Судебный акт
Прекращение прав управления транспортным средством
Документ от 23.08.2016, опубликован на сайте 13.09.2016 под номером 61283, 2-я гражданская, о прекращении права управления транспортным средством, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Колбинова Н.А.                                                                      Дело № 33а-4013/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                23 августа 2016 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Королевой А.В.,

судей Зуевой Н.В. и Трифоновой Т.П.

при секретаре Бешановой Э.Е.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Д*** В*** А*** на решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 25 мая 2016 года, по которому постановлено:

 

Исковое заявление прокурора Засвияжского района г.Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к Д*** В*** А*** о  прекращении  права  управления транспортным  средством,  обязании   сдать  водительское  удостоверение   удовлетворить.

Прекратить   право    Д***     В***   А***  на    управление транспортным средством,  возникшее  на основании  водительского удостоверения  серии    ***,    выданного  09.06.2011.

Обязать  Д*** В*** А*** в  течение  месяца  после  вступления решения суда в законную силу сдать водительское удостоверение серии  ***  от   09.06.2011  в  УГИБДД  УМВД  России  по  Ульяновской области.

Решение суда является основанием для внесения информации о признании недействительным водительского удостоверения серии ***,   выданного  09.06.2011  УГИБДД   УМВД   России  по  Ульяновской области   Д***   В***   А***,  в  базу  данных   Управления  Государственной   инспекции   безопасности   дорожного  движения   Управления министерства  внутренних  дел  России  по  Ульяновской  области.

 

Заслушав доклад судьи Зуевой Н.В., пояснения Д*** В.А.,  поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Засвияжского района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Д*** В*** А*** о прекращении права управления транспортным средством, обязании сдать  водительское  удостоверение.  В обоснование требований указал, что Д*** В.А. 09.06.2011  выдано водительское удостоверение ***, дающее право на управление транспортными средствами категории «В». Между тем по сведениям ГУЗ «Ульяновская областная клиническая наркологическая  больница»  Д*** В.А. с 2011 года состоит на учете с диагнозом «***», код заболевания по МКБ-10-F-12.0. Наличие у Д*** В.А. водительского удостоверения и, соответственно, права управления транспортными средствами создает угрозу жизни и здоровью граждан, нарушает установленный Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» принцип соблюдения интересов граждан при обеспечении безопасности дорожного движения. Просил прекратить право управления транспортным средством Д*** В.А., возникшее на основании водительского удостоверения серии ***, выданного  09.06.2011. Обязать Д*** В.А.  в течение  месяца после вступления решения суда в законную силу сдать водительское удостоверение  серии *** от 09.06.2011 в УГИБДД УМВД России  по  Ульяновской   области.

 

Заинтересованными лицами по делу являются ГУЗ «УОКНБ», УГИБДД УМВД России по Ульяновской области.

 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Д*** В.А. просит отменить принятое по делу решение как незаконное и необоснованное и вынести новое решение. Указывает, что судом сделан бездоказательный вывод о том, что возможно получение им права на управление транспортными средствами было следствием коррупционных проявлений со стороны медицинских организаций, поскольку он на момент получения водительских прав на учете в ГУЗ «УОКНБ» не состоял. Указывает, что не имеет подтвержденного заболевания «наркомания» и не является лицом, страдающим наркоманией, поскольку разовое употребление психоактивного вещества в 2011 году явилось причиной постановки его под наблюдение, но сам профилактический учет не делает его лицом больным либо страдающим наркоманией. Указывает, что Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 № 1604, на который ссылается прокурор и суд, вступил в законную силу 12.01.2015 и не может распространяться на его случай, произошедший в 2011 году. С порядком и правилами профилактического наблюдения, снятия с учета, в том числе об обязанности ежемесячного посещения врача-нарколога, его в ГУЗ «УОКНБ» не ознакомили. Доказательств систематического  употребления им психоактивных веществ со дня постановки на профилактический учет материалы дела не содержат. Между тем доказательствами его нарконезависимости являются осмотры врача-нарколога и отрицательные результаты тестов от 06.05.2016, 20.05.2016, 23.06.2016, 04.07.2016. До снятия с учета ему осталось восемь раз посетить врача-нарколога, ухудшение его состояния здоровья не наблюдается.

 

В заседание суда апелляционной инстанции явился Д*** В.А., который поддержал доводы своей апелляционной жалобы.

 

Другие участники процесса в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.

 

Судебная коллегия, с учетом мнения Д*** В.А., прокурора Сальникова А.А., определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

 

Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08 ноября 1968 г. установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.

 

Часть 3 ст. 55 Конституции РФ предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

 

Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

 

Согласно статье 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.

Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами (пункт 6 статьи 23 названного Федерального закона).

В силу пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в том числе выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.

Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, согласно пункту 7 которого противопоказаниями для управления транспортным средством являются, в том числе психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по МКБ-10 F10 - F16, F18, F19).

 

Приказом Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 г. N 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями" утверждена Инструкция о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания (далее - Инструкция).

Инструкция предусматривает, что за лицами, обратившимися за наркологической помощью самостоятельно или по направлению различных общественных организаций, лечебно-профилактических учреждений, предприятий и организаций, органов внутренних дел, у которых злоупотребление алкоголем, наркотическими и другими одурманивающими средствами не сопровождается клиническими проявлениями заболевания (в дальнейшем по тексту группа риска), организуется профилактическое наблюдение.

Целью профилактического наблюдения является предупреждение развития у лиц группы риска хронического алкоголизма, наркоманий и токсикоманий.

За время профилактического наблюдения лица группы риска получают необходимую медицинскую помощь, способствующую прекращению пьянства и употребления наркотических и других одурманивающих средств.

Срок профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств, - 1 год.

Прекращение профилактического наблюдения осуществляется в том же порядке, что и прекращение диспансерного наблюдения, но вместо длительной ремиссии (выздоровления) у лиц группы риска основанием для прекращения данного наблюдения является длительное (в течение года) воздержание от пьянства, прекращение употребления в немедицинских целях наркотических и других одурманивающих средств.

 

Из изложенного следует, что при решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и состоящих на профилактическом учете в связи с немедицинским потреблением наркотических и других одурманивающих средств, необходимо выяснять наличие у данных лиц длительного (в течение года) прекращения употребления в немедицинских целях наркотических и других одурманивающих средств.

 

Как усматривается из материалов дела Д*** В.А. 09.06.2011  выдано водительское удостоверение ***, дающее право на управление транспортными средствами категории «В».

 

Согласно сообщению ГУЗ «УОКНБ» Д*** В.А. с 18.07.2011 состоит на учете в указанном лечебном учреждении с диагнозом «***». Взят на профилактический учет после медицинского освидетельствования нарколога по направлению работодателя на допуск к работе, проведенного в ГУЗ УОКНБ 18.07.2011 г. (в анализе мочи методом ГХСМ выявлены ***). В период проведения медицинского освидетельствования ознакомлен с порядком и правилами профилактического наблюдения. Но нарколога в рамках обязательного ежемесячного, в течении одного года, профилактического наблюдения не посещал. Подтверждения ремиссии нет. ГУЗ «УОКНБ» с момента взятия на учет Д*** В.А. медицинское заключение в любой форме на предмет допуска к управлению транспортным средством не выдавалось. Продолжает находиться на профилактическом учете, так как нуждается в медико-реабилитационных мероприятиях. Не может быть допущен к управлению транспортным средством на основании перечня медицинских противопоказаний «Психические расстройства и расстройства поведения», связанные с употреблением психоактивных веществ – «F10 - F16, F18, F19» до завершения медико-реабилитационных мероприятий, проводимых в рамках профилактического наблюдения в течение 1 года.

 

Доказательств того, что ответчик в течение года после постановки на учет наблюдался в медучреждении, проходил обследования для принятия решения о прекращении профилактического наблюдения и снятия с учета, в материалы дела не представлено.

 

На основании изложенного, учитывая отсутствие данных о снятии Д*** В.А. с учета, вывод суда об удовлетворении иска прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Д*** В.А. о прекращении действия права управления транспортными средствами является правильным.

 

Доводы Д*** В.А. о том, что профилактический учет не делает его лицом больным либо страдающим наркоманией, а также о том, что Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604, не может распространяться на его случай, судебной коллегией отклоняется, поскольку наличие диагноза «***», код заболевания по МКБ-10-F-12.0 свидетельствует о наличии медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, что исключает возможность допуска Д*** В.А. к управлению транспортными средствами. Сам факт нахождения административного ответчика на профилактическом учете до настоящего времени и отсутствие данных о наличии оснований для снятия его с учета свидетельствует об имеющемся у него медицинском противопоказании для управления транспортными средствами. Обоснованность постановки на профилактический учет ответчиком в установленном порядке не оспаривалась. Доказательства того, что у административного ответчика наблюдается длительное (в течение года) прекращение употребления в немедицинских целях наркотических и других одурманивающих средств, и он снят с профилактического учета в установленном законом порядке, в материалах дела отсутствуют.

 

Доводы Д*** В.А. о том, что он медицинским учреждением с порядком и правилами профилактического наблюдения, снятия с учета, в том числе об обязанности ежемесячного посещения врача-нарколога, не был ознакомлен, не принимаются во внимание, так как обстоятельства его постановки на этот учет не относятся к предмету исследования по настоящему административному делу.

 

Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы, направленным на иную оценку установленных судом обстоятельств, не имеется.

 

Нарушений положений ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебного решения, не допущено.

 

Вместе с тем судебная коллегия полагает необходимым  исключить из мотивировочной части решения вывод суда о том, что при наличии заболевания «***» у Д*** В.А. выдача ему водительского удостоверения стала возможной вследствие возможных коррупционных проявлений со стороны сотрудников медицинских учреждений, выдающих медицинские справки, предъявленных для получения водительского удостоверения, как противоречащий установленным обстоятельствам дела.

 

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 25 мая 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Д*** В*** А*** – без удовлетворения.

 

Исключить из мотивировочной части решения вывод о том, что при наличии заболевания «***» у Д*** В.А. выдача ему водительского удостоверения стала возможной вследствие возможных коррупционных проявлений со стороны сотрудников медицинских учреждений, выдающих медицинские справки, предъявляемые для получения водительского удостоверения.

 

Председательствующий        

 

Судьи