Судебный акт
Дженежная компенсация морального вреда профзаболеванием
Документ от 23.08.2016, опубликован на сайте 05.09.2016 под номером 61240, 2-я гражданская, о компенсации морального вреда в связи с производственной травмой, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Родионова  В.П.                                                Дело № 33-4006/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                     23 августа 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Казаковой М.В., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре  Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной   ответственностью «УАЗ» на решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 20 апреля 2016 года, с учетом определения Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 24 июня 2016 года об исправлении описки в решении суда, по которому постановлено:

 

Иск   Иванова   А***  В***  удовлетворить в  части.

Взыскать с  общества с  ограниченной   ответственностью «УАЗ» в  пользу  Иванова  А***   В*** компенсацию морального вреда, причиненного  производственной  травмой,  в размере  800 000 рублей.

В  удовлетворении   остальной  части иска  Ивану А***  В***  отказать.

Взыскать с  общества с ограниченной  ответственностью  «УАЗ»  в пошлину в  доход местного бюджета в размере  300 рублей.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения представителя ООО «УАЗ» - Анохиной О.Г., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Иванова А.В. – Моржак С.Е.,  возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Иванов А.В. обратился в  суд с иском к обществу с ограниченной   ответственностью «Ульяновский автомобильный завод» (далее - ООО «УАЗ») о компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что работает по трудовому договору в ООО «УАЗ» с 25.06.2015 по  настоящее время в качестве г***. ***.2015 во время работы по разгрузке и установке стеллажей на складе предприятия в результате падения одного из стеллажей он получил производственную травму обеих ног. Данный случай работодатель квалифицировал как несчастный случай на производстве, о чем был составлен акт формы Н-l. Согласно выводам, содержащимся в акте, причинами несчастного случая на производстве явились неудовлетворительная организация проведения работ, выразившаяся в отсутствии должного контроля за проведением разгрузочных работ; недостатки в обучении безопасным приемам труда перед проведением нестандартных работ по перемещению стеллажей. Лицом, допустившим нарушения требований охраны труда, признан начальник участка, который не провел целевой инструктаж по охране труда с грузчиками и не осуществил должного контроля за организацией разгрузочных работ, то есть вина в происшедшем несчастном случае  в полном объеме лежит на работодателе. В течение длительного периода времени он неоднократно находился на стационарном лечении, с диагнозами: «*** Полученная травма причиняет ему нравственные и физические страдания: он полностью  обездвижен  и находится на постельном режиме уже четыре месяца, не может себя самостоятельно обслуживать, вынужден принимать большое количество обезболивающих лекарственных препаратов, нарушен его образ жизни, болезнь вызывает у него депрессивное состояние. Кроме того, ему предстоит операция на другую ногу. Просил взыскать с ответчика ООО «УАЗ» компенсацию морального вреда в размере 1 200 000 рублей.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ООО «УАЗ» не соглашается с решением суда, просит его изменить, уменьшив размер взысканной компенсации морального вреда. В обоснование жалобы указывает, что на момент вынесения решения суда истец освидетельствование в МСЭ не проходил, инвалидность и степень утраты трудоспособности ему не устанавливались. Взысканная компенсация несоразмерна степени вины ООО «УАЗ» в несчастном случае, в несколько раз превосходит по размеру предусмотренную законом компенсацию, которая выплачивается лицам, участвующим в борьбе с терроризмом и получившим ранение или увечье.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Засвияжского района г.Ульяновска и Иванов А.В. просят решение суда оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие Иванова А.В., извещенного о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Иванов А.В. с 25.06.2015 по настоящее время работает в качестве г***  в Департаменте внутренней логистики, Дирекции по планированию и логистике, Дирекции по производству ООО «УАЗ».

***.2015  в 12ч. 45 мин.  Иванов   А.В. получил производственную травму: при исполнении  трудовых  обязанностей  на  него  упал  металлический  стеллаж, Иванов   А.В. попал   в  свободный  проем  секции,  ноги придавило поперечной полкой   стеллажа  к  полу, в результате чего  он получил травму обеих ног.

Данный случай ответчик  квалифицировал как несчастный случай на производстве, о чем был составлен акт формы Н-l от 05.11.2015. Согласно выводам данного акта (п.9), причинами несчастного случая на производстве явились:  неудовлетворительная организация проведения работ, выразившаяся в отсутствии должного контроля за проведение работ, чем нарушены п. 7.2.3.1.1 П 009-2009, ст.212. ТК РФ;  недостатки в обучении безопасным приемам труда, выразившиеся в не проведении целевого инструктажа перед проведением нестандартных работ по перемещению стеллажей, чем нарушены п.п. 7.5.1. ГОСТ 12.0.004-90, п. 7.2.3.1.1. П009-2009. Лицом, допустившим нарушения требований охраны труда, признан начальник участка, который не провел целевой инструктаж по охране труда с грузчиками и не осуществил должного контроля за организацией проводимых работ, грубая неосторожность истца отсутствует ( п. 1О Акта),  то есть установлена вина в происшедшем несчастном случае в полном объеме ООО «УАЗ».

19.10.2015 истец  поступил  в  травматологическое  отделение  № ***  ГУЗ «Ульяновский   областной   клинический   центр   специализированных    видов  медицинской  помощи», где ему установлен диагноз: «П***». До настоящего   времени  истец  является  нетрудоспособным,  ему  продлен больничный  лист, он находится  на   амбулаторном  лечении. По состоянию на  29.03.2016 ему установлен диагноз:  «З***».

Ссылаясь на испытываемые в результате полученной производственной травмы физические и нравственные страдания, Иванов А.В. обратился в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований Иванова А.В., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации   обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить  безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов.

Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» возмещение застрахованному морального вреда, причиненного в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, осуществляется причинителем вреда.

В силу ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации  моральный вред, причиненный работнику  неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме.

В соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Поскольку факт получения Ивановым А.В. производственной травмы по вине работодателя, следствием которого явилось причинение вреда его здоровью, нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда в пользу истца, размер которой определен в соответствии с вышеуказанными нормами законодательства.

Доводы, приведенные ООО «УАЗ» в апелляционной жалобе относительно завышенного размера определенной судом компенсации в возмещение морального вреда , являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

В пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 года № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» разъяснено, что при определении размера компенсации морального вреда суду с учетом требований разумности и справедливости следует исходить из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств каждого дела.

Определяя сумму компенсации морального вреда в размере 800 000 руб., суд первой инстанции учел возраст истца  (***  лет), тяжесть причиненных ему нравственных страданий и переживаний в связи с повреждением здоровья, то обстоятельство, что Иванов А.В. более шести месяцев  обездвижен, в  перспективе  еще до  4-х  месяцев вынужден находиться в ***, в связи с чем  нуждается в  постоянном  постороннем  уходе, кроме  полученной травмы у него развиваются  сопутствующие  заболевания, имеется необходимость в оперативных  вмешательствах и  длительном  приеме   медицинских препаратов, из-за травмы  у  него полностью нарушен   сложившийся образ  жизни.

Судебная коллегия полагает выводы суда в части размера компенсации в возмещение морального вреда правильными и оснований для его снижения не находит.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 20 апреля 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной   ответственностью «УАЗ» – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: