной нагрузки приказа о снижении и лишении стимулирующих выплат не требуется, т.к. это не предусмотрено Трудовым законодательством РФ. Следовательно, если работник не выполнил условия для стимулирующей выплаты в связи с его несоответствием условиям и показателям стимулирующих выплат в соответствующем периоде, она не начисляется согласно утвержденной системе оплаты труда.

Кроме того, стимулирующие выплаты являются негарантированными выплатами и начисляются при наличии денежных средств в учреждении, о чем указано в Положении о материальном стимулировании работников и на что сделана ссылка в трудовом договоре работников, их не начисление не относятся к перечню оснований, изменяющих трудовой договор, в связи с чем это не требует уведомления работников, предусмотренного статьей 74 Трудового кодекса РФ.

 

Указывает также, что работники были уведомлены только лишь о проведении процедуры специальной оценки условий труда. Изменения в трудовые договоры работников не внесены, условия работы не ухудшены, выплаты сохранены, дополнительные отпуска, предусмотренные статьей 116 Трудового кодекса РФ и Коллективным договором ГБУЗ «Стоматологическая поликлиника города Ульяновска» (на 2013-2016 годы) запланированы.

По состоянию на 19 мая 2016 года процедура специальной оценки условий труда на всех рабочих местах не завершена, следовательно, изменение условий трудового договора будет произведено после завершения процедуры специальной оценки условий труда и с соблюдением требований статьи 74 Трудового кодекса РФ, ознакомлением работников с результатами специальной оценки условий труда и с учетом мнения трудового коллектива.

 

Полагает, что разногласия, возникшие между учреждением и работником относительно не начисления стимулирующих вьшлат, содержат признаки, перечисленные в статье 381 Трудового кодекса Российской Федерации и являются индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению в порядке статьи 382 Трудового кодекса Российской Федерации, что по ее мнению свидетельствует об отсутствии в действиях учреждения состава вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Просит отменить решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 09 июня 2016 года и вынести по жалобе новый судебный акт.

 

Изучив доводы жалобы, материалы дела в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ в полном объеме, заслушав представителей Физюковой Г.Г., заместителя начальника отдела – главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области Ситкову Е.В., прихожу к выводу о том, что действия главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения» Стоматологическая поликлиника города Ульяновска» Физюковой Г.Г. верно квалифицированы по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуется в случае нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

 

Материалами дела установлено, что на основании распоряжения руководителя Государственной инспекции труда в Ульяновской области – главного государственного инспектора в Ульяновской области от 11.04.2016 № *** с целью защиты прав и интересов работников проведена плановая выездная проверка в отношении ГБУЗ «Стоматологическая поликлиника города Ульяновска».

Согласно акту проверки от 06.05.2016 были выявлены нарушения ГБУЗ «Стоматологическая поликлиника города Ульяновска» трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

 

Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

 

Из постановления начальника отдела – главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области от 16.05.2016 следует, что в вину главному врачу государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Стоматологическая поликлиника города Ульяновска» Физюковой Г.Г. вменено то, что

- в нарушение ст.ст. 57, 135 ТК РФ в трудовых договорах, заключенных с работниками учреждения, отсутствуют существенные условия - конкретные размеры выплат компенсационного и стимулирующего характера;

- в нарушение ст.ст. 22, 74, 135, 136 ТК РФ приказ о лишении выплат стимулирующего характера за март 2016 года работодателем в отношении работников Ф*** М.И., П*** И.Е., П*** И.В., К*** Н.Л., Д*** М.С., Б*** А.Р., Р*** Е.Л., Д*** Ж.М. не издавался, работники о невыплате (лишении) стимулирующей выплаты не извещались;

- в нарушение ст.ст. 74, 116, 123 ТК РФ, положений коллективного договора не внесен в график отпусков дополнительный ежегодный отпуск, работники об исключении дополнительного отпуска из графика отпусков на 2016 год в письменной форме не менее, чем за два месяца не уведомлены;

- нарушена процедура уведомления работников об изменении условий труда по результатам проведенной оценки условий труда (ст. 74, 116, 123, 212 ТК РФ), поскольку работникам направлены уведомления об изменении условий трудового договора, тогда как специальная оценка условий труда рабочих мест проведена не на всех рабочих местах структурных подразделений ГБУЗ «Стоматологическая поликлиника города Ульяновска», не установлены вредные и опасные факторы производственной среды и трудового процесса, а также не определены компенсационные меры; работники структурных подразделений, в которых проведена специальная оценка условий труда, не ознакомлены с ее результатами. При этом работодатель незаконно и неправомерно уведомил работников об их праве с 01.06.2016 на дополнительный отпуск только на основании специальной оценки условия труда рабочих мест.

 

Указание на нарушение главным врачом ГБУЗ «Стоматологическая поликлиника города Ульяновска» Физюковой Г.Г. ст.ст. 74, 116, 123 ТК РФ, положений коллективного договора в связи с невнесением в график отпусков работников дополнительного ежегодного отпуска, а также ст. 74, 116, 123, 212 ТК РФ в связи с нарушением процедуры уведомления работников об изменении условий труда по результатам проведенной оценки условий труда считаю обоснованным по следующим основаниям.

 

Согласно ст. 116 ТК РФ ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Согласно ст. 123 ТК РФ очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника.

 

Приложением № 2 к коллективному договору на 2013-2016 годы ГБУЗ «Стоматологическая поликлиника города Ульяновска» установлен перечень работ, профессий, категорий работников, порядок и условия предоставления ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, за условия труда и с ненормированным рабочим днем:

- врач-стоматолог-терапевт-14 календарных дней;

- врач-стоматолог-хирург-14 календарных дней; врач-стоматолог-ортопед-14 календарных дней;

- врач-стоматолог-14 календарных дней;

- старшая медицинская сестра – 14 календарных дней;

Зубной врач – 14 календарных дней;

- медицинская сестра всех наименований – 14 календарных дней;

- зубной техник – 14 календарных дней;

- санитарка – 14 календарных дней; сестра-хозяйка – 14 календарных дней и ряд должностей, которым предусмотрен дополнительный ежегодный отпуск.

 

Материалами дела подтверждается, что на момент проверки в графике отпусков на 2016 год работникам был запланирован только ежегодный оплачиваемый отпуск, дополнительный ежегодный отпуск обязательный для работников соответствии с коллективным договором не внесен в график отпусков, работники об исключении дополнительного отпуска из графика отпусков на 2016 год в письменной форме не менее, чем за два месяца не уведомлялись, что противоречит требованиям ст. 74, 116, 123 Трудового Кодекса РФ и положениям коллективного договора.

 

В связи с чем главному врачу ГБУЗ «Стоматологическая поликлиника города Ульяновска» обоснованно вменено в вину нарушение ст.ст. 74, 116, 123 ТК РФ, положений коллективного договора в связи с невнесением в график отпусков дополнительного ежегодного отпуска.

 

В силу ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить в том числе проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

При этом порядок проведения специальной оценки условий труда установлен Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

В силу ч. 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

 

Из материалов дела следует, что приказом ГБУЗ «Стоматологическая поликлиника города Ульяновска» № *** от 18.03.2016 создана комиссия по проведению специальной оценки условий труда на рабочих местах, определено провести работы по специальной оценки условий труда на рабочих местах в срок с 01.04.2016 по 31.12.2016, по окончании работ разработать план мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников.

На момент проверки установлено, что специальная оценка условий труда в ГБУЗ «Стоматологическая поликлиника города Ульяновска» проведена в структурных подразделениях частично и не на всех рабочих местах, отчеты по оценке не утверждены, работники с результатами оценки не ознакомлены.

При этом работники письменными уведомлениями работодателя от 01.04.2016 уведомлены об изменений условий труда с 01.06.2016 в связи с проведением специальной оценки условий труда рабочих мест. В уведомлениях работникам также разъяснено, что право на дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда устанавливается по результатам специальной оценки условий труда рабочих мест, а также работники предупреждены, что в случае отказа от продолжения работы в новых условиях и отказа от предложенной работы с ними трудовой договор будет прекращен в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ. От работников этой же датой отобрано письменное согласие на продолжение работы в новых условиях  предусмотренные ст. 74 Трудового кодекса РФ.

 

Таким образом, полагаю обоснованным вывод должностного лица Государственной инспекции труда в Ульяновской области и судьи районного суда в части нарушения главным врачом ГБУЗ «Стоматологическая поликлиника города Ульяновска» процедуры уведомления работников об изменении условий труда по результатам специальной оценки условий труда на рабочих местах.

 

Факт совершения главным врачом Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Стоматологическая поликлиника города Ульяновска» Физюковой Г.Г. административного правонарушения и ее виновность подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, в том числе актом проверки, предписанием, протоколом об административном правонарушении и другими материалами дела.

 

Довод представителя Физюковой Г.Г. о том, что уведомлениями «об изменении условий трудового договора» от 01.04.2016 работники были уведомлены только лишь о проведении процедуры специальной оценки условий труда не обоснован, поскольку противоречит буквальному содержанию уведомления. При этом согласно действующему законодательству на работодателя возложена обязанность уведомить работника только о результатах специальной оценки условий труда. Действующим законодательством не установлена обязанность работодателя уведомить работника о проведении процедуры специальной оценки условий труда (о проведении специальной оценки условий труда издается приказ по организации).

 

Иные доводы в жалобе направлены на переоценку исследованных должностным лицом Государственной инспекции труда и судьей доказательств и не свидетельствуют о невиновности Физюковой Г.Г. в совершении инкриминируемого ей правонарушения в части указанных выше нарушений.

 

Вместе с тем выводы должностного лица Государственной инспекции труда и судьи районного суда о наличии вины в части нарушения ст.ст. 57, 135 ТК РФ, выразившегося в отсутствии в трудовых договорах, заключенных с работниками учреждения, конкретных размеров выплат компенсационного и стимулирующего характера вызывают сомнения в связи со следующим.

 

В соответствии со ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре указываются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

 

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

 

В соответствии со ст.ст. 2, 5 Закона Ульяновской области «Об оплате труда работников областных государственных учреждений» № 70-ЗО от 06.06.2012 в состав системы оплаты труда работников учреждений включаются: оклад (должностной оклад), ставка заработной платы; выплаты компенсационного характера; выплаты стимулирующего характера.

Перечень видов, формы и предельные размеры выплат компенсационного характера, предоставляемых работникам учреждений, оплата труда которых осуществляется на основании одной отраслевой или одной иной, отличной от отраслевой, системы оплаты труда, устанавливаются Правительством Ульяновской области с учетом сводной информации о результатах проведения специальной оценки условий труда, формируемой исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере труда и социальной защиты населения, на основе сведений, представленных исполнительными органами государственной власти Ульяновской области, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений.

Конкретные виды, формы (процентные доплаты и надбавки к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников либо твердые денежные суммы) и размеры выплат компенсационного характера, предоставляемых работникам учреждений, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами учреждений в соответствии с законодательством с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда и части 3 настоящей статьи.

К предоставляемым работникам выплатам стимулирующего характера относятся:

1) выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

2) выплаты за качество выполняемых работ, оказываемых услуг;

3) выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

4) премии по итогам работы за определенный период времени;

5) иные выплаты стимулирующего характера, перечень которых устанавливается Правительством Ульяновской области.

Конкретные виды и размеры выплат стимулирующего характера, а также условия их предоставления работникам учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Правительства Ульяновской области, содержащими нормы трудового права, в пределах средств, предусмотренных в фондах оплаты труда работников учреждений. При этом при предоставлении работнику учреждения выплат стимулирующего характера учитываются критерии, позволяющие оценить качество и результативность его работы, которые определяются на основании рекомендаций исполнительного органа государственной власти Ульяновской области, осуществляющего функции и полномочия учредителя соответствующего учреждения.

Фонд оплаты труда работников учреждений формируется на календарный год исходя из объема лимитов бюджетных обязательств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на оплату труда работников казенных учреждений, размеров субсидий, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ), объемов средств государственных внебюджетных фондов, направленных на возмещение затрат учреждений на оказание медицинских услуг, и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.

Фонд оплаты труда работников учреждений состоит из базового фонда и фонда стимулирования.

За счет средств, предусмотренных в базовом фонде, производится выплата окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работникам учреждений, а также предоставляются выплаты компенсационного характера. За счет средств, предусмотренных в фонде стимулирования, предоставляются выплаты стимулирующего характера.

В соответствии с коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами учреждений часть средств, поступающих от приносящей доход деятельности, может быть использована в целях предоставления работникам учреждений выплат стимулирующего характера.

 

Согласно Положению об отраслевой системе оплаты труда работников государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Стоматологическая поликлиника города Ульяновска», утвержденной 14.10.2013 главным врачом Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Стоматологическая поликлиника города Ульяновска» Физюковой Г.Г. к выплатам компенсационного характера относятся выплаты: работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (в форме процентных доплат); за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных) (в форме процентных доплат).

К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты: за интенсивность и высокие результаты работы (коэффициент дополнительных услуг); за качество выполняемых работ, оказываемых услуг (коэффициент качества); за стаж непрерывной работы, выслугу лет (коэффициент непрерывности); премии по итогам работы за определенный период; доплаты за ученую степень; надбавки за почетное звание, надбавки, отражающие отраслевые особенности деятельности отдельных медицинских организаций; персональные надбавки.

Конкретные виды и размеры выплат стимулирующего характера, а также условия их предоставления работникам устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами ГБУЗ «Стоматологическая поликлиника города Ульяновска», в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ульяновской области, содержащими нормы трудового права, в пределах средств, предусмотренных в фондах оплаты труда работников.

 

Приложением к указанному Положению главным врачом ГБУЗ «Стоматологическая поликлиника города Ульяновска» Физюковой Г.Г. 01.08.2014 утверждено Положение о материальном стимулировании работников ГБУЗ «Стоматологическая поликлиника города Ульяновска» (далее Положение о материальном стимулировании). 

Согласно указанному Положению материальное стимулирование труда работников осуществляется в виде индивидуальной надбавки к заработной плате за выполнение качественных и количественных показателей деятельности, направленных на конечный результат. Основными источниками фонда материального стимулирования являются: экономия фонда оплаты труда; экономия средств, полученная за счет реорганизации структурных подразделений, оптимизации численности должностей; прибыль, полученная от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; средства ТФОМС.

Основным условием стимулирующих выплат является успешное выполнение плановых мероприятий и заданий, инициативное и добросовестное исполнение работниками своих должностных обязанностей.

Распределение стимулирующих выплат по критериям качества производится комиссиями по двум уровням: 1 уровень - структурное подразделение – формируется из трех человек (заведующей структурным подразделением, заведующей отделением, старшая медицинская сестра, которая оценивает выполнение показателей эффективности работниками структурного подразделения, оформляет решение комиссии протоколом, знакомит работников с оценкой качества их работы; и 2 уровень – тарификационной комиссией, утвержденной приказом по ГБУЗ  «Стоматологическая поликлиника города Ульяновска», в соответствии с Порядком проведения тарификации работников учреждений здравоохранения, утвержденной Правительством Ульяновской области, которая распределяет средства по выплатам за качество по структурным подразделениям, определяет размер выплат за качество по общеполиклиническому, медицинскому и не медицинскому персоналу, работникам, не входящим в структурные подразделения по утвержденным критериям, рассматривает вопросы по оценке критериев качества и на основании протокольного решения комиссии издается приказ.

Оценка качества эффективности работы персонала осуществляется путем сопоставления достигнутых результатов с нормативными показателями деятельности. Основным методом оценки качественных показателей работы врачебного персонала является экспертиза первичных медицинских и учетных документов.

 

Как следует из трудовых договоров работников, пояснений представителей Физюковой Г.Г., заместителя начальника отдела – главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области Ситковой Е.В. в ГБУЗ  «Стоматологическая поликлиника города Ульяновска» выплачивается компенсационная выплата только по коэффициенту специфики, ее размер в процентном соотношении в трудовом договоре определен.

Включение в трудовой договор условий о возможности получения работником компенсационных выплат за работу в выходные и (или) нерабочие праздничные дни, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за сверхурочную работу трудовых прав работников не нарушают, в связи с чем  указание в постановлении должностного лица Государственной инспекции труда в Ульяновской области и в решении судьи районного суда о нарушении ст.ст. 57, 135 ТК РФ, выразившемся в отсутствии в трудовых договорах, заключенных с работниками учреждения, конкретных размеров выплат компенсационного характера подлежит исключению из объема обвинения.

 

Поскольку стимулирующая выплата не является фиксированной выплатой, осуществляется в виде индивидуальной надбавки к заработной плате за выполнение качественных и количественных показателей деятельности, направленных на конечный результат, формируется в том числе с помощью бальной системы оценки, источником финансирования стимулирующей выплаты являются денежные средства, полученные от экономии фонда оплаты труда, от предпринимательской прибыли, а также средства ТФОМС, она не может быть указана в трудовом договоре в конкретном размере.

 

В связи с чем указание на нарушение ст.ст. 57, 135 ТК РФ, выразившееся в отсутствии в трудовых договорах, заключенных с работниками учреждения, конкретных размеров выплат стимулирующего характера также подлежит исключению из постановления заместителя начальника отдела – главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области от 16 мая 2016 года и решения Ленинского районного суда г. Ульяновска от 09 июня 2016 года, вынесенных в отношении главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения» Стоматологическая поликлиника города Ульяновска» Физюковой Г.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Помимо этого подлежит исключению указание в постановлении должностного лица Государственной инспекции труда в Ульяновской области и в решении судьи районного суда на нарушение главным врачом государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Стоматологическая поликлиника города Ульяновска» Физюковой Г.Г. ст.ст. 22, 74, 135, 136 ТК РФ в связи с не изданием приказа о лишении выплат стимулирующего характера за март 2016 года в отношении работников Ф*** М.И., П*** И.Е., П*** И.В., К*** Н.Л., Д*** М.С., Б*** А.Р., Р*** Е.Л., Д*** Ж.М. и не извещением указанных работников о невыплате (лишении) стимулирующей выплаты, поскольку право на начисление стимулирующих вьшлат согласно Положению о материальном стимулировании возникает у работника при условии качественного вьшолнения им плановых объемов оказания медицинской помощи в соответствующем периоде.

Согласно справке о выполнении плана по случаям обращения за март 2016 года (по результатам февраля 2016 года) у перечисленных в протоколе работников отмечается выполнение плана индивидуальной нагрузки менее 95 %, следовательно, оплата начислялась с учетом выполненных объемов, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС без стимулирующих выплат. Издание приказа в данном случае не требовалось.

 

Довод главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области о том, что в этой части нарушены трудовые права работников, поскольку они не имели возможности получить информацию о не начислении им стимулирующих выплат необоснован, поскольку работник не лишен права на ознакомление с протоколом заседании комиссии по распределению стимулирующих выплат по структурному подразделению, протоколом тарификационной комиссии и критериями стимулирующих выплат за определенный период.

 

Принимая во внимание исключение из постановления заместителя начальника отдела – главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области и решения судьи районного суда указанных выше нарушений, считаю необходимым заменить назначенное главному врачу государственного бюджетного учреждения здравоохранения» Стоматологическая поликлиника города Ульяновска» Физюковой Г.Г. административное наказание в виде штрафа на предупреждение.

 

Руководствуясь ст.ст.30.1 - 30.9 КоАП РФ, судья

 

РЕШИЛ:

 

Жалобу главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Стоматологическая поликлиника города Ульяновска» Физюковой Г*** Г*** удовлетворить частично.

 

Постановление заместителя начальника отдела – главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области от 16 мая 2016 года, решение судьи Ленинского районного суда города Ульяновска от 09 июня 2016 года, вынесенные в отношении главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Стоматологическая поликлиника города Ульяновска» Физюковой Гульсири Гельметовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: исключить из них вывод о том, что в нарушение ст.ст. 57, 135 ТК РФ в трудовых договорах, заключенных с работниками учреждения, отсутствуют существенные условия - конкретные размеры выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также вывод о том, что в нарушение ст.ст. 22, 74, 135, 136 ТК РФ приказ о лишении выплат стимулирующего характера за март 2016 года в отношении работников Ф*** М.И., П*** И.Е., П*** И.В., К*** Н.Л., Д*** М.С., Б*** А.Р., Р*** Е.Л., Д*** Ж.М. не издавался, работники о невыплате (лишении) стимулирующей выплаты не извещались; заменить административное наказание, назначенное Физюковой Г*** Г*** в виде штрафа в размере 3 000 рублей на предупреждение.

 

В остальной части постановление заместителя начальника отдела – главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области от 16 мая 2016 года, решение судьи Ленинского районного суда города Ульяновска от 09 июня 2016 года оставить без изменения.

 

Судья                                                                                          Н.В.Зуева