Судебный акт
Обеспечение жильем вынужденных переселенцев
Документ от 16.08.2016, опубликован на сайте 26.08.2016 под номером 61117, 2-я гражданская, о признании отказа незаконным, обязании восстановить в списках нуждающихся в жилом помещении, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сапрыкиной Е.В.                                               Дело № 33-3816/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                     16 августа 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Казаковой М.В.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре  Дубровиной Л.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Сулеймановой Э*** Р***, Сулейманова Т*** Р***, Сулеймановой Ф*** М*** и Сулейманова Р*** И*** на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 13 мая 2016 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Сулеймановой Э*** Р***, Сулейманова Т*** Р*** удовлетворить частично.

Обязать администрацию города Ульяновска восстановить Сулейманову Э*** Р*** и Сулейманова Т*** Р*** в списках граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы с  16 июля 2002 года в составе семьи 4 человека (Сулейманова Ф*** М***, Сулейманов Р*** И***, Сулейманов Т*** Р*** и Сулейманова Э*** Р***).

Обязать Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области восстановить Сулейманову Э*** Р*** и Сулейманова Т*** Р*** в сводном списке граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы с  16 июля 2002 года в составе семьи 4 человека (Сулейманова Ф*** М***, Сулейманов Р*** И***, Сулейманов Т*** Р*** и Сулейманова Э*** Р***).

Взыскать в пользу Сулеймановой Э*** Р*** с Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области и администрации города Ульяновска расходы по оплате госпошлины в равных долях по 37,5 руб. с каждого.

Взыскать в пользу Сулейманова Т*** Р*** с Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области и администрации города Ульяновска расходы по оплате госпошлины в равных долях по 37,5 руб. с каждого.

В остальной части иска - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Сулеймановой Э.Р., Сулеймановой Ф.М., Сулейманова Р.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Сулейманова Э.Р., Сулейманов Т.Р. обратились в суд с иском к Главному управлению труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области о признании действий незаконными, восстановлении каждого из них в качестве самостоятельной семьи с 16 июля 2002 года в списках очередности на улучшение жилищных условий среди вынужденных переселенцев. В обоснование требований указали, что в 2001 году в несовершеннолетнем возрасте вместе с родителями приехали в г. Ульяновск из Республики У***. С 16 июля 2002 года их отец Сулейманов Р.И. с составом семьи из четырех человек (Сулейманов Р.И., супруга – Сулейманова Ф.М., сын - Сулейманов Т.Р., дочь - Сулейманова Э.Р.) состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и среди лиц, имеющих статус вынужденных переселенцев, включен в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы. На период с 31 мая 2006 года по 08 апреля 2018 года они с родителями временно  зарегистрированы в двух комнатах общей площадью 33,7 кв.м, муниципальной коммунальной квартиры по адресу: ***. 22 октября 2014 года они обратились с заявлениями о включении каждого из них в качестве отдельной семьи в списки очередности на получение жилищных сертификатов. Решением комиссии по учёту и распределению жилой площади администрации города Ульяновска от 04 декабря 2014 года они поставлены на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий среди лиц, имеющих статус вынужденного переселенца, при этом произведен раздел семьи Сулеймановых на три семьи: родители и каждый из детей (истцов). Министерство здравоохранения в ответ на их обращение по вопросу восстановления в очереди нуждающихся вынужденных переселенцев с июля 2002 года указало на невозможность постановки на учет нуждающихся ранее даты обращения, с чем они не согласны. В настоящее время полномочия по учету граждан – вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, переданы Главному управлению труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области. Просили суд признать незаконным отказ в признании каждого из них нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязать Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области восстановить каждого из них в качестве отдельной семьи с составом семьи один человек в списках очередности на улучшение жилищных условий с момента первичной постановки на такой учет, а именно с 16 июля 2002 года.

Суд привлек к участию в деле в качестве соответчика администрацию города Ульяновска, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска и, рассмотрев заявленные требования по существу, постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Сулеймановы Э.Р., Т.Р., Ф.М., Р.И. не соглашаются с решением суда, просят его отменить и принять по делу новое решение. Жалоба мотивирована доводами, аналогичными доводам искового заявления. Обращают внимание, что суд неправильно определил требования истцов и обстоятельства, имеющие значение для дела, фактически оставив без оценки действительные требования истцов. Решение суда немотивировано и не содержит правового обоснования по заявленным исковым требованиям. Необоснованными считают доводы ответчика о том, что Жилищным кодексом Российской Федерации не предусмотрен механизм определения очередности гражданина с более ранней даты, чем дата подачи документов для постановки на учет. Настаивают на том, что имеют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с даты постановки на жилищный учет (16 июля 2002 года), так как постоянного жилья не имеют.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Сулейманова Т.Р., представителей ответчиков и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» (далее – Закон о вынужденных переселенцах) определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации.

Во исполнение этого Закона принято Постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2000 года № 845, утвердившее Положение, которое определяет порядок жилищного обустройства на территории Российской Федерации граждан, признанных вынужденными переселенцами (далее – Положение).

Подпунктом «б» пункта 3 указанного Положения закреплено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют в соответствии с жилищным законодательством и настоящим Положением учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляют им жилые помещения для постоянного проживания.

В силу ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Жилищным кодексом Российской Федерации случаев (часть 1).

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2).

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии (часть 3).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона о вынужденных переселенцах органы местного самоуправления включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности.

Аналогичные нормы закреплены в п. 37 указанного выше Положения.

Учет граждан осуществляется путем ведения единого списка нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье).

Для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), вынужденные переселенцы лично подают в установленном порядке в орган местного самоуправления заявление о предоставлении им постоянного жилья и представляют необходимые документы, в том числе удостоверение вынужденного переселенца (пункт 38 Положения).

Формирование и ведение сводных списков вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, приказом Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации от 10 апреля 2001 года № 31 возложено на комиссии территориального органа Минфедерации России по распределению жилья, которая на основании сведений органов местного самоуправления о принятии вынужденных переселенцев на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий формирует сводный по соответствующему субъекту Российской Федерации список.

При этом в соответствии с пунктом 8 указанного приказа вынужденные переселенцы включаются в сводные списки исходя из даты принятия их органом местного самоуправления на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье).

В составе семьи вынужденного переселенца, включаемой в сводные списки, учитываются лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, и их несовершеннолетние дети.

Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют  граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений

Согласно подпункту «б» пункта 17 членами семьи вынужденного переселенца - участника подпрограммы признаются проживающие с гражданином - участником подпрограммы независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Сулейманова Ф.М. (мать истцов) вместе с супругом Сулеймановым Р.И., сыном Сулеймановым Т.Р. (истец) и дочерью Сулеймановой Э.Р. (истец) прибыли из Республики *** и состоят на учете в УФМС России по Ульяновской области как вынужденные переселенцы с 06 мая 2002 года по настоящее время.

Все указанные граждане включены в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством.

С 2003 года истцы вместе с родителями проживают на основании договора найма жилого помещения маневренного фонда в двух комнатах (№ 1 и № 4) муниципальной коммунальной квартиры *** дома *** по ул. *** в г.***.

Постановлением Главы администрации Ленинского района г. Ульяновска от 24 июля 2002 года № 766 утверждено решение жилищной комиссии от 16 июля 2002 года, которым Сулейманова Ф.М. (мать истцов) с составом семьи четыре человека, имеющих статус вынужденных переселенцев, принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и поставлена в очередь на обеспечение жильем.

Решением комиссии по учету и распределению жилой площади администрации города Ульяновска от 04 декабря 2014 года разделена очередь семьи Сулеймановых как нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих статус вынужденных переселенцев, на три семьи: одна семья – Сулейманов Р.И. и Сулейманова Ф.М. (родители истцов), вторая семья - Сулейманов Т.Р., третья семья – Сулейманова Э.Р.

Согласно списку граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы на 2015 год по г.Ульяновску Сулейманов Р.И. (отец истцов) с 16 июля 2002 года включен в такой список с составом семьи два человека, а Сулейманов Т.Р. и Сулейманова Э.Р. с составом семьи по одному человеку каждый - с 04 декабря 2014 года.

Соответственно с указанной датой постановки на учет истцы Сулеймановы (дети) и Сулеймановы (родители) были включены в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы на 2015 год по Ульяновской области в раздел «граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами».

Не соглашаясь с датой постановки на учет – 04 декабря 2014 года и, полагая действия ответчиков незаконными, истцы обратились в суд с настоящим иском.

Проверив доводы истцов, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для признания незаконным отказа Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области (правопреемника Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области) в признании истцов нуждающимися в улучшении жилищных условий, обозначенного в ответе № 73-11016-08.01.01.02/12556 от 05 ноября 2014 года, поскольку данное сообщение не содержит по своему тексту выводов о том, что Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области не признает истцов Сулеймановых Э.Р. и Т.Р. нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Вместе с тем доводы апелляционной жалобы о том, что судом не были рассмотрены действительные требования истцов, и судебное решение принято по доводам, которые истцами не заявлялись, заслуживают внимания.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение администрации города Ульяновска от 04 декабря 2014 года о разделении семьи Сулеймановых на три отдельные семьи в целях постановки на учет как граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и для участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, является незаконным и подлежит отмене, тогда как кем-либо данное решение органа местного самоуправления не оспаривалось.

В ходе судебного разбирательства истцами был поставлен вопрос о наличии у каждого из них права состоять на учете нуждающихся в числе лиц, имеющих статус вынужденных переселенцев, с даты постановки на такой учет в качестве членов семьи участника подпрограммы – Сулейманова Р.И. (отца), то есть с 16 июля 2002 года.

Принимая решение о восстановлении истцов в соответствующих списках с 16 июля 2002 года в составе семьи четыре человека, суд первой инстанции не учел, что в соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» также обращено внимание на то, что суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом.

Из приведенных положений закона и разъяснений по их применению следует, что право определения предмета иска и его основания, как и способа защиты права, принадлежит истцу, в связи с чем все иные формулировки и толкование требований судом, а не истцом означают фактически выход за пределы заявленного истцом к ответчику требования.

В соответствии с принципом диспозитивности гражданского судопроизводства, свободно распоряжаясь как своими субъективными материальными правами, так и процессуальными средствами их защиты, стороны принимают на себя все последствия совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Из материалов дела, доводов иска и апелляционной жалобы следует, что истцы настаивали на восстановлении каждого из них в списках нуждающихся с 16 июля 2002 года в составе отдельной семьи. Именно эти требования истцов подлежали проверке и оценке судом. Решение, принятое по требованиям, которые истцами не заявлялись, не может быть признано законным и подлежит отмене.

Разрешая требования истцов о восстановлении каждого из них в качестве отдельной семьи в списках граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы на 2015 год по городу Ульяновску и в сводном списке по Ульяновской области с 16 июля 2002 года, судебная коллегия находит их не подлежащими удовлетворению.

Из приведенных выше положений закона следует, что вынужденные переселенцы включаются в сводные списки исходя из даты принятия их органом местного самоуправления на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье).

На учет нуждающихся в улучшении жилищных условий органом местного самоуправления каждый из истцов в качестве самостоятельной семьи был поставлен 04 декабря 2014 года, и именно с этой даты каждый из них включен в соответствующие списки. 

Действующее жилищное законодательство не предусматривает механизма определения очередности гражданина с более ранней даты, чем дата подачи им документов для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

16 июля 2002 года истцы были поставлены на учет в несовершеннолетнем возрасте в составе семьи вынужденного переселенца (своего отца), могли оставаться  на таком учете и реализовать свое право на обеспечение жильем совместно с родителями, однако от такой возможности отказались, настаивая на том, что каждый из них является отдельной семьей и имеет самостоятельное право на получение жилищного сертификата в рамках подпрограммы. Такое самостоятельное право, вопреки доводам апелляционной жалобы, у истцов возникло только после постановки каждого из них на учет в качестве отдельной семьи, каковой в 2002 году в силу своего несовершеннолетнего возраста они являться не могли.

Таким образом, заявленные истцами требования не подлежат удовлетворению как не основанные на законе.

С учетом изложенного решение суда подлежит отмене в части возложения на администрацию города Ульяновска обязанности восстановить Сулейманову Э.Р., Сулейманова Т.Р. в списках граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы с 16 июля 2002 года в составе семьи 4 человека (Сулейманова Ф*** М***, Сулейманов Р*** И***, Сулейманов Т*** Р***, Сулейманова Э*** Р***), а на Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области восстановить Сулейманову Э*** Р***, Сулейманова Т*** Р*** в сводном списке граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы с 16 июля 2002 года в составе семьи 4 человека (Сулейманова Ф*** М***, Сулейманов Р*** И***, Сулейманов Т*** Р***, Сулейманова Э*** Р***), а также в части взыскания с Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области и администрации города Ульяновска в пользу Сулейманова Т*** Р*** и Сулеймановой Э*** Р*** расходов по оплате государственной пошлины в сумме по 37 руб. 50 коп. с каждого ответчика.

В указанной части надлежит принять новое решение об отказе Сулейманову Т.Р. и Сулеймановой Э.Р. в иске.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 13 мая 2016 года отменить в части возложения на администрацию города Ульяновска обязанности восстановить Сулейманову Э*** Р***, Сулейманова Т*** Р*** в списках граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы с 16 июля 2002 года в составе семьи 4 человека (Сулейманова Ф*** М***, Сулейманов Р*** И***, Сулейманов Т*** Р***, Сулейманова Э*** Р***), а на Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области обязанности восстановить Сулейманову Э*** Р***, Сулейманова Т*** Р*** в сводном списке граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы с 16 июля 2002 года в составе семьи 4 человека (Сулейманова Ф*** М***, Сулейманов Р*** И***, Сулейманов Т*** Р***, Сулейманова Э*** Р***), а также в части взыскания с Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области и администрации города Ульяновска в пользу Сулейманова Т*** Р*** и Сулеймановой Э*** Р*** расходов по оплате государственной пошлины в сумме по 37 руб. 50 коп. с каждого ответчика.

Принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Сулеймановой Э*** Р***, Сулейманова Т*** Р*** к администрации города Ульяновска, Главному управлению труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области о восстановлении каждого из них в качестве самостоятельной семьи с 16 июля 2002 года в списках , в том числе сводных, граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы, взыскании расходов по оплате государственной пошлины отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи