Судебный акт
Отказ в постановке на учет для получения выплаты на приобретение жилья
Документ от 23.08.2016, опубликован на сайте 05.09.2016 под номером 61236, 2-я гражданская, о признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сычёва О.А.                                                     Дело № 33-3999/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                     23 августа 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Герасимовой Е.Н., Казаковой М.В.,

при секретаре  Штукатурове С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Зеленовского О*** А*** на решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 07 июня 2016 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Зеленовского О*** А*** к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконным решения  Комиссии ФСИН России от 8 декабря 2015 года об отказе в постановке Зеленовского О*** А*** на учет для  получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, о возложении обязанности  поставить Зеленовского О*** А*** на учет  для получения  единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого  помещения с составом семьи 3 человека с 17 декабря  2013 года  - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Зеленовского О.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области Мошкова А.Ю.,   полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Зеленовский О.А. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области (далее - УФСИН России по Ульяновской области), Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России) о признании незаконным решения  Комиссии ФСИН России, возложении обязанности  поставить его на учет для получения  единовременной социальной выплаты для приобретения  или строительства жилого  помещения. В обоснование иска указал, что проходит службу в уголовно-исполнительной системе России в должности *** энергомеханического отдела ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области. 17 декабря 2013 года, имея на указанную дату выслугу более 12 лет, он в установленном порядке обратился в Территориальную подкомиссию Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и представил необходимые для этого документы. Решением комиссии ФСИН России от 08 декабря 2015 года Зеленовскому О.А. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на основании п.12 Правил от 24 апреля 2013 года № 369 в связи с ухудшением жилищных условий в 2013 году, с чем он не согласен. Считает, что снятие его с регистрационного учета из жилого помещения, которое принадлежит его сестре по адресу: ***, и последующая  регистрация в квартире, собственником которой являются супруга и ее родители, не является ухудшением жилищных условий, так как в квартире сестры он не проживал, а проживал и проживает в съемном жилье. Считает,  что ни семья сестры, ни семья родителей его супруги ни относятся к членам его семьи, так как общее хозяйство он с ними не ведет. Своего  жилья он не имел и не имеет. Членами его семьи являются его супруга и несовершеннолетний сын. Просил отменить решение Комиссии ФСИН России, возложить на ответчиков обязанность  поставить его  на учет  для получения  единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого  помещения с составом семьи три человека с 17 декабря  2013 года.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Зеленовский О.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение, удовлетворив его исковые требования. В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные доводам искового заявления. Обращает внимание, что в решении суда отсутствуют ссылки на конкретные доказательства, подтверждающие намеренное ухудшение им жилищных условий, выводы суда об этом являются ни чем иным как предположением. Он вселился в квартиру своей супруги, что в силу закона нельзя признать ухудшением жилищных условий семьи. Просит учесть, что ранее он был зарегистрирован в квартире своей сестры Е*** Н.А., которая является дочерью его отца от другого брака. Жилое помещение сестра получила по наследству от своей матери. Квартира сестры в равных долях принадлежит членам ее семьи (самой сестре, ее супругу и сыну). Он со своей семьей проживает на съемных квартирах, с родителями супруги они общего хозяйства не ведут, что свидетельствует о том, что членами одной семьи они не являются. Приняв во внимание наличие в собственности отца супруги ½ доли в праве общей долевой  собственности на квартиру ***, суд не учел, что там зарегистрированы и проживают брат супруги с сыном.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ФСИН России, извещенного о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Зеленовский О.А. пояснил, что снятие его с регистрационного учета в 2013 году из квартиры сестры и регистрация в квартире, принадлежащей в равных долях супруге и ее родителям, была обусловлена его намерением попасть в категорию сотрудников, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилья как обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв.м. Также пояснил, что ранее не имел возможности зарегистрироваться в квартире совместно с супругой, поскольку ее родители имели намерение приватизировать жилье и не желали, что бы он участвовал в приватизации вместе с ними.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

С 01 января 2013 года отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулирует Федеральный закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 283-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 4 указанного Федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы (далее - единовременная социальная выплата).

Частью 3 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ установлено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник в том числе не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункты 1 и 2).

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (пункт 6 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ0).

Согласно ч. 8 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:

1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);

2) с обменом жилыми помещениями;

3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;

4) с выделением доли собственниками жилых помещений;

5) с отчуждением жилых помещений или их частей.

Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369 (далее – Правила).

Пунктом 3 Правил определено, что единовременная социальная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти или уполномоченного им руководителя, которое оформляется приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.

К федеральным органам исполнительной власти в целях настоящих Правил относится в том числе Федеральная служба исполнения наказаний,

Принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4 Правил).

Пунктом 5 Правил определен перечень документов, которые сотрудник должен представить в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения и в которых указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи.

Среди таких документов пункт 5 Правил называет документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений.

Согласно п. 12 Правил  в случае, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Зеленовский О.А., *** года рождения, *** внутренней службы, проходит службу в уголовно-исполнительной системе России в должности *** энергомеханического отдела ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области. Его выслуга лет в календарном исчислении на 17 декабря 2013 года составляла более 12 лет.

17 декабря 2013 года Зеленовский О.А. обратился в территориальную подкомиссию Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в целях предоставления единовременной социальной выплаты, к которому приложил пакет документов.

03 марта 2014 года территориальной подкомиссией УФСИН России по Ульяновской области заявление истца было рассмотрено, принято решение о направлении пакета документов, представленных Зеленовским О.А., в Комиссию ФСИН России для решения вопроса о постановке его с членами семьи на учет в целях получения единовременной социальной выплаты.

Решением комиссии ФСИН России от 08 декабря 2015 года (протокол № 83) Зеленовскому О.А. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с п. 12 Правил в связи с ухудшением жилищных условий в 2013 году.

Кроме того, в оспариваемом истцом решении комиссии указано на представление истцом документов о принадлежности его супруге жилых помещений без указания ее девичьей фамилии.

Полагая решение комиссии ФСИН России незаконным, Зеленовский О.А. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения требований Зеленовского О.А.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам, оснований считать его неправильным не имеется.

С 02 сентября 2006 года истец состоит в браке с З*** (П***) О.Е.

Супруги Зеленовские имеют несовершеннолетнего сына А***, *** года рождения.

В период с 27 февраля 2008 года по 11 декабря 2013 года истец был зарегистрирован  в жилом помещении по адресу: ***, общей площадью 65,41 кв.м, собственниками которого в равных долях являются сестра истца – Е*** Н.А., ее супруг и сын.

При этом в указанный период в квартире по названному выше адресу были зарегистрированы четыре человека – истец, его сестра Е*** Н.А., супруг сестры и сын, на каждого из которых приходилось по 16,35 кв.м общей площади жилья.

С 16 декабря 2013 года по настоящее время Зеленовский О.А. постоянно зарегистрирован  в квартире по адресу: ***, площадью 65,14 кв.м, собственниками которой в равных долях являются З*** О.Е. (супруга истца), П*** Е.Б. (отец супруги истца), П*** М.А. (мать супруги истца) на основании   договора о передаче жилых  помещений в собственность граждан от 18 мая 2007 года.

До момента регистрации истца в квартире по *** было зарегистрировано четыре человека – супруга истца, несовершеннолетний сын супругов Зеленовских, мать и отец супруги истца, на каждого из которых приходилось по 16,28 кв.м общей площади.

Установив данные обстоятельства и следуя требованиям приведенного выше Федерального закона и Правил, суд пришел к верному выводу о том, что совершенные в 2013 году действия Зеленовского О.А. по снятию с регистрационного учета из квартиры сестры и регистрации в квартире совместно с супругой повлекли ухудшение жилищных условий.

При этом данные действия совершены истцом намеренно, непосредственно перед обращением с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной, что не отрицал Зеленовский О.А. в суде апелляционной инстанции.

При этом судебная коллегия считает необходимым отметить, что находясь в браке с 2006 года, истец ранее не предпринимал действий по регистрации в квартире совместно с супругой.

16 января 2007 года Зеленовский О.А. снялся с регистрационного учета из квартиры ***, которая впоследствии, как пояснил сам истец, была приватизирована его родственниками (бабушкой). 

Договор о передаче квартиры *** в собственность супруги истца и ее родителей был заключен 18 мая 2007 года, в квартире сестры Е*** Н.А. Зеленовский О.А. был зарегистрирован 27 февраля 2008 года.

Таким образом, доводы истца о том, что ранее (до 2013 года) он не имел возможности зарегистрироваться по месту жительства супруги ввиду предстоящей приватизации жилья супругой и ее родителями, несостоятельны.

Оценивая приведенные выше фактические обстоятельства, судебная коллегия соглашается с выводами комиссии ФСИН России и суда первой инстанции о совершении истцом намеренных действий по ухудшению жилищных условий.

Вопреки доводам жалобы, разрешая требования истца, суд первой инстанции обоснованно учел наличие в собственности у П*** Е.Б. (отца супруги истца) с 17 апреля 2006 года ½ доли в праве общей долевой собственности на двухкомнатную квартиру, общей площадью 43,27 кв.м,  расположенной по адресу: ***.

При этом суд обоснованно, исходя из положений Федерального закона №283-ФЗ, Правил, ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации пришел к выводу о том, что родители супруги истца являются членами его семьи, поскольку Зеленовский О.А. был зарегистрирован в квартире именно как член семьи ее собственников.

Пунктом 11 Правил установлено, что при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.

Согласно ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

С учетом площади всех жилых помещений, находящихся в собственности членов семьи истца (супруги, ее отца и матери) суд правильно определил, что на каждого из них приходится по 17,35 кв.м общей площади жилья, а потому они обеспечены жилой площадью, и Зеленовский О.А. не имеет права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилья.

Регистрация в квартире по ***, сособственником ½ доли которой является отец супруги истца, иных лиц (брата супруги истца с несовершеннолетним сыном) правого значения не имеет, как и проживание истца в арендуемых квартирах, поскольку не опровергает установленный судом факт обеспеченности жильем истца и членов его семьи.  

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 07 июня 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Зеленовского О*** А*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи